Электрические явления с разных сторон
план-конспект урока физики (8 класс) на тему

Урок обобщения и повторения темы «Сила тока, напряжение, сопротивление».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektr_yavl.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сектор образовательных учреждений службы управления персоналом

ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №26 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»

Электрические явления с разных сторон

(повторительно-обобщающий урок)

 8 класс

Автор:

учитель физики

высшей квалификационной категории

Н.А. ПРОКУШЕВА

Нижнеудинск 2010

“Ни шагу назад,

ни шагу на месте,

а только вперед и

только все вместе!”

Тип урока: Урок обобщения и повторения темы «Сила тока, напряжение, сопротивление».

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Электрические явления».
  2. Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь.
  3. Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Используя учебный потенциал класса организовать и направить групповую и индивидуальную  деятельность  учащихся  на многостороннее рассмотрение электрических  явлений (их проявления в природе, в быту, на производстве; их учет и использование).

2. С помощью опережающего задания активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся в работе с учебными текстами; учить самостоятельно приобретать знания и оценивать свой труд.

3.Формирование материалистического мировоззрения, нравственных качеств личности (доброжелательность, тактичность, добросовестность), коммуникативных умений (публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать).

4.Осуществлять межпредметную связь между физикой, биологией, ОБЖ.

5.Ознакомить учащихся с причинами поражения током и правилами техники безопасности при работе с электричеством;  с действием электрического тока на организм человека и мерами первой помощи при поражении током; правилами поведения во время грозы;

6.Воспитывать настойчивость в достижении цели, культуру труда, вовлечь в творческую работу по физике как можно большее число детей, для того, чтобы поднять престиж не популярных в классном коллективе учащихся.

Методы обучения:

  1. самостоятельной работы и работы под руководством учителя
  2. проблемно-поисковый
  3. практический
  4. самоконтроля
  5. словесный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологическая пауза

Здравствуйте! Садитесь удобнее, выполним несколько дыхательных упражнений. Не скрещивайте рук, ног, дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух медленно, через нос, пока легкие не наполнятся. Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Не выдыхайте все разом. “Плавный вдох – плавный выдох. Вдох – выдох”

Представьте себе морские волны, их плеск, легкое дуновение ветерка. Вы чувствуете себя легко и свободно и готовы дать ответ на вопрос:

К далеким селам, городам, кто идет по проводам. Светлое величество…это – (электричество).

II. Вступительное слово учителя

Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет, работаете и играете на компьютере. Без электричества здесь не обойтись. Электрический ток находит широкое применение  не только в быту, но и в промышленности, на транспорте, в различных учреждениях.

Электричество кругом, полон им завод и дом.
Нам токи очень помогают, жизнь кардинально облегчают!
Проявим сегодня мы умение, законы объясним, явления.
Эксперименты проведем, и итог общий подведём.

И так, сегодня у нас урок повторения темы “Электрические явления”. Каждый из вас сможет углубить свои знания и показать то, что он уже знает и умеет по этой теме. Записи в тетрадях сегодня мы не будем вести.

III.  Разминка

 А сейчас вы сможете проверить своё внимание, быстроту реакции, ну и, конечно же, знания. Я буду предлагать  вам разные утверждения, они не всегда будут истинными. Если вы согласны со мной, покажите зеленую карточку, если не согласны – красную. Учтите, большинство не всегда бывает правым, поэтому – думайте самостоятельно.

Сигнальные карточки  (В течение 5 минут весь класс в быстром темпе).

