Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)
презентация к уроку физики (8 класс) по теме

Широкова Людмила Николаевна

16 марта 2012 года

Играет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физика

Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники  интеллектуального конкурса «Умницы  и умники»

В нашей жизни электричества -

Непомерное количество…

Жмем, расслабившись, на кнопочки…

И как в сказке  - телевизор уж включён.

А в квартире всюду лампочки

Светят нам электролампочки.

Нож на кухне - электрический,

Режет всё автоматически,

И  вращаясь истерически

Ездит щётка по зубам…

У приборов электрических

В рабстве мы уже практически

Заменил мозги фактически

Электронный интеллект…

Станем мы для электричества

Не нужны в один момент…

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» начинается

Тема  вытекает из прелюдии «Ученые мужи у истоков электричества»

Представление -  «ареопага»

Председатель «ареопага»: Елена Владимировна Шипицына завуч школы

Секретарь «ареопага»:  Наталья Александровна Митрофанова  в совершенстве владеет русским, обучает немецкому языку,  понимает и говорит на французском языке.

Ордена и медали вручает помощница: Сагирова Алена ученица 8Б класса - выбравшая переводной экзамен - физика

 агонисты:

1 участник – Закиров Никита -  участник международного конкурса по физике «Зубренок», закончил 7 класс в заочной школе физиков  при 146 школе г. Перми

2 участник - Сабирзянов Александр  - призер международного конкурса по физике «Зубренок»,  закончил 7 класс в заочной школе физиков  при 146 школе г. Перми, призер олимпиад по математике, физике, химии, русскому языку

3участник - Филатов Денис  - призер международного конкурса по физике «Зубренок», закончил 7 класс в заочной школе физиков  при 146 школе г. Перми, призер олимпиады по химии, участник муниципальной олимпиады по физике, победитель шахматно -  шашечного турнира школы  №75 - 2011 года.

Теоретики ученики 8 и 9 классов выбравшие экзамен физика

Победивший участник в конкурсе Умницы и умники освобождается от переводного экзамена по физике

Пролог  - конкур русского языка, и красноречия

Русский язык  - природная грамотность:

Сопротивление                                                           сопротивление

Перемещение                                                              перемещение

Наэлектризованность                                                наэлектрезованность

Молекула                                                                    малекула

Инертность                                                                 инертность

Энергия                                                                       енергия

Траектория                                                                 траиктория

Электромагнитное поле                                            электро – магнитное поле

Теплопроводность                                                     теплапроводность

Электростатическое  поле                                         электрастотическое пполе

электричество                                                             электричество

Конкур красноречияза 45минут до начало   было дано задание,  зачем надо изучать физику

Подводят итоги конкурса  русский язык, красноречия председатель называет победителя в прологе

 Выбираем дорожки:   

зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;

жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;

красная — из двух, но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть блиц - турнир, ответив на вопрос из  экзаменационных билетов, но в случае, если не отвечает, становится  теоретиком).

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем.

Точнее: Ответивший правильно на 2 вопроса становится победителем, если противник не может это сделать быстрее. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком.

Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но заставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной дорожке, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.

Первый этап

перед вами три фамилии ученых

Ульям Гильберт(1540 – 1603, Англия).

Историю науки об электрических явлениях можно начать с исследований Вильяма Гильберта, врача  английской королевы Елизаветы.   В чем его заслуга?

Ответ:

       Он был один из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Первое сочинение по электричеству и магнетизму Гильберт опубликовал в 1600 году. Ульям Гильберт впервые в истории науки применил термин «электричество» (от греческого слова «электрон», что означает «янтарь»).  Он описал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягиваются не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки,  и даже вода и масло.

Правильно и вы переходите в следующий этап…

 

Отто фон Герике  (1602 – 1686). Немецкий ученый. Он  в 1654году произвел опыт, выкачав воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе, которые не могли разорвать восемь пар лошадей. Этим доказал существование атмосферного давления. 

  А какое важное событие в области электричества 1650 году продемонстрировал Герике?

Ответ:

  Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении.  (Шар из серы, величину с голову ребенка, электризовался при помощи трения кусочком кожи, или сухой ладонью). Герике с помощью этого прибора обнаружил, впервые, что кроме притяжения, существует и электрическое отталкивание. Но объяснению этому Герике не нашёл.

Правильно и вы переходите в следующий этап…

 

Максимилиан Робеспьер(француз 1758 -1794) - один из лидеров Великой Французской революции.  Глава, возможно, самого радикального революционного движения — якобинцев. Какую роль он сыграл во внедрение электричества в быту и промышленности?

