Проект, как способ активизации познавательной активности школьников
статья по физике (9 класс) по теме

Стёпочкина Наталия Васильевна

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_uroke_fiziki..doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект, как способ активизации познавательной активности школьников

автор: Стёпочкина Наталия Васильевна

учитель физики

Муниципальное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №7

г. Видное


Актуальность: Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

 Цель выступления:

  1. Познакомиться с основными идеями, лежащими в основе метода проектов,
  2. Рассказать о формах, видах проектов на примере  своего опыта.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

Хотя многие из нас ещё не достаточно понимают, что под собой подразумевает метод проектов и довольствуются лишь и работами учащихся  в презентациях  Power Point.

Основные требования к проекту.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле мы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про блемы.

Например,  исследовательская работа нашей ученицы Серебряковой Марии  «Время и его роль в нашей жизни». Эта работа была отобрана на 2 международную научно-практическую конференцию студентов и школьников. Была там достойно оценена, и её материалы размещены в ежегодном сборнике «Научно-исследовательских работ»

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее труд ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру ководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2 Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.        

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо ты учащихся. Это может быть и анкетирование  (такой метод мы использовали в работе «Влияние солнечной активности на организм человека», где на родительских собраниях были опрошены родители учеников),  социальный опрос, (такой метод мы использовали в работе «Жвачка. Вред  и польза»)

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос ти — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставлен ной проблемы. В качестве продукта может выступать и методичка, изданная самими учащимися, и прибор, сделанный своими руками, Анализ данных социологического опрос или  фильм.  Итогом одной из работ наших учащихся является  видеосборник задач по физике на тему «механика», связанный с нашим городом Видное.

 5. Подготовленный продукт должен быть представлен учителю, и представлен до статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен тации своего продукта.    

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск инфор мации — Продукт— Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев ные планы и отчеты и др.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, име ет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно образна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о ка ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со здание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не  традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль мы и  т.п. Такой тип проекта мы использовали в рамках темы «Испарение» 8 класс, где на уроке был представлен спектакль.

Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педа гогику. И еще не осмыслено до конца.

Но уже ясно: проект много гранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!


Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2003
  2. Естественно-научные проекты 10-11 класс -Москва: «Школьная пресса», 2007
  3. Г.Б. Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова, под редакцией д.ф-м.н., профессора Е.Я.Когана. «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.- Москва:  Учебная литература, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:" Способы активизации познавательной активности старшеклассников"

Цель родительского собрания: диагностика интеллектуального потенциала старших подростков; организация комплексного влияния на познавательную активность  учащихся....

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее у...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...