  1. Электрическим током называется…. Направленное движение заряженных частиц.
  2. Заряженная частица, имеющая наименьший положительный заряд... Электрон  (Протон)
  3.  Тело, с которого ушли несколько электронов, заряжено … Положительно 
  4. Прибор, который применяется для регулирования силы тока…. Реостат
  5. При параллельном соединении одинакова ... Сила тока (Напряжение)
  6. Единица электрического сопротивления…. Вольт  (Ом)
  7. Мощность равна отношению работы к……Напряжению (Ко времени)
  8. Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов…  Друг с другом  (С ионами кристаллической решётки)
  9. Электрическое сопротивление зависит от……Его длины, толщины, вещества  
  10. 1кВт. ч – единица Работы
  11.  Чертежи, на которых изображены соединения электрических приборов… Электрические схемы
  12. Основная часть лампы накапливания… Спираль 
  13. Работу по разделению зарядов выполняет... Источник тока 
  14. Одноимённые заряды Отталкиваются  
  15. Носители электрического тока в металлах + и - ионы (электроны)
  16. Положительный ион – атом Получивший один или несколько электронов (Потерявший)
  17. Электроскоп – прибор для Обнаружения наличия заряда 
  18. Единица силы тока кулон (Ампер)
  19. Электрический ток направлен от “-” к +” (Наоборот)
  20. Универсальный прибор для измерения силы тока, напряжения и сопротивления АВОметр - тестер (В старших классах)

21.Горизонтально располагают, без нагрузки не включают, силу тока измеряют Вольтметром прибор называют. (Амперметр)

Давайте повторим условные обозначения, применяемые на схемах (учтите, я могу ошибаться!):

          Звонок… резистор…нагревательный элемент

 Ответы: 1) да; 2) нет; 3) да; 4) да;

IV. А сейчас мы узнаем без чего нельзя собрать ни одну электрическую цепь. Три ряда отгадывают ребусы (в которых зашифрованы слова, означающие то, без чего мы не сможем собрать ни одну электрическую цепь).

Под каждым условным обозначением прибора указан порядковый номер той буквы, которую нужно взять. Соберите все буквы  в слово и назовите то,  что у вас получилось.

Четвёртый ряд отгадывает фамилию учёного, известного своей рассеянностью.

Ребус 1

Ребус 2

Ребус 3

Ребус 1: звонок, нагревательный элемент, амперметр, Н, резистор, Я  

Ребус 2: У, вольтметра, резистор, звонок, И, Я  

Ребус 3: нагревательный элемент, амперметр, вольтметр, Ы, ключ, И               Ответы:      Знания, умения, навыки.

Ребус 4: 1. Первая буква – первая в названии электрода, присоединённого к + полюсу источника тока, 2. Вторая буква – вторая в названии единицы сопротивления, 3. Третья – третья в названии прибора для измерения силы тока, 4. Четвёртая – четвёртая в названии единицы силы тока, 5. Пятая (последняя) – последняя в названии прибора для измерения напряжения. Ответы: 1. Анод  2.Ом 3.Амперметр 4. Ампер 5. Вольтметр: Учёный – АМПЕР.

Учитель: Знания, умения и навыки нужны не только для сборки эл. цепи, они нужны в любом деле, они помогли Игорю, Ивану и Егору сделать мини-тренажёр. Подробнее они расскажут сами.

V. Демонстрация прибора «Ну, попади! »

   Витя Вахрушев тоже сделал прибор.

VI. Рассказ ученицы про Ампера

Какой ответ получился у 4 ряда?  Ампер, это правильный ответ. Говорят, что однажды Ампер сосредоточенно варил свои часы, держа яйцо в руке. Ещё ходят слухи, что увидев чёрную доску, он достал мел и начал писать, потом побежал за движущейся доской, которая оказалась задней стеной кареты. Конечно, кроме рассеянности Ампер обладал рядом других, достаточно ценных качеств. Подробнее с Ампером вас познакомит Алёна.

VII. Прочитайте закон, зашифрованный в портретах: Ампер, Ом, Вольта. (Закон Ома).

 

 “Да будут святы те,
кто в творческом пылу, исследуя весь мир,
открыли в нем законы”.            Э. Верхарн.

В этой шуточной загадке есть неточность. Укажите её (фамилия ученого – А.Вольта; название единицы напряжения – 1 Вольт.)