   Ответ:

     М. Робеспьер - выступал защитником на суде жителя    французского города Сент – Оморе, который установил на крыше своего дома громоотвод. Испуганные соседи подали на него жалобу в суд. Одним  из экспертов со стороны истца был Ж. Марат (оба они впоследствии прославились как видные деятели французской революции). На суде Марат (в то время более известный как ученый, а не политик) выступал против установки громоотвода, считая его опасным для людей. После продолжительных разбирательств Робеспьер выиграл процесс, и громоотвод получил право на существование.

Я иду к теоретикам, а вы думаете, идете вы в ва-банк?

Блиц – турнир вытягиваем счастливый билет…

Это правильный ответ и вы переходите в следующий этап…

 

Второй  этап

Петров Василий Владимирович русский физик-экспериментатор, электротехник-самоучка,  В чём его заслуга?

Ответ:

 Одним из выдающихся успехов ученого Василия Петрова стало открытие в 1802 г. явления электрической дуги и доказательство возможности ее практического применения для целей освещения, плавки, сварки металлов и восстановления их из руд. Его изобретение используется на нашем заводе в ферросплавном цехе ДСП- 3 Дуговые сталеплавильные печи 3т

Александр Николаевич Лодыгин русский инженер -  почему мы гордимся им?

Ответ:

 За изобретение самой простой электролампочки, 1873году  за 6лет до Эдисона запатентовал свою лампу накаливания. Он первый додумался до стеклянной колбы, из которой был выкачан воздух, нагревательный элемент был сделан из графита.

 

 ? «Ученый, писатель и политик».

`Этот ученый в 27 лет стал одним из самых популярных писателей Америки. `Выпускаемый им «Альманах бедного Ричарда» выходил в свет около 30 лет, он издавал также «Пенсильванскую газету» и организовал первую в США публичную библиотеку.

`Этот человек участвовал в составлении «Декларации независимости» США.

`Он был 15-м ребенком в семье мелкого ремесленника, прожил 84 года, из которых физикой занимался только 7 лет. За это семилетие успел многое сделать в науке. Ввел понятия «положительное» и «отрицательное» электричество, «конденсатор», «заряд», «разряд», «обмотка».

`Главным его изобретением стал молниеотвод (громоотвод), а главным открытием — установление электрической молнии.

`На его бюсте вырезаны слова: «Он отнял молнию у небес и власть у тиранов».

Ответ:

Бенджамин Франклин (1706 — 1790

Третий  этап   Александр Вольта (итальянец 1745- 1827) Какой опыт продемонстрировал Вольта перед французскими учеными в присутствие Наполеона Бонапарта, этот опыт произвел сильное впечатление на Наполеона. За свои исследования Вольта получил титул графа и стал рыцарем почетного легиона?

Ответ: 

  Он сконструировал в конце 1799 первый источник длительного гальванического (электрического) тока - вольтов столб, прообраз всех современных батарей и аккумуляторов.

    Первый вольтов столб состоял из 20 пар медных и цинковых кружочков, разделенных суконными кусочками, смоченными соленой водой, подсоединив к верхней и нижней пластинам столба провода.  Это источник тока создавал напряжение 1,1В.

   А не подскажете, что первоначально служило индикатором, что существует ток?  Индикатором служил – собственный язык

 

Ганс Христиан Эрстед (датский ученый 1777-1851)

в 1820 году в Копенгагенском университете состоялась его лекция с демонстрацией, на которой он использовал только что изобретенную электрическую батарею в качестве источника тока. На этой лекции Эрстед продемонстрировал, что под воздействием поднесенного на близкое расстояние проводника магнитная стрелка компаса отклоняется. Это было первое наглядное и неоспоримое подтверждение существования прямой связи между электричеством и магнетизмом.

    Впечатление от опытов было столь велико, что один из присутствующих при демонстрации поднялся и с волнением произнес ставшую впоследствии знаменитой фразу:  Какую?

Ответ:

              «Господа, происходит переворот!»

Это правильный ответ и вы переходите в следующий этап, но ждем, как ответят на первой дорожке, мы увидим, станете вы победителем или нет?

 

Андре Мари Ампер (1775 - 1836)

   В 1820 году датский физик Г.-Х. Эрстед обнаружил, что вблизи проводника с током отклоняется магнитная стрелка. Так было открыто замечательное свойство электрического тока — создавать магнитное поле. Ампер подробно исследовал это явление. Новый взгляд на природу магнитных явлений возник у него в результате целой серии экспериментов. Уже в конце первой недели напряженного труда он сделал открытие не меньшей важности, чем Эрстед — открыл взаимодействие токов.

