Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества
рабочая программа по истории (8 класс)

Косыгина Елена Петровна
Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_otechestva_8klass.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

Протокол

заседания

педаг. совета

от 30.08.2021 г.

№1

Утверждено

Приказ

от 30.08.2021 г.

№130

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«История Отечества»

для 8 класса

на 2021-2022 учебный год

(обучение на дому)

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:

Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава; авторской программы по истории для 5-9 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова: «Просвещение»,2010, утверждена Министерством образования РФ 10 апреля 2002. (№29/2065-п).

Рабочей программе соответствует учебник «История России» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 8 класс: Учеб .для спец.( коррекц) образоват.учреждений VIII вида- М: Просвещение,2021.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. 

Программа-основа Авторская программа по истории для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова: «Просвещение»,2010, утверждена Министерством образования РФ 10 апреля 2002. (№29/2065-п).

УМК, учебник Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 8 класс: Учеб .для спец.( коррекц) образоват.учреждений VIII вида- М: Просвещение,2021.

Общая характеристика учебного предмета.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой временю», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.

Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию прав ильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определеннуюисторическую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Цель:

Коррекционное воздействие исторического материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Задачи:

Образовательные:

1.Усвоение важнейших исторических фактов;

2.Создание исторических представлений, отражающих основные явления прошлого;

3. Усвоение доступных исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно- следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития;

4. Овладение учащимися умением применять знания по истории в жизни, на других учебных предметах;

5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, исходя из возможностей учеников.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и коррекция внимания;
  2. Развитие и коррекция восприятия;
  3. Развитие и коррекция воображения;
  4. Развитие и коррекция памяти;
  5. Развитие и коррекция мышления;
  6. Развитие и коррекция речи;
  7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

Воспитательные:

  1. Гражданское воспитание;
  2. Патриотическое воспитание;
  3. Духовно-нравственное воспитание;
  4. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
  5. Эстетическое воспитание;
  6. Трудовое воспитание;
  7. Нравственное воспитание;
  8. Экологическое воспитание;
  9. Правовое воспитание;
  10. Формирование мировоззрения учащихся.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом  школы коррекции и развития VIII вида предмет «История Отечества» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы коррекции и развития VIII вида на изучение предмета в 5, 6, 7, 8 классах  предусмотрено  по 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных недели).

            Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории Отечества:

  1. Учебник: И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Мир истории» 6 класс, Москва «Просвещение» 2011 год.
  2. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: Учеб .для спец.( коррекц) образоват.учреждений VIII вида- М: Просвещение,2018.
  3. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 8 класс: Учеб.для спец.( коррекц) образоват.учреждений VIII вида- М: Просвещение,2021.
  4. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 9 класс: Учеб .для спец.( коррекц) образоват.учреждений VIII вида- М: Просвещение,2021.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система обучения. Формы организации учебной деятельности носят индивидуальный характер работы. Для более эффективной работы и лучшего усвоения материала запланированы уроки с применением ИКТ.

Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего комплекта УМК:

1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой., Л.В.Смирновой ,М., «Просвещение», 2010 г.

2.Учебник:

История Отечества. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Бгажнокова И.М. , Смирнова Л.В.
Год издания: 2021. Издательство: Просвещение

Структура и содержание учебного предмета.

Великие преобразования России в XVIII веке.

Воцарение Петра I: Борьба с сестрой – царевной Софьей. Стреецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт- Петербурга. Полтавская битва, разгром шведов.Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение дворян за границей. Первая женщина – императрица – Екатерина I: основание Академии наук России, присоединение Аляски. Царствование Елизаветы Петровны: основание первого Российского университета, Академии художеств, первого русского тетра. М. В. Ломоносов.Царствование Екатерины II. Русско – турецкие войны. Завоевание Молдавии и Крыма. М. В. Суворов. Преобразования Екатерины в области культуры и просвещения. Установление Губернского управления в стране. Первый губернатор Тамбовской губернии Г. Р. Державин.Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников, крестьян в XVIII веке. Восстание Е. Пугачёва. Русские изобретатели и умельцы: И. П. Кулибин, И. И. Ползунов. Развитие науки и искусства.

История нашей страны в период XIX века- нач. XX века.

