Главные вкладки

    План-конспект урока по физике (7 класс) по теме:
    Способы увеличения и уменьшения давления твёрдых тел

    Конспект к уроку физики в 7 классе по теме "Способы увеличения и уменьшения давления твёрдых тел"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока физики в 7 классе по теме

    «Способы увеличения и уменьшения давления».

    Выполнил: учитель физики МОУ АСОШ №2 Иванова Е.В.

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

    Цели урока: 

    1. Образовательная – закрепить представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
    2. Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.
    3. Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

    Задачи урока:

    1. Знать:
    1. способы увеличения и уменьшения давления;
    2. выяснить, пути получения малого и большого давления;
    3. формулы:
    1. давления твердого тела;
    2. силы давления;
    3. площади поверхности опоры.
    1. Уметь:
    1. решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;
    2. рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление.
    3. переводить единицы измерения давления;

    Приобретаемые навыки детей: 

    1. учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
    2. развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
    3. повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
    4. воспитание внимательного отношения к окружающим.
    5. подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

    Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, парная.

    Формы организации работы учителя: 

    1. используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, исследовательский метод, проблемный метод, метод письменного текущего контроля;
    2. проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
    3. постановка цели занятия перед учащимися;
    4. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, деревянные бруски, линейки, набор предметов производящих различное давление, презентация.

    Место урока в разделе - урок 2

    Структура урока 

    1. Организационный момент.
    2. Повторение ранее изученного материала.
    3. Изучение нового материала.
    4. Первичное закрепление.
    5. Итог урока.
    6. Домашнее задание.

    Ход урока

    Эпиграф:
    Расскажи мне и я забуду,
    Покажи мне и я запомню,
    Дай мне действовать самому, и я научусь.

                                                                                 Конфуций

    1. Организационный момент 

    На уроках физики мы говорим о познании мира. Сегодня мы продолжим изучать давление твёрдых тел, но я предлагаю вам стать активными искателями истины. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы вычислили давление несколько твёрдых тел. Давайте посмотрим, к каким ответам вы пришли. (Надо было вычислить давление мальчика, гусеничного трактора, легкового автомобиля, зайца) 

    Я добавлю к вашим результатам давление, производимое жалом осы.

    Тело

    Давление, Па

    Мальчик массой 45 кг

    15 000

    Гусеничный трактор массой 3 т

    50 000

    Легковой автомобиль массой 1,5 т

    150 000

    Заяц массой 6 кг

    1 200

    Оса

    33 000 000 000

    Определим чемпионов? Любопытно, почему мальчик массой 45 кг производит давление всего в 5 раз большее, чем 3-х тонный гусеничный трактор? А почти невесомая оса оказалась рекордсменкой? Попробуйте отыскать здесь математическую закономерность. Увы вас, вероятнее всего, ждёт разочарование. Такой закономерности нет!

    В этом и состоит наша задача на сегодняшнем уроке – выяснить способы уменьшения и увеличения давления. Запишите тему урока.

    «Способы уменьшения и увеличения давления».

    Цели урока: 

    1. выяснить способы изменения давления в быту и технике;
    2. изучить способы увеличения и уменьшения давления;
    3. обобщить знания о давлении, закрепить изученный материал;
    4. проверить и закрепить полученные знания.

    2. Повторение ранее изученного материала.

    Прежде чем начать поиск ответов на наши вопросы вспомним, что уже нам известно о давлении твёрдых тел.

    1. Что такое давление?
    2. Как определить давление? (Формула записывается на доске)
    3. В каких единицах измеряется давление?
    4. От чего зависит давление?
    5. Записать формулу для вычисления площади опоры. (Формула записывается на доске)
    6. Записать формулу для вычисления силы, действующей перпендикулярно поверхности. (Формула записывается на доске)
    7. Как вычислить давление, если известна площадь опоры и масса тела? (Формула записывается на доске)

    И ещё несколько вопросов о давлении твёрдых тел. (ЦОР «Давление твёрдого тела»)

    3.Изучение нового материала.

    Итак, о давлении мы уже знаем многое, но: «Зачем человеку вообще нужно вычислять давление твёрдых тел, и какое значение имеет давление в нашей повседневной жизни? Можно давление изменять, если да, то как?»  Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке ответить всего на 3 вопроса:

    1. Как можно изменить давление твёрдого тела?
    2. Примеры уменьшения и увеличения давления в жизни

    а) человека.

    б) животных.

    Как же можно изменить давление твёрдого тела? Привести примеры. (Изменить площадь опоры, или силу давления. Сам гвоздь не войдёт в доску, по нему нужно ударить молотком).

    Проверим наши гипотезы.

    Вычислите давления бруска на опору.  Все бруски приблизительно одинаковые. От вас требуется вычислить давление, производимое бруском в каждом из трёх положений, указанных в таблице. (На каждой парте лежит деревянный брусок, линейка и динамометр).  Результаты записываются на доску, делается вывод о зависимости давления от площади опоры.

     

    Сила, Н

    Площадь, м2

    Давление, Па

    Меньшая грань

    0,5

    0,0012

    ~ 417

    Средняя грань

    0,003

    ~ 167

    Большая грань

    0,004

    ~ 125

    Одинаковые ли у вас значения площади, давления?(нет)

    А почему получились такие результаты? (разные грани брусков, значит, разная площадь опоры)

    Почему брусок в этих опытах производит разное давление? (площадь опоры мнялась)

    Затем предлагается вычислить давление 10-и одинаковых брусков, уложенных в стопку на грань с наибольшей площадью поверхности. Делается вывод о зависимости давления от силы давления.

