Рабочая программа по физике - 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Златина Алевтина Сергеевна

Рабочая программа    разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Раб.программа -7 класс261 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Физика» для учащихся 7-х классов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа    разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004г. Программа ориентирована   на использование учебника  «Физика 7» для общеобразовательных учреждений /  А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2007 г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

        При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

        Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         

        Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

        Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

        Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

        Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

        Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

         Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Оборудование к лабораторным работам

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №6.

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа №7.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №8.

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №9.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа№10.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив .

Демонстрационное оборудование

Первоначальные сведения о строении вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5.Динамометр.

6.Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей  и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТ: физика (2012 – 2013 уч.год)

КЛАСС: 7

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68 (2 часа в неделю)

№ урока

Наименование раздела и тем урока

Часы

Учебная неделя

Вид контроля, измерители

Тип урока

Домашняя работа


Введение 4 часа

1(1)

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

03.09 – 07.09

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§1-3 (проч)

Подг.сообщ. «Биография М.В.Ломоносова»

2(2)

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

Проверка сообщений

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§ 4-5

С.10 Упр.1

С.12 Задан.1

3(3)

Физика и техника

1

10.09 – 14.09

Тест

Урок закрепления знаний

§6

Подг. к лаб.раб.

4(4)

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» 

1

Лабораторная работа

Урок - практикум

§ 1-6, повторить


Первоначальные сведения о строении вещества  7 часов

5(1)

Строение вещества. Молекулы.

1

17.09 – 21.09

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§ 7-8, вопросы (у)

Подг.к лаб.раб. №2 (с.160)

6(2)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

Лабораторная работа

Урок - практикум

Повт.физич.термины

7(3)

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

24.09 – 28.09

Опорный конспект

Комбинированный урок

§9  Задание 2

8(4)

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§10, Упр.2, вопросы(у)

9(5)

Три состояния вещества.

1

01.10 – 05.10

Физический диктант

Комбинированный урок

§11, вопросы(у)

10(6)

Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

Составление классификационной таблицы «Строение вещества», рисунки

Комбинированный урок

§12  Задание 3

Подг.к контр.раб.

11(7)

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

08.10 – 12.10

Контрольная работа №1

МОНИТОРИНГ

Урок контроля

Повт.термины


Взаимодействие тел       21 часа

12(1)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§13-14, с.32 Упр.3, Задание 4

13(2)

Скорость тела.

1

15.10 – 19.10

Опрос, тест

Комбинированный урок

§15, с.38 Упр.4

14(3)

Расчет пути и времени движения.

1

Решение задач

Комбинированный урок

§16, составить свои задачи на движение

15(4)

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1

22.10 – 26.10

Самостоятельная работа

Решение задач

Урок закрепления знаний

Сообщ.-биография (Галилео Галилей)

16(5)

Инерция. Взаимодействие тел.

1

Проверка сообщений

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§17-18, вопросы (у)

17(6)

Масса тел. Единицы массы

1

05.11 – 09.11

Опорный конспект

Подг.к лаб.раб

Комбинированный урок

§19, с.46 Упр.46

Подг.к лаб.раб. № 3 (с.161)

18(7)

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Лабораторная работа (оформление, вывод)

Урок - практикум

§20, вопросы(у)

Подг.к лаб.раб. №4 (с163)

19(8)

Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

1

12.11 – 16.11

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

Выучить формулы

Подг.к лаб.раб. №5 (с.164)

20(9)

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

1

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

§21, Упр.7 (1,2,4)

21(10)

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

19.11 – 23.11

Решение задач

Комбинированный урок

§22, с.54 Задание 5

22(11)

Решение задач по теме «Масса тела. Объем. Плотность»

1

Самостоятельная работа

Урок закрепления знаний

Упр.8 с.54

23(12)

Сила.

1

26.11 – 30.11

Опорный конспект

Комбинированный урок

§23 вопросы (у)

24(13)

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§24, задачи на смекалку

25(14)

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1

03.12 – 07.12

Выполнение упражнений

Комбинированный урок

§25-26, опыт «наблюдение невесомости» (с.173 – доп.чт.)

26(15)

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Проверочная работа

Комбинированный урок

§27, Упр.9 с.64

Подг.к лаб.раб №6 (с.165)

27(16)

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная  работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

10.12 – 14.12

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

§28, вопросы (у)

28(17)

Графическое изображение силы. Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1

Решение задач и упражнений

Комбинированный урок

§29, Упр.11 с.70

29(18)

Центр тяжести тела.

