Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
рабочая программа по истории (9 класс)

Косыгина Елена Петровна
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rodnogo_kraya9_klass.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

Утверждено

Приказ № 208

от 29.08.2019 г.

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«История родного края»

для 9а класса

на 2022-2023 учебный год

(обучение на дому)

Пояснительная записка 

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;

5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

6. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся

В связи с возрождением интереса к национальному и духовному наследию России и в контексте активного формирования в обществе национальной идеи возрастает внимание к истории, культуре, литературе и природе малой Родины. Особая роль в формировании у учащихся с ОВЗ интереса к земле своих предков, приобретении знаний о родном крае, отводится туристско-краеведческой деятельности во внеурочное время.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся в дополнительном образовании детей является одним из системообразующих факторов гуманистического воспитательного пространства. От всех других видов деятельности она отличается наибольшей интегрированностью, так как включает в себя все возможные виды деятельности в различных формах: познавательную, трудовую, спортивную, исследовательскую, учебно-профессиональную, игровую, коммуникативную. Именно поэтому так велики воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности: она позволяет решать задачи развития личности, обеспечивать социально-ценностную направленность поведения такого человека, решая задачи воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосознания.

  Особенностью курса туристско-краеведческой деятельности «Мой край» является использование в его преподавании информационно-коммуникационных технологий и медиа ресурсов. Максимально широкое использование ИКТ обусловлено необходимостью широко использовать иллюстративные материалы, предоставляет возможность применения различных методов обучения и контроля знаний. Другой особенностью курса является акцент на изучение города Липецка, не только как областного центра, но и как места, в котором происходит становление личности школьников и формируется их будущее.

Цель: развитие познавательного интереса к изучению своего края, его истории, традициям, культуре и литературе.

 Задачи:

1. Расширить и обогатить знания учащихся с ОВЗ по русской литературе и культуре через изучение литературы Липецкого края;

2. Развивать у учащихся навыки поисковой и исследовательской работы, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к родному краю, уважение к его истории, бережное отношение к природе.

 Объектами курса краеведения являются: история; литература, культура и природа Липецкой области.

Предмет изучения – Липецкий регион.

Данная программа является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа составлена для работы с учащимися ОВЗ и направлена на воспитание духовной и разносторонне развитой личности ребенка с помощью развития познавательного интереса к истории, литературе и воспитанию любви к родному краю.

Методы обучения:

Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный – просмотр презентаций, посещение экспозиций, выставок, музеев.

Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсионные поездки.
  • Виртуальные экскурсии.
  • Игры, викторины, путешествия.
  • Сообщения и доклады, статьи, сочинения учащихся.
  • Просмотр презентаций и видеофильмов.

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 34 учебных часа. Из расчета 1 час в неделю.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в музеи школы
  • пешие экскурсии по селу;
  • организация виртуальных экскурсий по достопримечательностям Липецкой области;
  • оформление презентаций;

Результативность курса

- приобретение социальных знаний;

- формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- приобретение опыта самостоятельного действия.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения программы внеурочной деятельности учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны уметь:

  • проявлять уважение к истории, культуре и традициям наших земляков;
  • применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий Липецкой области;
  • стремиться сохранять и приумножать культурное достояние родного края;
  • обладать необходимыми коммутативными умениями.
  • создавать творческие работы, презентации, рисунки, доклад

Содержание учебного предмета

Введение. Мое село и я.

Содержание и задачи курса «Мой край». Понятия «краеведение» и «туризм». Зачем нужно изучать родной край, что нам даст изучение края. Что мы знаем о родном крае? Викторина на знание родного города. Виртуальное путешествие по родному краю.

Что нужно знать настоящему туристу? Правила поведения в поездках, походах, на экскурсиях. Оказание первой медицинской помощи.

Историческое краеведение.

«Откуда есть пошла земля липская» (город Липецк). Липецк с момента правления Петра 1 до сегодняшнего дня. Вхождение города в состав могущественного Русского государства. Не одна легенда существует об основании Липецка. Обелиск с надписью «Липецкое городище, Памятник археологии 13 века, охраняется государством.» Река Липовка. Рождение города в мае 1703 года. Липские железоделательных заводы. 1779 году указ Екатерины 2 посёлку Липских заводов был придан статус уездного города. Первый геральдический символ – герб города. 1954 год - город Липецк становится областным центром.

Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Путеводитель по Липецкой области.

Город – крепость Данков. Географическое положение одного из старейших городов наших – Данков. История образования и развития города. Место, связанное с упоминавшимся в Никоновской летописи 1146 года городом Дубок – старым Донковым. Легенда о названии города. Город – крепость Данков. Документ «Описание города Данкова в 18 веке». Данков – крупный центр по торговле хлебом. Герб города Данкова.

Град Лебедянь. (Изучение истории города, история которого далеко уходит своими корнями в прошлое.. Месторасположение, первое летописное упоминание и название города. Озеро «Лебединое». Яркая достопримечательность озера - лебеди. Город – крепость. ( 17 -18 века) Развитие города в 19 – 20 веках. Культурная жизнь лебедянцев. Герб города.)

История Благословенного Задонска. (Задонск – единственный город в Липецком крае без железнодорожной магистрали. Возникновение и развитие Задонска. ( до 19 века.) Задонск – это один из самых древних городов России. Упоминание в летописи 1116 под именем Чешев (Тешев) в составе половецких земель на Дону. Тешев в составе Рязанского княжества. Задонск уездный город Воронежского наместничества. Задонск в 18 – 20 веках. Культурная деятельность задонцев. Деятельность религиозного подвижника и мыслителя Тихона Задонского. М.В. Милонов, критик и философ Д.И. Писарев. А.И. Эртель. Задонск славится святым источником, который находится у стен женского монастыря в Задонске. Трудовой, ратный и культурный вклад заданцев в историю нашей многострадальной России.)

История города Усмань. Географическое положение города Усмань.

Усмань – один из провинциальных городов. Развитие и становление города – крепости. Достопримечательности Усмани и культурная жизнь усманцев.) «Этот город вечен святынями и красотой» Город – спутник Грязи.

 «Путешествие в глубинку». Мой край родной. Виртуальная экскурсия в Чаплыгин. Знакомство с историей города. История глазами учащихся. Дом Меньшикова - историческое наследие. Чаплыгин - центр туризма Липецкой области: клуб военно-исторической реконструкции «Ранова», музей авторской куклы, выставка пернатых, охотничий домик Петра I. Троицкий собор. Петропавловская пустынь.

Литературное краеведение

«По – над Доном сад цветет…»

(А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина) Виртуальная экскурсия в Урусово Обзорная экскурсия (Никольская церковь, могила первой профессиональной поэтессы Анны Буниной, усадьба Буниных-Кропоткиных, дом Вагнеров). 

«Где Дон, вспоивший нас, светлеет…» (Духовное наследие М.В. Милонова)

Липецкий венок А.С. Пушкину.

Страницы жизни и творчества М.А. Булгакова. Лебедянь.

Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова.

Тургенев и Липецкий край. (Страницы биографии И.С. Тургенева.( 1818 – 1883) Усадьба Спасское . Литературная деятельность писателя. Тургенев и Липецкий край. Рассказ Тургенева «Лебедянь»)

Липецкие тропы Л.Н. Толстого. (Страницы биографии Л.Н. Толстого ( 1828 – 1910). Портрет писателя. Ясная Поляна – заповедное место. Ясная Поляна – неисчерпаемый источник вдохновения для писателя. Страстное увлечение – школа. Станции Астапово.)

Добрый – город, доброе – село – родина А.И. Левитова.