VIII. Почему во Франции школьники изучают этот закон как закон Пулье расскажет Даша Слипченко.

IX. Учитель: Источник для шпиона. А вы знаете, как можно использовать свойство слюны человека проводить электрический ток. Изготовленные из разных металлов коронки зубов человека могут сыграть роль электродов  гальванического  элемента  слюна – роль электролита. Такой необычный источник тока может  питать микроприемник радиоволн,  вмонтированный в дупло зуба. Преимущество такого устройства - оно всегда будет с вами.

X. Необычный элемент вам продемонстрирует Женя Воркулевич, а вы попробуйте объяснить его действие.  «Картофельный элемент».   (Раствор минеральных солей и разнородные проволочки образуют гальванический элемент).

XI. Рассказ о «Волшебной палочке». Сергей Крюков.  Эбонитовая палочка. (Электроскоп.)

  1. Это физическое тело – эбонитовая палочка.
  2. Эбонит – это каучук с добавлением серы.
  3. При трении её о мех или шерсть она электризуется  и заряжается отрицательно.
  4. При электризации электроны с меха переходят на палочку.
  5. Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки.
  6. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги.
  7. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится.
  8. Эбонит – диэлектрик, т. е. он не проводит электрические заряды.
  9. Две эбонитовые палочки, заряженные при трении о мех, взаимно отталкиваются.

Ваня Иванцов: Опыт с линейкой.   (Может ли палочка быть заряжена положительно?)

XII. Электризация.  Для чего сзади снизу бензовоза прикреплена цепь? Ответ: Во время наливания бензина, во время движения бензовоза происходит трение, на корпусе возникают электрические заряды, чтобы не возникло искры, заряды надо убрать. Это делают при помощи металлического проводника.

По этой же причине после посадки самолет, наэлектризованный трением о воздух, сначала «разряжают»: опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета и статический заряд уходит в землю.

А как решить проблемы, связанные с возникновением заряда на самолёте при дозаправке в воздухе? (Увеличивают электропроводность топлива с помощью добавления в него соединений хрома).

Запомните: Во избежание разрядов статического электричества при хранении, транспортировке горючего и заправке рекомендуется применять только металлические ведра, канистры, воронки и не пользоваться пластмассовыми емкостями.

Когда  ещё электризация вредна, расскажет… Когда  электризация полезна……

XIII. Сашин пылесос. Задачи Шерлока Холмса.

“Музейная задача”.

В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой рукописи от соседнего. При Российской Акадамии наук имеется лаборатория реставрации документов, которой и приходится разрешать подобные задачи.

Как разъединять такие листы? (Свиток электризуется; соседние его части, получившие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга – и аккуратно, без повреждения разделяются. Такой отделённый свиток уже сравнительно нетрудно умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.)

XIV. Две гильзы. Одна наэлектризована, другая – нет. Как узнать, какая из них наэлектризована? (Коснуться рукой, взаимодействуют – была не заряжена..).

Релаксационная пауза (отдых для глаз).

Разотрите ладони до горячего состояния и закройте ими глаза, прикрыв веки. Отдохните 5-10 секунд.

А теперь поводим глазами в направлении  каждой стрелки по 3 раза.

Снова разотрите ладони до горячего состояния, закройте ими глаза, прикрыв веки. Отдохните 5-10 секунд. Уберите ладони, откройте глаза. Отдохнули? Продолжаем работать.

XV. Знаете ли вы, почему лампочки на 40 ВТ имеют желтоватый оттенок?  Эдик.

XVI. Яна рассчитывала сопротивление у себя дома. Закон Ома у Яны дома.

XVII. Знают ли акулы закон Ома? Электричество в живой природе.

XVIII. Птицы на проводах. Лида Слипченко.

XIX. Что вам известно об «Огнях святого Эльма»? Модель молнии. Кирилл.

Коронный, искровой разряд.