Ампер был большим мастером изобретать новые научные термины. Именно он ввел в обиход ученых такие слова, как «кинематика», «электростатика», «электродинамика», «соленоид». Ампер высказал мысль о том, что в будущем, вероятно, возникнет новая наука об общих закономерностях процессов управления. Как он предложил ее называть?

Ответ:

«Кибернетикой»- это слово, принятое в начале, в узком смысле для обозначения искусства кораблевождения, получилоупотребление у самих греков в несравненноболее широком значении искусства управления вообще  - Предвидение Ампера оправдалось.

Развитие кибернетики в СССР, было начато в 1940-х годах

«Философский словарь» 1954 года издания попала характеристика кибернетики как «реакционной лженауки»,

В 1960-е и 1970-е гг. на кибернетику, как на техническую, так и на экономическую, уже стали делать большую ставку.

 

Четвертый   этап

Павел Николаевич Яблочков(русский инженер, электротехник 1847-1894),.

  Он был среди тех, кто своими исследованиями и изобретениями впервые проложил путь к широкому применению электричества для освещения, основоположник мировой практической электротехники и светотехники. Система освещения Яблочкова («русский свет»), продемонстрированная на Всемирной выставке в Париже в 1878, пользовалась исключительным успехом; во многих странах мира, но не в России. Он был  вынужден уступить право на использование своих изобретений владельцам французской «Генеральной компании электричества с патентами Яблочкова».

Почему его называют патриотом России?

Ответ:

Выкупил свой патент на электрическую лампочку и передал ее в дар России, всеми силами содействовал тому, чтобы «русским светом» владела в первую очередь его Родина

 

Попов Александр Степанович(русский физик, электротехник, изобретательрадио1859 -1906).

  7мая 1895г. на заседании Русского физико - химического общества А.С.Попов впервые продемонстрировал действие своего прибора, названного им грозоотметчиком. Этот прибор уверенно фиксировал электрические заряды и стал, по существу, первым радиоприёмником. (день 7 мая отмечается в России как день радио)

В чем в своей жизни и деятельности Александр Степанович проявлял  высокую гражданственность, мужество и патриотизм?

Ответ:

А.С.Попов Был горячим патриотом своей родины. Ближайший помощник Попова П.Н. Рыбкин вспоминает, что когда работы Попова по применению радиосвязи на кораблях обратили на себя внимание заграничных деловых кругов, Александру Степановичу было сделано несколько «соблазнительных» предложений переехать за границу. Однако А.С. Попов решительно их отверг. Он заявлял: «Я русский человек, И все свои знания, Весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только моей Родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

А.С.Попов отклонил предложения американцев переехать в Америку, протестовал против преследования жандармерией студенческой молодежи.

 

Якоби Борис Семенович(1801—1874, Петербург русский физик и изобретатель в области электротехники)

В1834 году Якоби строит электродвигатель, с вращающим рабочим валом, 1838 Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии

Как и где Якоби применил электромагнитные явления для передачи информации?

Ответ:

Успехи Якоби были достигнуты в области телеграфии.Он сконструировал около 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий телеграфный аппарат (1850) — Якоби телеграфный аппарат.

Это правильный ответ, Вы становитесь победителем.

Иду к теоретикам. Восьмиклассники старайтесь, вы можете освободиться от экзамена, от количества набранных вами орденов и медалей.

 

Эпилог

? 1729 годанглийский физик Стефан Грей  - Открыл?

Ответ:

Стефан Грей в 1729 году открыл существование проводников и не проводников.

 

? 1730 годфранцузский исследователь Шарль Дюфе объяснил, что?

Ответ:

Шарль Дюфе в 1730 году объяснил, что существуют два рода заряда «стеклянное» и «смоляное»

 

? 1778 годамериканский физик, политический деятель Вениамин Франклин - Чему дал более точное обозначение, удержавшееся до наших дней?

Ответ:

БенджаминФранклин в 1778 году дал более удачное обозначении двух родов электричества «стеклянное» электричество им названо положительным, а «смоляное – отрицательным»

 

1911 годсоветский физикАбрам Фёдорович Иоффе - определил заряд электрона, использовав идею, что в электрическом и гравитационном полях уравновешивались заряженные частицы чего?

Ответ:

 Абрам Федорович Иоффе -  в своих опыта по определению заряда электрона использовал частицы металла.