1

17.12 – 21.12

Самостоятельная работа

Комбинированный урок

§3 (доп.чт.)

30(19)

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике

1

Опрос

Комбинированный урок

§30-32, вопросы (у)

31(20)

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

1

24.12 – 28.12

Решение задач

Урок закрепления знаний

Подг.к контр.раб. (повтор.формулы)

32(21)

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

1

Контрольная работа №2

МОНИТОРИНГ

Урок контроля

Составить японский физический кроссворд


Давление твердых тел, жидкостей и газов   22 час

33(1)

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления.

1

14.01 – 18.01

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§33-34, с.80 Упр.12

34(2)

Давление газа.

1

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§35, вопросы (у), эксперимент с мыльными пузырями

35(3)

Давление газа. Повторение понятий «Плотность газа. Давление»

1

21.01 – 25.01

Самостоятельная работа

Комбинированный урок

Задание 6, с. 82

Сообщ.-биография (Блез Паскаль)

36(4)

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

Проверка сообщений

Физический диктант

Комбинированный урок

§36, изготовить прибор для демонстрации закона Паскаля

37(5)

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

28.01 – 01.02

Решение упражнений

Комбинированный урок

§37-38, Упр.15

38(6)

Сообщающиеся сосуды.

1

Самостоятельная работа

Комбинированный урок

§39, доклады (3 чел.)

-изучение подводного мира человеком

-устройство и назначение батисферы и батискафа

-животный мир океанских глубин

39(7)

Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

04.02 – 08.02

Проверка сообщений

Физический диктант

Урок закрепления знаний

Сообщения (из книги рекордов Гиннеса)

-шлюзы

-фонтаны

40(8)

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Проверка сообщений

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§40-41 Упр.17,

Задан.10 с. 98

Сообщ.-биография (Эванджелиста Торричелли)

41(9)

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

11.02 – 15.02

Проверка сообщений

Тест, знания работы с приборами

Комбинированный урок

§42 Задан.11(2) с.104

42(10)

Барометр-анероид.

1

Опорный конспект

Комбинированный урок

§ 43 вопросы (у)

43(11)

Атмосферное давление на различных высотах.

1

18.02 – 22.02

Решение задач

Комбинированный урок

§44 Упр.21 с.107

44(12)

Манометры

1

Опорный конспект

Комбинированный урок

§45 вопросы (у)

45(13)

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

25.02 – 01.03

Рисунки, конспект

Решение задач

Комбинированный урок

§46-47, вопросы (у)

46(14)

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Самостоятельная работа

Комбинированный урок

§48, формулы

Сообщ.-биография (Архимед)

47(15)

Архимедова сила

1

04.03 – 08.03

Проверка сообщений

Опорный конспект

Комбинированный урок

§49 Упр.24, с.120

48(16)

Решение задач по теме «Архимедова сила»

1

Решение задач, проверка знания формул

Урок закрепления знаний

Подг.к лаб.раб. №7 (с.167)

49(17)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

11.03 – 15.03

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

Найти ответ на вопрос «Какую роль играет плавательный пузырь у рыб?»

50(18)

Плавание тел. Плавание судов.

1

Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила»

Комбинированный урок

§50-51. Задание «Определить плотность собственного тела»

Подг.к лаб.раб. №8 (с.168)

51(19)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

18.03 – 22.03

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

Составить презентацию о воздухоплавательных аппаратах

52(20)

Воздухоплавание.

1

Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»

Проверка презентаций

Комбинированный урок

§52, повторить формулы

53(21)

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

01.04 – 05.04

Решение задач

Урок закрепления знаний

Подг.к контр.раб.№3

54(22)

Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

Контрольная работа №3

МОНИТОРИНГ

Урок контроля

Составить кроссворд (15 вопросов)



Работа,  мощность, энергия.    12 часов

55(1)

Механическая работа. Единицы работы

1

08.04 – 12.04

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§53, Упр.28 с.131

56(2)

Мощность. Единицы мощности

1

Решение задач

Комбинированный урок

§54, Задание 18 с.135

57(3)

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.

1

15.04 – 19.04

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

Комбинированный урок

§55-56, вопросы (у)

58(4)

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

1

Опорный конспект, таблица

Комбинированный урок

§57-58, подг.к лаб.раб. №9 (с.169)

59(5)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага».


