Работа по учебнику Тихомировой, Яворского
материал по физике (10 класс) по теме

Полякова Ольга Алексеевна

В этом учебном году я впервые работала по учебному комплекту Тихомировой и Яворского. Свои впечатления о работе по данному комплекту я представила на заседании РМО в презентации. Презентация была подготовлена в марте, поэтому в нее не вошла тема "Электродинамика". Изложение электродинамики почти не отличается от традиционного изложения в учебниках Мякишева, Буховцева. Исключение составляет закон Ома, который дается для однородного участка, неоднородного участка и замкнутой цепи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya__uchebnik_tihomirovoy_yavorskogo.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по теме: «Работа с новым учебным комплектом Тихомировой, Яворского 10 кл.» Подготовила учитель физики Полякова О.А. Выступление на РМО март 2012г

Слайд 2

Темы, представленные в учебнике, полностью соответствуют темам учебника Мякишева, Буховцева, Сотского. Но учебник Тихомировой отличается, на мой взгляд, доступностью изложения материала, простотой, лаконичностью. Это дает возможность самостоятельно изучить материал, если ученик пропустил занятие. Следующие два слайда демонстрируют вывод закона сложения скоростей и движение двух шариков – одного брошеного с горизонтальной скоростью, а другого падающего вертикально без начальной скорости.

Слайд 3

Закон сложения скоростей

Слайд 4

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Слайд 5

Ко многим параграфам учебника приведены эпиграфы. Это или высказывания великих людей , или пословицы. Большое внимание уделяется эксперименту. Очень часто изучение нового материала начинается с подробного описания опытов. Следующие слайды демонстрируют, как излагается учебный материал по изучению силы трения.

Слайд 6

19. Сила трения Угря в руках не удержишь.Что кругло — легко катится . Пословицы

Слайд 7

Опыт 1. Поместим на стол брусок массой т. Прикрепим к нему нить, соединенную с динамометром. Потянем брусок с помощью динамометра с силой F . Брусок не движется. Это означает , что действие всех сил, приложенных к бруску,скомпенсировано : сила тяжести m уравновешивается с илой реакции опоры N , а силу натяжения нити F должна уравновешивать к акая-то другая сила — это и есть сила трения покоя.

Слайд 9

а

Слайд 10

Опыт 2. Поставим на брусок гирю той же массы, что и сам брусок (рис. 2.20). При этом сила, с которой брусок действует на стол перпендикулярно поверх­ности, увеличивается в два раза. Но эта сила согласно третьему закону Нью­тона равна по модулю и противоположна по направлению силе реакции опоры, действующей на брусок со стороны стола. Следовательно, и сила реак­ции опоры увеличилась в два раза. Измерив в этом случае силу трения (они равна показанию динамометра), обнаружим, что она тоже увеличилась в два раза.

Слайд 11

После каждого параграфа даны вопросы. Вопросы бывают очень интересные, на применение изученных понятий и законов для объяснения физической сути общеизвестных явлений, пословиц, поговорок, отрывков из художественной литературы.

Слайд 12

Проверьте себя Какую силу называют силой трения покоя? Какие значения может принимать сила трения покоя? Какую силу называют силой трения скольжения? Приведите примеры проявления силы трения в природе и ее применения в тех­нике. Каков физический смысл пословиц: «Не подмажешь — не поедешь», «Из наво­щенной нити трудно плести сеть», «Камень тяжел, когда лежит на своем месте, если же его покатить, он станет легким», «Если двое возьмутся — валун с места сдвинут, если трое — на другое место перенесут»?

Слайд 13

Очень четко выводится закон сохренения импульса и границы его применения. 15 – 18 слайды демонстрируют применения закона сохранения импульса в случае незамкнутой системы.

Слайд 14

Закон сохранения импульса

Слайд 15

Хотя многие реальные системы тел являются незамкнутыми , для их опи­сания в некоторых частных случаях можно пользоваться законом сохранения импульса. Условия применения закона сохранения импульса к незамкнутой системе тел таковы:

Слайд 16

Внешние силы, действующие на любое тело системы, уравновешиваются

Слайд 17

Проекция суммы всех внешних сил на какую-либо координатную ось равна нулю .

