Дискретный и системно - функциональный подход в изучении электродинамики.
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме

Филатова Ирина Борисовна

Сущность дискретного подхода заключается в том, что на каждом уроке проводится анализ структуры учебного материала, выделяя главные и второстепенные элементы знания.Выделяя "доминирующие элементы знания" (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, организуется автономная система обучения, способствующая прочному и осмысленному запоминанию учебного материала.

Системно - функциональный подход позволяет синтезировать правила системного усвоения, производя обучение правилам и методам системного усвоения. При этом производится анализ структуры материала и выделение элементов, определение функций и систематизация их по общности, а также формализация и синтез правил системного усвоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskretnyy_podhod.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение дискретного и системно – функционального подхода

в изучении электричества.

1.Дискретный подход

Класс     8

Раздел курса физики:        Электродинамика

Тема: «Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления».

№п/п

ДЭЗ

Источник знаний

Вопросы к ДЭЗ

1

Зависимость силы тока от свойств проводника.

Учебник «Физика – 8» А.В.Перышкин, Н.А.Родина

§43 с. 87

1.Что можно сказать об изменении силы тока в цепи при замене железной проволоки на никелиновую и медную той же длины и сечения?

2.Чем объясняется зависимость силы тока от свойств проводника?

2

Электрическое сопротивление

С.88

С.88

С.88

С.88

1. Буквенное обозначение электрического сопротивления.

2. Что принимают за единицу сопротивления с СИ?

3. Получите наименование единицы сопротивления.

4. Какие еще существуют единицы сопротивления?

3

Причина электрического сопротивления

С.88

С.88

С.88

С.88

С.88

1. Как двигались бы электроны в проводнике, если бы не испытывали помех, будучи приведены в упорядоченное движение?

2. Что в действительности мешает электронам двигаться упорядоченно?

3. Как связано количество электронов, проходящих по проводнику за единицу времени с суммарным электрическим зарядом и силой тока в проводнике?

4. В чем заключается физический смысл электрического сопротивления?

5. Что является причиной сопротивления проводника прохождению по нему электрического тока?

4

Зависимость сопротивления от рода вещества, из которого изготовлен проводник.

С.88

С.88

1. Почему разные проводники обладают различным сопротивлением?

2. Для чего нужно учитывать электрическое сопротивление проводника?

Результаты проверочного физического диктанта.

8 «А»:

Всего учащихся – 25

Кол-во учащихся писавших работу – 22

«5» - 1

«4» - 7

«3» - 9

«2» - 5

8 «Б»:

Всего учащихся – 27

Кол-во учащихся писавших работу – 23

«5» - 9

«4» - 11

«3» - 3

«2» -0

Качество обученности в классе, где не применялись ДЭЗ

Качество обученности в классе, где применялись ДЭЗ

35%

87%

2. Системно – функциональный подход.

Класс    8

Раздел курса физики:  Электродинамика. Электрический ток.

Обозначение (и назначение) физической величины

Формула для вычисления физической величины

Единицы физической величины

Формула в обобщенном математическом виде

Сила электрического тока I – характеризует электрический заряд, проходящий по проводнику за единицу времени.

I=

С=

Электрическое напряжение U-характеризует работу электрического поля по перемещению электрического заряда

U=

С=

Электрическое сопротивление R- характеризует свойства проводника, проявляющиеся при прохождении по нему электрического тока.

R=

1 Ом

D=

Удельное сопротивление  - сопротивление проводника длиной 1м сечением 1 мм2 прохождению тока 1А

=

Ом мм2


м

А=

Работа электрического тока А – характеризует превращение электрической энергии во внутреннюю энергию

A=U×I×t

1Дж

Д=А×В×С

Мощность электрического тока Р – работа, совершаемая электрическим полем за единицу времени

P=

1Вт

С=

Количество теплоты Q – характеризует превращение электрической энергии во внутреннюю энергию

Q=I2×R×t

1Дж

Д=А2×В×С

Физические величины, определяемые математической формулой вида    С=

Обязательные знания о физической величине

Сила электрического тока

Электрическое напряжение

  1. Формула

I=

U=

  1. Словесная формулировка

Сила тока – физическая величина, равная электрическому заряду, проходящему по проводнику за единицу времени.

