Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края
рабочая программа по истории (7 класс)

Косыгина Елена Петровна
-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Курс «История родного края» даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rodnogo_kraya_7_klass.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

Утверждено

Приказ № 208

от 29.08.2019 г.

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«История родного края»

для 7 класса

на 2020-2021 учебный год

(обучение на дому)

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе  адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации данные в специальных коррекционных программах учреждений 8 вида для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под  ред. В.В.Воронковой.

 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. 

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.           

Курс  «История родного края» даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России.

Программа содержит учебный материал для 7 класса по истории и культуре родного края, рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Цель: формирование у учащихся целостных представлений об истории и культуре родного края, социальной среде края и месте человека в нем, воспитания любви и уважения к прошлому малой родины, гражданственности, патриотизма, личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

Реализация краеведческого компонента ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-педагогические исследования показывают, что школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. При этом следует учитывать, что процесс формирования отношений у школьника имеет свои особенности. С одной стороны повышенная эмоциональность, сопровождающая процесс познания, а также становление эмпатийно-рефлексивных качеств, предоставляют возможность ребенку осознать свое личностное отношение к тому, что его окружает. С другой школьник воспринимает окружающий мир конкретно - образно и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в учебно-воспитательном процессе социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует разрешению данного противоречия. Изучение родного края позволяет сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.

Успешное вхождение ребенка в общественную среду и активное воспроизводство системы социальных связей возможно только при развитии у него коммуникативно-речевых способностей, где язык и речь выступают как ступени единого познания языка: от коммуникативно-речевых ситуаций к языку и от языка к речи, от лексики к грамматике. Речь производна от социального контекста, она - своеобразная «карта» территории, которая отображает такие социальные категории как роли, статусы, ситуации, события через выбор тех или иных языковых средств. Школьник  усваивает опыт социальных отношений, прежде всего-через языковой обмен в определенных социальных ситуациях. При этом передача и восприятие социальной информации посредством языка у ребенка имеет непосредственную связь с состоянием его эмоциональной жизни.

Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная сущность. Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний. Так как в школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции краеведения целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса на основе изучения родного языка и литературы.

Основные цели данной программы - формирование у учащихся представления о социокультурной картине родного края, развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.

Реализация целей программы предусматривает решение следующих задач:

формирование у школьников знаний об уникальности, культурных и природных
особенностях родного края посредством реализации в учебном процессе коммуникативной
функции родного языка;

формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе
как части культурного наследия родного края;

формирование  умений  и   навыков  социальных  отношений  на основе  анализа
культурного и природного наследия своего родного края.

Основными понятиями содержания данного предметного курса выступают понятия малой родины, родного дома, родного языка, народной культуры, окружающей природы.

Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы организации учебной деятельности в данной программе определяются с учетом возрастных особенностей школьников и доступности с педагогической и практической сторон.

Организационные основы предполагают однопредметное и многопредметное включение данной программы в образовательный процесс. При включении учебного материала программы в содержание таких учебных предметов как русский язык, литературное чтение, история отечества необходимо учитывать соответствие материала темам и основному содержанию указанных предметов..

Реализация данной программы использование разных форм и методов учебной деятельности. Среди них использование методов устного изложения материала (беседы, объяснения, рассказы), выполнение творческих и практических работ.

Задачи курса:

Формирование представлений о прошлом и настоящем липецкого края, взаимосвязи истории страны с историей края, воспитание любви и уважения к своей малой родине.

Формирование представлений о природных богатствах края, быте, традициях коренного народа, его культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая его в неразрывном органическом единстве с народами России.

Формирование у обучающихся умения анализировать факты прошлого и переноса этих умений на анализ современных событий, явлений, общественных отношений.

Развитие умения самостоятельно находить информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений своего города; совершенствование навыка ориентирования в условиях города и края.

Развитие общего кругозора, экологической культуры, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта, коррекция и развитие психических функций.

Содействие национально-культурному взаимодействию, воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, толерантности.

Методика обучения истории в 7 классе направлена на повышение уровня самостоятельности учащихся, активности, развитие у них логической последовательности, формирование элементарного исторического образования и культуры.

Появляются задания, которые требуют доказательства, аргументирования, обобщения, элементарной самостоятельной оценки.