Слайд 18

Процессы взаимодействия кратковременны . При быстрых взаимодействиях (взрыв снаряда, выстрел из орудия, столкновение атомов и др.) изменения импульсов отдельных тел будут фактически обусловлены только внутренними силами, ибо внешние силы (силы тяготения, трения) не успевают существенно изменить импульс системы тел.

Слайд 19

Рассматриваются примеры решения задач с подробными рисунками. Это демонстрируют слайды 20 – 22.

Слайд 20

ЗАДАЧА Тележка с песком общей массой М движется в горизонтальном направлении со скоростью v. нее попадает и застревает в песке снаряд массой т, летящий со скоростью v 1 . Определите скорость тележки после попадания в нее снаряда, если его скорость: а) совпадает по направлению со скоростью тележки; б) направлена вертикально вниз. Решение. а) Изобразим векторы скоростей тележки и снаряда до взаимодействия (рис . 4.8, а) и сразу после взаимодействия (рис. 4.8, б).

Слайд 21

До взаимодействия После взаимодействия Решение. а) Изобразим векторы скоростей тележки и снаряда до взаимодействия (рис. 4.8, а) и сразу после взаимодействия (рис. 4.8, б).

Слайд 22

б) В этом случае (рис. 4.9, а) проекция импульса снаряда на ось ОХ до взаимодей­ствия равна нулю, а сразу после взаимодействия снаряд и тележка движутся с одина­ковой скоростью V 2 (рис. 4.9, б).

Слайд 23

На следующих двух слайдах представлены отдельные интересные формулировки из закона сохранения механической энергии.

Слайд 24

Уравнение выражает закон изменения механической энергии . Изменение механической энергии замкнутой системы тел равно работе, совершенной неконсервативными силами .

Слайд 25

В замкнутой консервативной системе механическая энергия остается постоянной , поэтому кинетическая энергия может возрастать только за счет уменьшения потенциальной. Если система находится в таком состоянии, что скорости всех тел равны нулю, а потенциальная энергия имеет минимальное значение, то без воздействия извне тела системы не могут прийти в движение, т. е. система будет находиться в состоянии устойчивого равновесия. Таким образом, закон сохранения механической энергии позволяет сформулировать по-другому условие равновесия замкнутой консервативной системы тел: В состоянии устойчивого равновесия потенциальная энергия системы тел имеет минимальное значение.

Слайд 26

После изложения нового материала и вопросов встречается раздел «Это интересно». В нем действительно содержатся очень интересные факты.

Слайд 27

Молекулярная физика ЭТО ИНТЕРЕСНО! Запах связан с размерами и формой молекул. Так, общей особенностью веществ с камфорным запахом является шарообразная форма их молекул (диаметр 7 · 10⁻⁸ см).

Слайд 28

Изложение материала по молекулярной физике отличается от привычного изложения по Мякишеву. Сначала изучаются изопроцессы, затем вводится абсолютная температура, а затем уравнение Менделеева – Клайперона. Такой порядок соответствует исторической последовательности. И все время подчеркивается, что эти законы экспериментальные.

Слайд 29

Изотермический процесс экспери­ментально изучали английский ученый Р. Бойль (1662) и французский физик Э. Мариотт (1676). Они независимо друг от друга установили закон, впоследст вии названный законом Бойля — Мари-отта. 2,6 4 V , усл. ед. 8 7 6 5 4 3 2 р, усл. ед. 1 1,1 1,3 1,6 2 2,6 4

Слайд 30

При неизменном давлении объем газа данной массы при изменении темпе­ратуры изменяется линейно: V = V 0 (1+ a v t ), (6.2) ;Где t — температура, V 0 — объем газа при О °С, V — объем газа при температу­ре t , a v — температурный коэффициент объемного расширения. Опыты показывают, что коэффициент a v одинаков для всех газов и равен 1/273°С -1 Французский ученый Ж. Шарль в 1787 г. установил, что при Неизменном объеме давление газа данной массы при изменении температуры изменяется именно: p = p 0 (1 + a p t ), (6.3) t - температура, р 0 — давление при О °С, р — давление при температуре t , a p - температурный коэффициент давления. Экспериментально доказано, что коэффициентодинаков для всех газов и равен 1/273°С -1

Слайд 32

Рис. 6.10 Постоянная в уравнении Клапейрона (6.8) определяется экспериментально, а для одного моля газа она оказалась равна R = 8,31 Дж/моль • К

Слайд 33

Очень интересный параграф о трех температурных шкалах и истории их открытия.