Электрическое напряжение – физическая величина, характеризующая работу электрического поля по перемещению электрического заряда.

  1. Физический смысл

Характеристика количества электричества, протекающего через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Характеристика электрического поля, созданного источником тока.

  1. Единица физической величины

1 Ампер

1 Вольт

  1. Единицы физической величины в СИ

1мА= 0,001А

1 мкА= 0,000001А

1 кА= 1000А

1мВ= 0,001В

1 мкВ= 0,000001В

1 кВ= 1000В

  1. Наименование единицы в СИ

1А – сила электрического тока, при которой за 1с через поперечное сечение проводника пройдет электрический заряд 1Кл.

1А= 1Кл/1с

1В – такое электрическое напряжение между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1Кл на этом участке равна 1Дж.

1В= 1Дж/1Кл

3. Системно – функциональный подход (законы)

Законы в виде формул и соотношений

Следствия из законов в виде формул и соотношений

Формулы, отражающие закономерности и несущие функции законов

I=

U=I×R

R=

Последовательное соединение проводников:

I=I1=I2

U=U1+U2

R=R1+R2

Параллельное соединение проводников:

U=U1=U2

I=I1+I2

1/R=1/R1+1/R2

I=n×e×v×S

e=

v=  S=

R=

=

=  =

𝝆=𝝆0×(1+αt)

=

=

=

=I(R+r)

U=φ12+

Знания о законе

Закон Кулона

Закон Всемирного тяготения

  1. Формула

F=k |q1||q2|/r2

F=G m1m2/r2

  1. Зависимость между какими величинами выражает закон?

Зависимость силы электрического взаимодействия между электрическими зарядами от величины этих зарядов и расстояния между ними.

Зависимость силы гравитационного взаимодействия между телами от масс этих тел и расстояния между ними.

  1. Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения, от величин, стоящих в правой части?

Сила электрического взаимодействия прямо пропорциональна произведению модулей электрических зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Сила гравитационного взаимодействия прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами этих тел.

  1. Формулировка закона

Неподвижные точечные заряды q1и q2 действуют друг на друга в вакууме с силами, прямо пропорциональными модулям зарядов и обратно пропорциональными квадрату расстояния между зарядами.

Две материальные точки массами m1и m2, находящихся на расстоянии R друг от друга, притягиваются друг к другу с силами, пропорциональными квадрату расстояния между ними.

  1. Как называется коэффициент пропорциональности в данном законе?

Электрическая постоянная

Гравитационная постоянная

  1. Каков его физический смысл?

Показывает, что два точечных заряда по 1Кл каждый, находясь на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействовали бы с силой 9×109Н

Численно равна силе, с которой материальная точка массой 1кг притягивает другую материальную точку с такой же массой, если они находятся на расстоянии 1м друг от друга.

  1. Получите наименование единицы коэффициента

k=Fr2/| q1||q2|

[k]= 1Н×1м2/1Кл2

G=Fr2/m1m2

[G]= 1Н×1м2/1кг2

  1. Чему равен коэффициент пропорциональности

k =9×109Нм2/Кл2

G= 6,67×10-11 Нм2/кг2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в изучении биологии и пути его реализации.

Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.Системно-деятельностный подход нацеле...

Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе

В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся.  Предлагаемый подход к...

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

Системно-деятельностный подход в изучении химии. 9класс Характеристика элемента по его положению в периодической системе.

Дано описание первого урока 9 кл по химии по теме " Характеристика элемента по его положению в периодической системе." Урок дан с применением системно-деятельностного подхода, с применением разли...

Системно-функциональный подход к обучению

Системно-функциональный подход к обучению...

Уроки словесности как средство осуществления функционального подхода к изучению русского языка в 5 – 7 классах

В работе показаны преимущества функционального подхода к изучению русского языка по сравнению с традиционной системой образования....

Система упражнений «Функциональный подход при изучении разных частей речи»

Система упражнений с применением функционального подход при изучении разных частей речи....