Помощь учителя (наводящие вопросы, подсказки, начало ответа) ограничивается. Вводятся приёмы активизации обучающихся, взаимопроверка письменных работ, оценка творческих работ.

На занятиях в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», отдельных фрагментов кино, диафильмов, презентаций.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

В 9 классе широко применяется самостоятельное чтение, анализ прочитанного текста, пересказ, объяснение, составление рассказов по картинам и иллюстрациям.

Работа с наглядностью имеет приоритетное значение. На каждом уроке проводится работа с различными средствами наглядности. Обучающимся даются задания проанализировать картину, дать описание исторической личности, на основе схем, таблиц отвечать на поставленные вопросы. Наглядность способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, речевого развития. Иллюстративный материал, игры, видеоматериалы, презентации направлены на совершенствование и закрепление знаний обучающихся по курсу истории и культуры родного края.

Методические приёмы работы с наглядностью учитель выбирает исходя из возможностей обучающихся. Наиболее целесообразны следующие приёмы:

  • рассматривание иллюстративного материала по плану (выделение главного, нахождение второстепенного);
  • сравнение исторических периодов, событий;
  • беседа по вопросам после анализа картин, видеоматериалов, презентаций;
  • анализ схем с опорой на материал учебника.

В целях закрепления знаний по фактическому материалу на уроках широко используются исторические карты. Разнообразить виды работ с картой можно, применяя настенные карты по различным периодам, настольные атласы. Учитывая опыт работы обучающихся с исторической картой, учитель даёт задания самостоятельно найти и показать рассматриваемые объекты, правильно пользуясь указкой.

Как обязательный вид работы обучающихся на уроке является работа с понятийным словарём. В методику работы необходимо внести элементы самостоятельности (нахождение слов и понятий в тексте, их объяснение, употребление в речи). Работа над понятием позволит раскрыть историческое событие с наиболее значимой стороны в доступной для обучающихся форме. Виды заданий усложняются: новые слова записываются в тетрадь, по ним составляются ребусы, кроссворды. Наиболее успешно закрепление новых понятий и терминов проводится в ходе словесных игр, бесед.

При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативных технологии.

Для реализации данной программы используются следующие методы и приемы работы: рассказ, беседа, работа с текстом, работа с исторической картой, картиной, иллюстрациями, составление презентаций схемами, просмотр отдельных фрагментов кино и презентаций. Предусмотрены уроки - экскурсии в музеи, выставочные залы города и района. Уроки - встречи с интересными и известными земляками. При оценивании знаний и умений соблюдаются такие условия, как индивидуальный подход, комментирование оценок. Разработаны тесты для проверки и контроля знаний учащихся. При осуществлении контроля, контролируется не столько объем знаний, сколько уровень овладения умениями и навыками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • основные исторические события, когда началось и закончилось событие ( по выбору);
  • как протекало конкретное событие;
  • писателей, поэтов, учёных родного края;
  • руководителей родного края;
  • этнографию родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться современными числовыми взаимосвязями, « лентой времени»;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
  • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
  • оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой;
  • передать содержание конкретного исторического материала.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

- основные исторические события;

- писателей, поэтов родного края, с опорой на наглядность;

- руководителей родного края.

Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний учащихся. 

Учащиеся должны уметь:

работать с «лентой времени» под руководством учителя;

- выделять главную мысль в абзаце исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, опираясь на помощь учителя;

- передать содержание конкретного исторического материала по наводящим вопросам.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Устный ответ 

Отметка «5»

  • Обнаруживает понимание материала;
  • Может с помощью учителя сформулировать обосновать самостоятельно ответы;
  • Умеет привести необходимые примеры;
  • Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Отметка «4»

  • Обнаруживает понимание материала;
  • Дает ответы в целом соответствующие требованиям оценки «5»
  • Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1 -2 ошибки);
  • Допускает ошибки в речи (1 – 2 ошибки).

Отметка «3»

  • Обнаруживает частичное понимание основных положений темы;
  • Излагает материал недостаточно полно и последовательно;
  • Допускает ряд ошибок в речи;
  • Затрудняется самостоятельно применить знания;
  • Нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2»

  • Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
  • Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл;
  • Делает грубые ошибки;
  • Не использует помощь учителя.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2010

Справочник  «Липецкая область. Геральдика. История. Современность», изд. «Липецк», 2009.

Тема 1.  Основные  геральдические правила и особенности их применения. 2 часа

 Основные формы при создании геральдических щитов. Правила нанесения цвета и символов на гербы.

Герб Липецкой области, герб Измалковского района.

Тема 2. История символов Липецкой области. 2 часа

Учащиеся должны знать и находить герб Липецкой области, герб  Измалковского района.

Тема 3. Край ты мой, родимый край! 4 часа

Родной край - малая родина. Родина - место, где родился человек, где живут его родные люди. Происхождение слова «родина». Поэтические строки о родине.

Карта Липецкой области. Имена существительные на карте Липецкой области. Заглавная буква в названиях городов, деревень, рек, озер Липецкой области.

Учащиеся должны знать:

суть понятия «малая родина»; шесть названий населенных пунктов Липецкой области (название населенного пункта, где школьник проживает, название областного центра, название двух городов и двух сел Липецкой области); название главной реки Липецкой области - реки Дон с притоком Воронеж.

Учащиеся должны уметь:

составлять небольшое описание того, что находится в ближайшем окружении (см. творческую работу).

Тема 4. Как хорошо, что есть семья. 5 часов

Разговор о маме и папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях. Мама и папа идут на работу. Праздники в семье. Родительский дом - основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Выдающиеся люди родного края о своих родителях, отчем доме.

Требования к знаниям и умения:

Учащиеся должны знать: состав своей семьи; место работы родителей. 

Учащиеся должны уметь: составлять описание своего дома.

Тема 5. История образования муниципальных образований – 20 часов

История муниципалитетов. Родные пейзажи, леса с торжественным гулом в вершинах деревьев, луга с россыпью цветов (растения, кустарники, ягодные, грибы). Разнообразие животного мира (звери и птицы). Заповедные места. Времена года. Погода на территории родного края. Народные приметы о погоде.

Тема 6. Добрые дела жителей родного края. 1 час

Труженики родного края. О тех, кто растит хлеб, выплавляет металл, защищает Родину, открывает мир добра и красоты (театры, библиотеки, художники (В. Лузанов. О. Малявкин, В. Соболев, В. Сорокин, Феофан Затворник и др.), писатели (И. Бунин. Е. Замятин, А Левитов, М. Пришвин, П. Шубин и др.). путешественники (П. П. Семенов-Тян-Шанский). Связь поколений. Герои Великой Отечественной войны - сыны и дочери земли Липецкой. Вспомним всех поименно.

Структура и содержание учебного предмета

Количество часов

Класс

В неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

По плану

1 ч

9

7

9

9

34

Приложение

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование  по физической культуре 7а класс

на 2020-2021  учебный год  учителя Косыгиной Елены Петровны

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Основные  геральдические правила и особенности их применения.

1 четвер.

3.09

Герб Липецкой области, герб Измалковского района.

10.09

История символов Липецкой области.

17.09

Официальные символы Липецкой области.

24.09

Родной край - малая родина.

1.10

Есть такая земля - Липецкая область.

8.10

Карта Липецкой области.

15.10

Топонимический  словарь Липецкого края (Данков. Елец. Задонск. Битюг. Воронеж, Дон). Адрес проживания учащегося.

22.10

Родительский дом - основа всей жизни.

29.10

Выдающиеся люди родного края. Феофан Затворник.

2 четвер.

12.11

Выдающиеся люди родного края. Павел Шубин.

19.11

Выдающиеся люди родного края. Защитники Отечества в разные годы.

26.11

Выдающиеся люди родного края. Защитники Отечества в разные годы.

3.12

Город Липецк.

10.12

Город Елец.

17.12

Воловский район.

24.12

Грязинский район.

3 четвер.

14.01

Данковский район.

21.01

Добринский район.

28.01

Добровский район.

4.02

Долгоруковский район.

11.02

Елецкий район.

18.02

Задонский район.

25.02

Измалковский район.

4.03

Красниниский район.

18.03

Лебедянский район.

4 четвер.

1.04

Лев-Толстовский район.

8.04

Липецкий район.

15.04

Становлянский район.

22.04

Тербунский район.

29.04

Усманский район.

6.05

Хлевенский район.

13.05

Чаплыгинский район.

20.05

Добрые дела красят человека.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края

Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...