Приход к власти Александр. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. М. И. Кутузов – главнокомандующий русской армией. Мужество Русских солдат. Бородинская Битва. Московский пожар. Герои войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие.Правление Александра I, аракчеевщина. Восстание декабристов. Ссылка в Сибирь. Жёны декабристоПриход к власти Александра III – миротворца. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, денежная реформа. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.XIX век – век развития науки и искусства. А. С. Пушкин, л. Н. Толстой, П. И. Чайковский. Пушкин и Тамбовский край. Софья Ковалевская, Ф. И. Шаляпин. Николай II. Первая Мировая война. Начало революционного движения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

-изложение собственного мнения в соответствии с возрастными возможностями;

-формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

-уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

-следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями.

Метапредметные результаты:

-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

-ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

Предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;

-знать имена выдающихся деятелей XVIII в.(история , важнейшие факты их биографии;

-основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIIIв.в.;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:

-устный опрос;

-практическая работа;

-тестирование;

-анализ текста;

-творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.)

        Структура и содержание учебного предмета

Количество часов

Класс

В неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

По плану

1 ч

8

8

9

9

34

Приложение

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование  по истории Отечества 8а класс

на 2021-2022  учебный год  учителя Косыгиной Елены Петровны

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Глава 1.Российское государство в конце XVII- начале XVIII века. Наше Отечество – Россия в XVII веке.

1четв.

07.09

2

Детство и юность Петра I (1672-1689). Борьба за власть. Правление Софьи.

14.09

3

Начало правления Петра I. Великое посольство(1697-1698). Возвращение Петра I в Москву.

21.09

4

Северная война (1700-1721). Основание Петербурга. Заслуги Петра Великого в истории России. Промышленность и сельское хозяйство.

28.09

5

Заслуги Петра Великого в истории России. Изменения в управлении государством. Заслуги Петра Великого в истории России. Табель о рангах. Указ о единонаследии.

05.10

6

Образование и культура при

Петре I. Семья Петра I.

12.10

7

Повторительно- обобщающий урок по 1 главе. Викторина по деятельности Петра I.

19.10

8

Глава 2. Российская империя после Петра I. Екатерина I и Пётр II. Анна Иоанновна и Иван VI.

26.10

9

Царствование Елизаветы Петровны(1741-1761). Воцарение Петра III

2четв.

09.11

10

Начало царствования Екатерины II . Войны в России в период правления Екатерины II.

16.11

11

Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева. Развитие образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой.

23.11

12

Повторительно- обобщающий урок по 2 главе. Контрольное тестирование по 2 главе.

30.11

13

Глава 3. Российская империя в первой половине XIX века. Отношения со странами Европы в конце XVIII - начале XIX века. Начало правления Александра I. Реформы. Аракчеевщина.

07.12

14

Вторжение армии Наполеона в Россию. Битва за Смоленск. Отечественная война 1812.

14.12

15

Начало правления Николая I. Восстание декабристов. Реформы Николая I.

21.12

16

Повторительно-обобщающий урок по 3 главе. Контрольное тестирование по 3 главе.

28.12

17

Войны на Кавказе. Отношение России с другими странами при Николае I. Крымская война. Оборона Севастополя.

3четв.

11.01

18

Глава 4. Россия в конце XIX – начале XX  века. Царь-освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права.

18.01

19

Военные реформы Александра II.  

25.01

20

Международные отношения России при Александре II.

01.02

21

Русско-турецкая война 1877-1879гг Революционные организации в России в конце XIX века.

08.02

22

Повторительно-обобщающий урок. Контрольное тестирование по итогам 3 четверти.

15.02

23

Царь Александр III миротворец (1881-1894 гг.).

22.02

24

Последний российский

Император – Николай II(1894-1917).

01.03

25

Россия в начале царствования Николая II.

15.03

26

Реформы П. А. Столыпина

4четв.

29.03

27

Война с Японией.

05.04

28

Начало революционных выступлений 1905-1907 годов.

12.04

29

Серебряный век русской культуры.

19.04

30

Россия перед Первой мировой войной(1908-1914).

26.04

31

Участие России в Первой мировой войне.

05.05

32

Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.

13.05

33

Повторительно-обобщающий урок.

17.05

34

Контрольное тестирование по итогам 4 четверти.

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края

Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс математика

Математика. 8 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений VIIIвида / В.В. Эк. – 10-е изд. –М.: Просвещение, 2021. – 236 с. Количество часов всего: 102 ч, в неделю 3 ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс основы социальной жизни

Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни для обуч...