Урок по оптике
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Презентация "зрение и его дефекты" и план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie_i_ego_defekty..pptx244.6 КБ
Файл tema_uroka.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель физики МБОУ «СОШ № 31 Белореченского района района Арямова Элина Владимировна. Зрение и его дефекты

Слайд 2

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

Слайд 3

По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой.

Слайд 4

Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза. Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

Слайд 5

Близорукость Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).

Слайд 6

Дальнозоркость У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).

Слайд 7

Коррекция близорукости и дальнозоркости Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

Слайд 8

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

Слайд 9

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

Слайд 10

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

Слайд 11

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Близорукость и дальнозоркость. Очки.        8 класс.

Цели и задачи:

  1. Подведение итогов темы «Оптические явления».
  2. Выяснить понимание учащимися темы «Глаз как сложная оптическая система».
  3. Познакомить учащихся с дефектами зрения «близорукость» и «дальнозоркость», причинами их возникновения и способами исправления.

План урока:

  1. Организационный момент                                            1 мин.
  2. Активизация опорных знаний                                      8 мин.
  3.  Сообщение темы урока                                                 18 мин.
  4. Закрепление                                                                       5 мин.
  5. Применение знаний, умений, навыков                      10 мин.
  6. Итог урока                                                                            1 мин
  7. Домашнее задание                                                           2 мин.

оборудование: экран, проекционный аппарат, дидактический материал (карточки), электронная таблица, интерактивная программа «очки».

Ход урока.

  1.  Орг. момент.     (1 мин)                                                                                 Здравствуйте, ребята. Важнейшим из органов чувств человека является зрение. Через него человек получает 90% информации. Но бывает так, что зрение портится, глаза заболевают, и чтобы знать как помочь человеку, необходимо понимать природу и механизм видения.
  2. АОЗ.          (8 мин)                                                                                                 Проверка решения домашних задач.

а)  № 1378 (сб. задач п/р Лукашика)

Дано:                         СИ:                         Решение:

F1=0,8 м                   0,8 м.                        D=      D1= =1,25 дптр.

F2= 250 cм               2,5 м                                       D2=  =0,4 дптр.

F3= 200мм               0,2 м                                       D3= = 5дптр.

D1=?     D2=?  D3=?                     Ответ: 1,25 дптр;  0,4дптр, 5 дптр.

б)  Найти построением оптический центр линзы, её фокусы. Определить тип линзы.

                                              S  *                         F

                                                                  O             *S1 

Построение: 1 Соединить S и S1. Точка пересечения с линзой – центр линзы.

 2 Провести прямую перпендикулярную линзе –главная оптическая ось линзы.  3 Из точки S – прямую, параллельную главной оптической оси, преломить и соединить с S1. Преломленный луч пересечет ось в точке фокуса. 3 Так как лучи сошлись, значит линза собирающая.

Вопросы для проверки домашнего задания:

  1. Какова природа света?       (Электромагнитная)
  2. Чему равна скорость света в вакууме?   (300.тыс км/ч)
  3. Почему луч прожектора в тумане виден хорошо, а в ясную погоду хуже?                                  (потому, на частичках воды он рассеивается)
  4. Можно ли с помощью льда развести огонь?    (Да. Если лед прозрачен, сделать двояковыпуклую линзу и в её фокусе расположить бумагу).

Карточки для индивидуального задания.

  1. Определить на ощупь вид линзы.
  2. Как называется приспосабливаемость хрусталика видеть как на далеком расстоянии, так и на близком?
  3. Девочка стоит в 50 см. от зеркала. На каком расстоянии она видит свое отражение?

  1. Определить на ощупь вид линзы.
  2. Какие части глаза составляют его оптическую систему?
  3. Расстояние наилучшего зрения человека составляет 40 см. На каком расстоянии от зеркала ему нужно находиться, чтобы лучше рассмотреть своё изображение?

                       

 Фронтальный опрос учащихся:

  1. Как устроен глаз человека?                (по таблице)
  2. Какие части глаза образуют его оптическую систему?
  3. Охарактеризовать изображение, полученное на сетчатке глаза.
  4. Почему же человек видит изображение не перевернутым?
  5. У всех ли живых существ наблюдается такая приспосабливаемость мозга?
  6. Почему при переводе взгляда с близкого расстояния на удаленное мы продолжаем видеть его четкий образ?
  7. Чему равно расстояние наилучшего зрения?
  8. Каково преимущество зрения двумя глазами?
  9. Может ли видеть человек-невидимка?   (нет, т.к. хрусталик и воздух будут иметь одну плотность и свет преломляться не будет).