1

22.04 – 26.04

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

Повт.формулы

60(6)

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

1

Физический диктант на знание физических величин

Комбинированный урок

§59-60, Упр.31 с.149

Подг.к лаб.раб №10 (с.170)

61(7)

КПД Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

29.04 – 03.05

Решение задач

Лабораторная работа

(оформление, вывод)

Урок - практикум

§61 Решить задачу (в тетради)

62(8)

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1

Опорный конспект

Урок изучения новых знаний

§62-63, Упр.32 с.156

63(9)

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

1

06.05 – 10.05

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§64, повторить формулы

64(10)

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».

1

Решение задач

Урок закрепления знаний

Подгот.к контр.раб.

65(11)

Контрольная работа №4 по теме «Работа, мощность, энергия»

1

13.05 – 17.05

Контрольная работа №4

МОНИТОРИНГ

Урок контроля

Повторить основные единицы измерения

66(12)

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха»

1

Решение интеллектуальных задач

Урок закрепления знаний

Повторить формулы, подг. к итоговой работе


Итоговое повторение    2 ч

67 (1)

Контрольная работа за курс 7 класса

1

20.05 – 24.05

Контрольная работа №5

МОНИТОРИНГ

Урок контроля

Не задано

68(2)

Повторение по теме «Взаимодействие тел. Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

Проверка тетрадей, итоговый контроль

Урок закрепления знаний

Не задано

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ведение(4 ч.)

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерения. Физика и техника.

Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».

Требования к уровню подготовки:

Владеть методами научного познания

Собирать установки для эксперимента; планировать и проводить наблюдения; пользоваться измерительными приборами; записывать результаты прямых измерений с учетом инструментальной погрешности, представлять результаты в виде схем, таблиц, графиков; объяснять результаты измерений, наблюдений и экспериментов, интерпретировать результаты эксперимента; давать заключения и выводы по результатам, по таблицам и графикам находить промежуточные значения.

Применять знания и умения для обеспечения безопасности своей жизнедеятельности

Первоначальные сведения о строении вещества  (7 ч.)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Три состояния вещества.

Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».

Требования к уровню подготовки:

Владеть понятиями дискретность строения вещества; непрерывность и хаотичность движения частиц вещества, понимать физические и природные явления, различие в молекулярном строении различных тел, причины большой сжимаемости газов; малой сжимаемости твердых тел, смешивания жидкостей, прилипания тел.

Собирать установки для эксперимента. Измерять: линейные размеры тел и температуру, объяснять результаты измерений, наблюдений и экспериментов.

Применять  для  определения  размеров тел, объяснения различных явлений в быту.

Взаимодействие тел (21 ч.)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел.. Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах. Плотность. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Единицы силы.  Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Лабораторные работы

«Измерение массы тела на рычажных весах»

«Измерение объема тела»

«Измерение плотности твердого вещества»

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

 Требования к уровню подготовки:

Владеть понятиями прямолинейного движения, скорости, пути, массы, плотности, инерции, силы.

Вычислять скорость, пройденный путь, массу, плотность, силу

Применять: знания о явлении инерции для объяснения различных процессов; формулы пути, массы, силы для необходимых расчётов в практике.

Давление твердых тел, жидкостей и газов  (22 ч.)

Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды.  Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка.  Измерение атмосферного давления.  Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.  Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Требования к уровню подготовки:

Знать понятия и законы:  давление, вес, Архимедова сила, законы Паскаля и Архимеда

Уметь объяснять устройство барометра, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса.

Применять в повседневной жизни и для объяснения некоторых физических явлений.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)

Механическая работа. Единицы работы.  Мощность. Единицы мощности.  Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.  КПД механизмов. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Превращение одного вида энергии в другой.

Лабораторные работы

«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

«Выяснение условия равновесия рычага»

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Требования к уровню подготовки:

Знать понятия механической работы, мощности, момента силы, энергии и её видов, «золотое правило» механики.

Уметь вычислять физические величины по формулам, собирать экспериментальную установку

Применять знания для выигрыша в силе.

Резерв (2 ч.)

        Итоговая контрольная работа (за 7 класс)

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

 Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

 Негрубые ошибки.

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки

Литература

1.Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 304 с.

2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» / О.И.Громцева. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 109 с.

3.Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.

4. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.

5. Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006

6.Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы.  / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).

7. Чеботарева А.В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений» /А.В.Чеботарева  - 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...