     

    Сила, Н

    Площадь,м2

    Давление, Па

    Средняя грань,

    один брусок

     0,5

     0,003

     ~ 167

    Средняя грань, 10 брусков

    5

     ~ 1670

    Зачем человеку нужно менять давление твёрдых тел? Привести примеры. (В разных обстоятельствах необходимы разные давления)

    1. Итак. Как можно изменить давление твёрдого тела? (Изменить площадь опоры или силы давления) Ответ на первый вопрос у нас уже есть.

    Где и как человек осознанно изменяет давление твёрдых тел?

    Один из вас провёл дома небольшое исследование как раз по вашей проблеме, давайте узнаем, к каким результатам он пришёл. ( На предыдущем уроке одному из учеников было предложено сравнить давление, производимое человеком в обуви и на лыжах).

    Начнём с себя, ваша задача уменьшить, а затем увеличить ваше давление на пол. (Вызывается один – два ученика и им предлагается любым способом увеличить, а затем уменьшить давление на пол, используя только что открытые факты).

    Как ещё человек использует различные давления? 

    1. Учащимся предлагается подбор предметов из повседневной жизни: ножницы, иголки, кнопки, напёрстки, пассатижи, клещи, лопата, точилка, нож, сумки с разной шириной лямок. (Каждый предмет комментируется и классифицируется)

    Один из вас провёл дома небольшое исследование как раз по вашей проблеме, давайте узнаем, к каким результатам он пришёл. ( На предыдущем уроке одному из учеников было предложено сравнить давление, производимое на человека на гвоздём (ями) – был изготовлен «Стул йога» из 2200 гвоздей).

    Откройте учебники на странице 82, найдите упражнение 13. Прочитайте и ответьте на вопросы.

    1. Учащимся предлагается подбор слайдов с фотографиями фундамента, гусеничного трактора, различные виды обуви, транспорта на воздушной подушке. (Каждый снимок комментируется и классифицируется)

    Где в животном мире мы можем встретить различные давления твёрдых тел? (Дети выдвигают теории применения различных давлений, учитель  систематизирует гипотезы, предлагая провести классификацию на «Уменьшение давления» и «Увеличение давления». Обсуждение данного вопроса заканчивается подборкой слайдов с фотографиями когтей, ласт, копыт, лап, зубов.

    4.Первичное закрепление.

    Итак. Какие примеры уменьшения и увеличения давления в жизни

    Примеры уменьшения и увеличения давления  

    Уменьшение

    Увеличение

    В жизни животных

    В жизни человека

    а) человека;

    б) животных;

     мы сегодня нашли? (Учащиеся заполняют свои экземпляры таблицы, затем результаты обсуждаются).

    5.Итог урока.

    Итак. Что мы знали о давлении твёрдых тел на начало урока?

    Что нового мы узнали на уроке?

    Какое у вас сложилось мнение о давлении? Нужно нам большое давление или малнькое?

     Как можно изменять давление?

    6.Домашнее задание.

    п.34, задание 6(1)

    Используемые ресурсы:

    1. А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
    2. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.
    3. http://ru.wikipedia.org 
    4. http://www.photosight.ru/photo/alone/871727/ 
    5. http://www.qwesta.ru/portal/page/portal/ptl/gdsdtlprn?prm=qynyyy20&goodsid=79762 
    6. http://computerhistory.narod.ru/sredstva_obrabotki_inf.htm 
    7. http://krutomama.ru/sonnik/details/?id=1448 
    8. http://www.etalon48.ru/?act=shop_good&id=5221 
    9. http://www.v-avto.ru/product/t14673/ 
    10. http://www.znaikak.ru/howchoodeigliniti.html 
    11. http://krasnodar.olx.ru/pictures/iid-125460473 
    12. http://tdlorien.ru/catalog/good/tochilki/220920/ 
    13. http://www.knifeman.ru/models/knife030b.shtml 
    14. http://все-туфли.рф/?p=730 
    15. http://modnonosim.ru/obuv-foto.html 
    16. http://downloadmax.my1.ru/photo/11-0-15-3 
    17. http://moda-zima-2012.ru/modnye-zhenskie-valenki.html 
    18. http://www.14mkad.ru/product/4997/ 
    19. http://www.go-camp.ru/katalog/products/rjukzaki/turisticheskie/kanon-50-n 
    20. http://sergievposad.olx.ru/iid-149018126 
    21. http://sale.ck.ua/archive/201011 
    22. http://sale.ck.ua/archive/201011 
    23. http://eavto.com.ua/boats/user/boats/news/page/2/ 
    24. http://www.kachestvo.ru/zdorovie/vrachi/vrachi_16950.html 
    25. http://howmuchit.ru/page/15 
    26. http://femina.in.ua/?paged=20 
    27. http://www.stoletnik.narod.ru/enc/t2/14_16.html 
    28. http://www.visualphotos.com/image/1x9193294/mountain_lion_puma_concolor_walking_in_snow 
    29. http://www.zhivotnye-belarusi.ru/redkue_guvotnue_belorussii/los_v_lesy/obutanue_losi/ 
    30. http://nnm.ru/blogs/johnny008/fotografii_kyartana_strana_norvegiya/ 
    31. http://wiki.uspi.ru/index.php 
    32. http://fotoprojektai.com/portfolio/product-photography/ 
    33. http://graftio.com/2011/11/21/meb/