 

? 1913год русские ученые Л. И. Мандельштам и Н. Д. Папалекси — поставили оригинальный опыт. Взяли катушку с проводом и стали крутить ее в разные стороны, и резко останавливали, что они доказали своим опытом?

Ответ:

Л. И. Мандельштам и Н. Д. Папалекси  - Своим опытом они доказали, что ток в металле создается свободными электронами.

 

? 1745году академик Петербургской академии наукГеорг  Вильгельм Рихман построил один из первых приборов, какой?

Ответ:

Георг  Вильгельм Рихман в 1745году  построил первый электроскоп – прибор для обнаружения электричества

 

Заключительное слово учителя.

  Готовясь к этому мероприятию, вам пришлось проработать большой объём информации. Вы обращались к различным источникам – энциклопедиям, справочникам, учебникам различных авторов и, конечно же, к всемогущему Internets. Я хочу рассказать вам еще одну историю, которая произошла с великим ученым Исааком Ньютоном.
      Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика — отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
    Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого. Хочется надеяться, что сегодняшняя игра разбудит и у Вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

 

сопротивление                                                    

перемещение

наэлектризованность

молекула

инертность

энергия

траектория

электромагнитное поле

теплопроводность

электростатическое поле

электричество

 

 

Закиров

Никита

Сабирзянов Александр

Филатов

Денис

Конкурс русского языка

 

 

 

Конкурс красноречия

 

 

 

место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блиц - турнир

1.    Сформулировать закон Ома.

2.    Дать понятие электрического тока в металлах.
Дать понятие силы тока.

3.    Каким прибором измеряется сила тока, как этот прибор присоединяется?

4.    Каким прибором измеряется напряжение, как этот прибор соединяется?

5.    Сопротивление                                                           

 

 

 

 

 

       
 

 

 

Сформулировать закон Ома.

 

 

 

Каким прибором измеряется сила тока, как этот прибор присоединяется?

 

 
 
 

 

Дать понятие электрического тока в металлах

 

 

Каким прибором измеряется напряжение, как этот прибор соединяется?

 

 
 

 

Дать понятие силы тока.

 

 

          Сопротивление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


сопротивление                                                     

перимещение

наэлектрезованность

малекула

инертность

енергия

траиктория

электро – магнитное поле

теплапроводность

электрастотическое поле

электричество

 

 

 

 

 

 

 

сопротивление                                                     

перимещение

наэлектрезованность

малекула

инертность

енергия

траиктория

электро – магнитное поле

теплапроводность

электрастотическое поле

электричество


 

 

 

 

 

 

 

сопротивление                                                    

перимещение

наэлектрезованность

малекула

инертность

енергия

траиктория

электро – магнитное поле

теплапроводность

электрастотическое поле

электричество

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon umnici_i_umniki_2003.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умницы и умники

Слайд 2

ПРОЛОГ

Слайд 3

Сопротивление Перемещение Наэлектрезованность Малекула Инертность Енергия Траиктория Электро-магнитное поле Теплапроводность Электрастотическое поле Электричество Сопротивление Перемещение Наэлектр е зованность М а лекула Инертность Е нергия Тра и ктория Электро - магнитное поле Тепл а проводность Электр а ст о тическое поле Электричество И О Э е О О а

Слайд 4

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Слайд 5

Отто фон Герике Ульям Гильберт Максимелян Робеспьер

Слайд 6

ВТОРОЙ ЭТАП

Слайд 7

Василий Владимирович Петров Лодыгин Александр Николаевич ? Бенджамин Франклин

Слайд 8

ТРЕТИЙ ЭТАП

Слайд 9

Алессандро Вольта Ганс Христиан Эрстед Андре Мари Ампер

Слайд 10

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Слайд 11

Павел Николаевич Яблочков Александр Степанович Попов Борис Семенович Якоби

Слайд 12

ЭПИЛОГ

Слайд 13

Умницы и умники спасибо, Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 8класс

   Интеллектуальный марафон-проводимое в некоторых школах мероприятие,которое включает в себя задания по различным предметам.Его цель-проверить знания,общую эрудицию, творческие спосо...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" (тема "Фонетика")

Данная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 5 класса с целью закрепления темы "Фонетика". Она позволяет в доступной для детей форме закрепить полученные учащимися знания по фонетике; приви...

Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку «Умники и умницы» 5 – 6 классы

Цель данной викторины воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предм...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс математика

Математика. 8 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений VIIIвида / В.В. Эк. – 10-е изд. –М.: Просвещение, 2021. – 236 с. Количество часов всего: 102 ч, в неделю 3 ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс основы социальной жизни

Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни для обуч...