XX. Стремителен молнии бег, и разит она тяжким ударом. Лукреций Кар. «О природе вещей». Молния.

В ряду первых учёных, доказавших электрическую природу грозы, были Ломоносов и его друг Рихман, погибший во время проведения опыта (1753год). «Он умер прекрасною смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет». Ломоносов.

XXI. С электричеством мы встречаемся всюду. Современная жизнь без него невозможна. Пусть оно работает на человека, а не против него!

Какое влияние на организм человека оказывает ток? Финогин Иван.

Меры защиты от эл. тока. Слава Пушков.

Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением необходимо иметь обувь на резиновой подошве?

XXII. Давайте оценим ваш вклад в общее дело, узнали ли вы что-либо новое для себя?

Сигнальные карточки. Вы все хорошо поработали, у вас появились новые знания, чувство уважения к себе и своим товарищам. Вы ещё раз убедились, что без знаний жить нельзя. Учиться тяжело, но интересно.

Есть другие мнения?...Выставьте оценку за урок себе и своим товарищам. Если есть особое мнение – запишите его.

XXIII. Запишите домашнее задание.    Так как следующий урок мы решаем задачи по всей теме, то:

1. Формулы по теме   2. Составить задачу

  3.Физическую эстафету из формул  4.Что в чёрном ящике?

XXIV. Ошибка абитуриента.

Задача 1. Как изменится Q, выделяемое электроплиткой за определённое время, если спираль укоротить вдвое?

Абитуриенты: уменьшится в 2 раза, т. к. сопротивление будет в 2 раза меньше,..

Ошибка: с уменьшением сопротивления, сила тока увеличится, значит нужно брать формулу через напряжение, правильный ответ: увеличится в 2 раза.

Задача 2. Последовательно включены лампа на 60 ВТ и на 100Вт. Какая горит ярче?

Ярче та, у которой выделяется больше тепла, там, где больше сопротивление, которое найдем: квадрат  напряжения разделить на мощность. Значит, ярче горит лампочка на 60 Вт.

Заключительное слово учителя:

Царство науки не знает предела – всюду следы её славных побед. Разума слово и дело, сила и свет. Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, частью которой является тема «Электрические явления». Она подарила нам множество открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!  Я хочу, чтобы вы помнили, что в жизни дорогу осилит идущий, и желаю вам:

Идти, не сгибаясь,

Идти до конца,
Идти, улыбаясь,
И в поте лица.
Пешком иль иначе –
Преграды смести.
Идти – это значит
До цели дойти.

“Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта”

Иммануил Кант.

Экспериментальная задача на дом.

Определить длину мотка медного провода, покрытого толстым слоем изоляции, не разматывая его, если начало и конец провода выведены наружу.  Предлагаются различные физические приборы.

Решение. 1) Зачистить концы провода, измерить микрометром его диаметр и по формуле Sопределить площадь сечения.

2) Собрать электрическую цепь и измерить силу тока в проводе и напряжение на его концах; по формуле R= U/ I вычислить сопротивление мотка.  

3) Зная сопротивление мотка, удельное сопротивление меди и площадь поперечного сечения провода, рассчитать его длину L= .

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 8 классе "Электрические явления. Постоянный электрический ток"

Цель: выяснить физическую природу электрического тока, а также способствовать продуктивной работе учащихсяЗадачи:-формирование единых взглядов на природу электрического тока в соответствии с законами ...

Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды.

Разработка урока по физике для 8 класса, с использованием системно-деятельностного подхода обучения.  Конспект урока соответствует ФГОС....

Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»

Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...

Урок- турнир на тему: «Электрический ток, электрические явления».

Цели урока:образовательные: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических зад...

План занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 8 и 9 класс по теме «Электрические явления и постоянный электрический ток».

В рамках дистанционного обучения учащимся предлагается план занятий по решению задач высого уровня сложности на базе текстоврегионального этапа  Всероссийской олипиады школьников по физике с посл...