                    Оценить.

3 Сообщение темы урока (18мин)

Видеофильм «Линзы»  (из фильмотеки)

учитель: О чем напомнил фильм?

1 Какие виды линз мы знаем?      (собирающие, рассеивающие)

2 в какие оптические приборы входят линзы?  (телескоп, фотоаппарат…

   Сбой в работе оптической системы глаза приводит к различным заболеваниям. Самые распространенные дефекты это близорукость и дальнозоркость.                    

презентация «Зрение»

  1. Слайд 2. По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.
  2. Слайд 3            По строению глаз похож на фотокамеру.

Стенка его состоит из трёх оболочек:

наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы);

сосудистой – с радужкой;

сетчатой.

  1. Слайд 4 Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза

Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза.

Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

  1. Слайд 5  Близорукость.

            Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).   Дефект развивается обычно в школьные годы из за продолжительного чтения и недостаточной освещенности.  (В Японии 50%   близоруких из за иероглифов)

  1. Слайд 6 Дальнозоркость

У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).Обычно наблюдается у младенцев и стариков.

  1. Слайд 7 Коррекция близорукости и дальнозоркости.

Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

  1. Слайд 8   Астигматизм

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали.

    Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

  1. Слайд 9  Косоглазие

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение.

    Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

  1. Слайд 10  Дальтонизм

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

  1. Слайд 11   Куриная слепота

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Близорукость и дальнозоркость компенсируется очками, главной деталью которых являются линзы. Близорукость – рассеивающими, дальнозоркость – собирающими. Первые очки изобретены в конце XVIII века во Франции.

                                4 Закрепление   (5 мин)

  1. Где получается изображение при близорукости?  (перед сетчаткой)
  2. Причины близорукости?   (избыточная оптическая сила глаза, удлинение оси глаза)
  3. Какие линзы компенсируют близорукость?   (рассеивающие Д- )
  4. Где получается изображение при дальнозоркости?  (за сетчаткой)
  5. Причины дальнозоркости?  (недостаточная оптическая сила хрусталика, уменьшение длины оси глаза).
  6. Какие линзы компенсируют дальнозоркость?   (собирающие Д+)
  7. Почему в учебнике не приводится фокусное расстояние глаза?  (хрусталик постоянно изменяет кривизну, поэтому не имеет постоянного фокуса)

5 Применение ЗУН  (10мин)

  1.  Угол между зеркалом и падающим лучом равен 300. Найти угол отражения луча.

                                                                                                 Ответ: (600)

        

  1. Какая из точек 1, 2, 3 будет отражением точки S в зеркале?

          S                            1

                                                                                   

                                                                                          Ответ:  (2)

            2        3

  1. Как пройдет луч, преломившись в призме?

                                                       2                       Ответ:  (3)

        3    

           

  1. Какая среда оптически более плотная?

     1                                                                                Ответ:  (1)

  1. Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью  0,25 м/с. С какой скоростью она движется к своему изображению?

                                                                                Ответ: (0,5 м/с)

  1. В солнечный день длина тени дома на земле равна 30 м, а от отвесно поставленной палки высотой 1,5 м длина тени равна 2м.  Какова высота дома?                                       Ответ: (22,5 м)
  2. Имеются 2 линзы: собирающая с F1= 20 см  и рассеивающая с

 D= -8дптр.  Чему равна оптическая сила системы линз?

                                                                                 Ответ:  (-3дптр)

8     Домашнее задание:   §66,    Упр 33.  (2мин)

9    Подведение итогов урока.    (1мин)

                              2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения по теме "Оптика" в 9 классе

Представлен план-конспект урока повторения по теме "Оптика" в 9 классе....

Практическое задание «Аннотированный каталог ЭОР по теме «Геометрическая оптика» ( «Волновая оптика»)

В каталоге представлен  аннотированный материал по теме "Геометрическая оптика"....

Обобщающий урок "Геометрическая оптика"

Разработка обобщающего урока по теме "Геометрическая оптика" с использованием дифференцированного личностно-ориентированного подхода....

открытый урок "Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны."

открытый урок тема: Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэлектрический эффект. Типы фотоэлементов...

Оптика. Законы геометрической оптики

Оптика. Законы геометрической оптики...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ .

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ....