Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Чечкина Светлана Игоревна

Конспект и презентация к уроку.

Сфрмулированы цель и задачи урока, тип урока - комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.37 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Цель урока: Учащиеся должны усвоить знания о характере распространения звука и звуковых волн.  

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Овладеть системой знаний о распространении звуковых волн;
  2. Текущий контроль понимания учениками изучаемого материала

Развивающие:

  1. Формировать умения выделять признаки сходства в описании  упругих и других видов волн.
  2. Продолжить развитие речи, мышления, внимания.

Воспитательные:

  1. Выявление интеллектуальных лидеров, их привлечение к объяснению материала более слабым ученикам;
  2. Привить интерес к изучению физике;
  3. Расширить кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: Объяснительно – иллюстративный.

Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать.

Оборудование: Интерактивная доска, ПК, камертон, линейка .

 План:

1.Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания (10 мин)

3. Изучение нового материала (13 мин)

4. Закрепление изученного материла, проверочная работа (11 мин)

5. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, я рада видеть всех, стремящихся больше узнать об окружающем нас мире!

К сожалению отсутствуют сегодня………….

  1. Актуализация знаний.

1.(фронтальный опрос).

Включить  звуки……………..---

Какой раздел физики мы изучаем ? акустика

Мы живем в мире самых разнообразных звуков, звуки нас окружают всегда и везде: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, раскаты грома и журчание ручейка, пение птиц и голоса людей, звучание музыкальных инструментов и устройств.

На предыдущем уроке мы узнали об источниках звуков----

Какие они бывают?...... Приведите примеры…..

Любая ли механическая волна является звуком?.........

 в подтверждение проведите опыт с линейкой

Опыт с линейкой – длинная линейка совершает колебания, которые не дают звука, а при колебаниях короткой линейки возникает звук. Почему?

Частота колебаний короткой линейки выше, чем длинной.).

Вывод: человек слышит звук определенной частоты ……….. какова эта частота?

Если частота меньше, то это……………………….

Если частота больше, то это…………………………….

Опыт с камертоном получите звук разных частот, продемонстрируйте явление резонанса

Учитель

Ученик

Отчего зависит высота звука?

От частоты колебаний

Что называется чистым тоном?

Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания строго определенной частоты.

Что такое основной тон и обертоны звука?

Качество звука, определяемое совокупностью обертонов сложного звука, называется тембром.

От чего зависит громкость?

от амплитуды

Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?

Громкость уменьшится.

Назовите единицы громкости и уровня громкости звука.

В системе СИ: 1 дБ

Мощным естественным источником звука является грозовой разряд. До 120 дБ

Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков?

Слух человека ухудшается.

а зачем человеку 2 уха?

звук приходит в уши с разными фазами, и человек определят направление источника

Включаем презентацию

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?

Основные выводы из ранее изученного материала слайд 2 и 3

Проверь себя 10 вопросов на листочке записывают только ответы

1.А     2. В      3.Б        4.Г       5.Б

6. Г     7. Г      8.В       9. В     10.Б  

 Взаимопроверка

  1. Изучение нового материала.

Демонстрация проводиться учителем

продолжим разговор о звуке как волновом явлении

запишем тему урока

Звуковые волны.
Распространение звука.
Скорость звука.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией на интерактивной доске, и основные положения записываются учащимися в тетрадь, которые проецируется на интерактивной доске.

  1. Вывод: Наличие среды- необходимое условие распространения звука

  1. Хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы

  1. Вывод: Звук распространяется в любой упругой среде- твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве где нет вещества.

  1. Скорость звука в воздухе » 330 м/с. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твердых телах – еще быстрее. В стальном рельсе, например, звук распространяется со скоростью » 5000 м/с.

Таблица заполняется в течении урока интерактивными чернилами.

  1. Скорость звука в различных средах, м/c (при t=20 С)

Вода

1483

Дерево(ель)

5000

Гранит

3850

Сталь

5000-6100

Медь

4700

Стекло

5500

  1. Скорость распространения звуковых волн в разных средах неодинакова. Медленнее всего звук распространяется в газах. Именно поэтому гром сильно запаздывает после вспышки молнии. Если гроза от нас далеко, то раскат грома можно услышать даже спустя 10-20 секунд.

Закрепление изученного материала. 

Давайте решим такую задачу: какой диапазон длин волн имеет звук в воздухе и воде. Скорость распространения волн в воде – 1450 м/с, в воздухе – 330 м/с. У доски решают задачу (имя учениц). Остальные – самостоятельно на местах упревают решить задачу за 5 мин. Первая ученица ищет диапазон длин волн в воздухе, а вторая – в воде.

В картине «Человечьи праотцы» изображен пейзаж – пустынные холмы, лиловые и зеленые дали,– который переносит зрителя в атмосферу глубокой древности. Молодой славянин играет на свирели, а вокруг него, на холме, расположились медведи. Кажется, что вся природа, все живое слушает светлую, гармоничную мелодию.

Сохраните свое восприятие звуков! Наушники от телефонов…

IV. Домашнее задание.

Параграф 37,38, вопросы, упр.32(1,2).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники звука. Звуковые волны. Высота, громкость, тембр звука

                           План урока по физике в 9 классе ...

Интегрированный урок "Звуковые волны. Свойства звука" 9 класс

Данный урок проводится в 9 классе по теме "Звуковые волны". Урок разработан как интегрированный с приглашением учителя биологии. С учителем биологии учащиеся вспоминают устройство уха и как образуется...

Урок "Звуковые волны. Свойства звука"

Данный материал представляет собой подробную разработку урока по теме: "Звук". Вопросы данной темы семиклассники изучают поверхностно, обзорно. И данный урок позволяет охватить все важные понятия, хар...

Конспект урока по теме: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, н...

Конспект урока физики в 9 классе по теме: «Источники звука. Звуковая волна»

Изучение данной темы является не только знакомство с учебным материалом по теме звуковые волны, но и в большей степени, осмысление учащимися значение звука в природе, технике, искусстве, жизни человек...


 

Комментарии

Танькова Инесса Васильевна

Спасибо за интересный материал.