Слайд 34

Одну из них предложил в 1724 г. Г. Фаренгейт. За постоянные точки термометра он выбрал температуру смеси льда с солью (О ° F ) и температуру человеческого тела (приписав ей значение 100 ° F ). Расстояние между двумя этими точками на шкале делилось на 100 равных частей – градусов. Шведский ученый А.Цельсий свою шкалу предложил в 1742 году. За нуль на шкале Цельсия принята температура таяния льда, за 100 °С — температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении Соотношения между температурами по шкалам Фаренгейта и Цельсия можно записать в виде : t =5/9( t F -32);

Слайд 36

В разделе термодинамика очень наглядно демонстрируется необходимость холодильника для работы теплового двигателя. Очень понятно рассказывается о принципе действия холодильной машины.

Слайд 37

Термодинамика

Слайд 38

Холодильная машина . Разновидностью тепловых машин является холо­дильная машина, или холодильник. Для ее работы необходимо осуществить обратный цикл в отличие от прямого цикла, используемого в тепловой машине (см. рис. 7.10). Расширение рабо­чего тела следует производить по более * низкой» кри­вой (при меньших давлениях и температуре), а сжа­тие по более «высокой» кривой (при больших давле­ниях и объемах). Схема преобразования энергии приведена на рис. 7.12. От холодильной камеры рабочее тело, расширя­ясь, отбирает некоторое количество теплоты Q 2 . При этом внешние силы совершают работу А. Нагревате­лю рабочее тело при сжатии передает количество теп­лоты Q! (|Q,| > Q 2 ): |Q,| = Q 2 +А. Переход некоторого количества теплоты Q 2 от холодильника к нагревате­лю не противоречит второму закону термодинамики, ибо теплота переходит не сама собой, а за счет совершения работы электродвигателем. Холодильная машина может служить обогревателем, т. е. использоваться как тепловой насос для отопления. При этом электроэнергия затрачивается на то, чтобы привести в действие холодильную установку, в которой нагрева­телем является отапливаемое помещение, а холодильной камерой — наруж­ная атмосфера. В этом случае отапливаемое помещение получает большее ко­личество теплоты (Q = Q 2 + А), чем выделяется при непосредственном преобра­зовании электрической энергии во внутреннюю энергию нагревателей типа электропечей или электроплиток (Q = А).

Слайд 40

В учебный комплект, кроме учебников и поурочных разработок, входят рабочие тетради. Следующие слайды 41 – 42 демонстрируют вопросы и задания по теме: «Первое начало термодинамики», а следующий 43 слайд демонстрирует алгоритм решения наиболее часто встречающихся задач. По этому алгоритму предлагается решить самостоятельно похожую задачу.

Слайд 41

§ 42. Первый закон термодинамики 42.1. Первый закон термодинамики Q =

Слайд 44

В заключении хочу отметить , что работать по новому учебнику мне очень понравилось. И, на мой взгляд, самое большое достоинство этого учебника в том, что его читают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа с учебником географии (из опыта работы).

Предлагаются различные формы работы с учебником географии....

Дифференцированная контрольная работа по физике 11 класс к теме "Фотоны" по учебнику Тихомировой С.А.

В настоящее время в связи с сокращением часов на изучение физики в старших классах некоторые школы перешли на  учебник Тихомировой С.А. Учебник в целом не плохой, красочный, хорошо иллюстрирован,...

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 11 классе по учебнику Тихомировой.

Тематическое планирование уроков физики в 11 классе. 2 ч в неделю. Базовый уровень. Автор - Тихомирова С.А....

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...

Использование у работе учителя учебников и электронных версий учебников

В статье идет речь о роди учебника в изучении предмета и использовании современных способов подачи информации, в том числе, в электронных формах учебников....