«Мой край задумчивый и нежный…» (С.А. Есенин)

«Он гимны пел родной природе» (А.А. Фет)

(Родина Сергея Есенина – рязанский край. Страницы биографии.

Литературная деятельность. Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. А. Фет – хозяин Степановки. ( Родовое поместье помещиков Шеншиных.)

Липецкая область - мой край родной

Викторина по теме "Мой город - моя гордость". Цели: воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю; развитие интереса к истории и современной жизни родного города.

Красная книга Липецкой области 1984 году была учреждена Красная Книга Липецкой области Описание некоторых растений Липецкой области, которые попали в Красную книгу.

Земляки-ученые и их деятельность.П.П. Семенов-Тяньшанский, В.Ф. Ошанин. Значение их работ в мировой науке. Виртуальное путешествие в усадьбу П.П. Семёна-Тян-Шанского в Урусово.

Липецкий край в годы Великой Отечественной войны. Липчане – Великой Победы. Трагедия на Елецкой земле. Наступление на Елец фашистских оккупантов и подготовка ельчан к битве. Создание ельчанами полка народного ополчения и истребительного батальона. Стратегическое значение Елецкого железнодорожного узла. Ожесточённые бои за город Елец Массовый террор населения. Юго – Западный фронт. Маршал С.К. Тимошенко. Героические подвиги школьников. Надпись на гранитных плитах.

Работа «Героическое село»содержит материал по краеведению Липецкого края. Есть в Липецком крае село- родина пяти Героев Советского Союза и России. В презентации предоставлены краткие сведения об этом небольшом селе и о каждом из Героев. На нескольких слайдах материал о Доме-музее И.А.Флёрова.

Липецк – жемчужина Черноземья. Все о Липецке. Архитектура, памятники, достопримечательности. Памятники архитектуры города. Светские и культовые памятники архитектуры. Утраченные памятники архитектуры. Памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени. Презентация знакомит с фонтанами Липецка, как одной из красивейших достопримечательностей города, их расположением, формой, местом нахождения.

Путешествие по Липецку и области. Краеведческий турнир «Пути-дорожки» Обобщение знаний об историческом прошлом нашего областного центра и области.

Знаешь ли ты культурное наследие родного края?» Подведение итогов. Защита проектов, презентации, статьи, сочинения. Награждение лучших учащихся.

Литература

  1. «Историю делают люди, а хранят архивы» Липецк 2001.
  2. А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» Липецк 2006.
  3. А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк» Липецк 2006.
  4. А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк Храмы  Задонска 1 часть» 2007.
  5. В.М. Колтаков «Липецк. Страницы истории» Липецк 1991.
  6. Липецкая энциклопедия под ред. Шальнева Б.М., Шахова В.В., Липецк 1999.
  7. Липецкая областная детская газета «Золотой ключик».
  8. Липецкая областная детская газета «Сыроежка».
  9. А.Ю.  Низовский «Самые знаменитые усадьбы России» Москва 2001.
  10. Памятная краеведческая карта Липецкой области» Липецк 1990.
  11. В.М. Петров, Ю.В. Панкратов «Старейший курорт России» Липецк 2005
  12. «По страницам красной книги Липецкой области».
  13. «Природа Липецкого края 8-9 класс» Липецк 1996.
  14. А.И. Тамбовская «Славные имена земли Липецкой» Липецк 2007.
  15. А.И. Тамбовская «Природа липецкого края в художественной литературе» Липецк 2003.
  16. А.И. Тамбовская «Есть в России такая земля. Путешествия по историческим местам Липецкого края». Липецк 2007.
  17. Шальнев Б.М., Шахов В.В. «Липчане – Великой Победе» Липецк 1995.
  18. Шальнев Б.М., Шахов В.В. « Мир детства: родная культура» Липецк 1996.
  19. «Хвойные экзоты».
  20. «Хрестоматия по истории Липецкого края» Липецк 2004.
  21. «Художественное краеведение Дидактический материал».  Л.В. Ползикова. Липецк 2008.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.lipetsk.intergrad.ru - самые общие сведения по истории Липецкого края на сайте «Регионы России».
  2. http://welcome.lipetsk.ru – краткая информация по истории и культуре Липецкого края на липецком туристическом сервере «Родимый край»
  3. http://lipchane.ru/index.php - сайт о городе Липецке
  4. http://www.olipetske.ru – все про Липецк.
  5. http://www.vsu.ru/dept/science/scidept/galgor.html - заповедник Галичья гора.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Заповедные места Липецкой области, универсальная энциклопедия Википедия
  7. http://heraldry.hobby.ru – гербы Липецкой области.
  8. http://geraldika.ru/region.php?id=48 – символика Липецкой области.
  9. http://krai.childbook.ru – Липецкий край – волшебный край.


Структура и содержание учебного предмета

Количество часов

Класс

В неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

По плану

1 ч

9 ч

7 ч

10 ч

8 ч

34

Наименование темы

Количество часов по программе

1

Введение. Мое село и я.

2

2

Историческое краеведение

15

3

Литературное краеведение

10

4

Липецкая область - мой край родной

 7

Итого

34


Приложение

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование  по географии 9а класс

на 2022-2023  учебный год  учителя Косыгиной Елены Петровны

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Введение. Мое село  и я. Что такое туристко-краеведческая деятельность?

1ч.

2.09

Правила поведения в поездках, походах, на экскурсиях. Оказание первой помощи.

09.09

Историческое краеведение. «Откуда есть пошла земля липская»

16.09

Знакомство с родным краем: города Липецкой области их геральдика. Путеводитель по Липецкой области

23.09

Обелиск с надписью «Липецкое городище»

30.09

Река Липовка

07.10

Рождение города в мае 1703 года.

14.10

Первый геральдический символ – герб города

21.10

1954 год - город Липецк становится областным центром.

28.10

Путеводитель по Липецкой области.

Город – крепость Данков.

2ч.

11.11

Град Лебедянь. Изучение истории города.

18.11

Возникновение и развитие Задонска.

25.11

История города Усмань

02.12

Город – спутник Грязи.

09.12

Виртуальная экскурсия в Чаплыгин.

16.12

«По – над Доном сад цветет…» (А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина)

23.12

Виртуальная экскурсия в Урусово Обзорная экскурсия (Никольская церковь, могила первой профессиональной поэтессы Анны Буниной, усадьба Буниных-Кропоткиных, дом Вагнеров). 

3ч.

13.01

«Где Дон, вспоивший нас, светлеет..»

(Духовное наследие М.В. Милонова)

20.01

Липецкий венок А.С. Пушкину

27.01

Страницы жизни и творчества М.А. Булгакова. Лебедянь

03.02

Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова

10.02

Тургенев и Липецкий край

17.02

Липецкие тропы Л.Н. Толстого.

03.03

Добрый – город, доброе – село – родина А.И. Левитова.

10.03

«Мой край задумчивый и нежный…» (С.А. Есенин)

17.03

«Он гимны пел родной природе» (А.А. Фет)

24.03

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России.

4 ч.

07.04

Липецкая область - мой край родной. Мой город - моя гордость.

14.04

Красная книга Липецкой области

21.04

Земляки-ученые и их деятельность.П.П. Семенов-Тяньшанский, В.Ф. Ошанин. Значение их работ в мировой науке. Виртуальное путешествие в усадьбу П.П. Семёна-Тян-Шанского в Урусово.

28.04

Липецкий край в годы Великой Отечественной войны

05.05

Липецк – жемчужина Черноземья. Все о Липецке. Архитектура, памятники, фонтаны, достопримечательности.

12.05

Путешествие по Липецку и Липецкой области ( по карте).

19.05

Путешествие по Липецку и Липецкой области ( по карте).

26.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика

Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни

Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края

Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...