Конспект урока "Законы геометрической оптики", 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Романова Оксана Владимировна

Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало».

 

Задачи:

Общеобразовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
  • продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий;
  • обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, биологии, геометрии.

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;
  • показать связь физики с окружающим миром;
  • создать условия для реальной самооценки обучающихся.

Развивающие:

  • развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;
  • формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
  • развивать коммуникативные навыки.

 

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, набор «Оптика», зеркало, монета, мензурка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИКИ в 9 классе

"Оптические явления во сне и наяву"

Дата проведения урока: «17» февраля 2012 г.

Учитель: Романова О.В., высшая квалификационная категория

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало».

Задачи:

Общеобразовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;

продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий;

обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, биологии, геометрии.

Воспитательные:

продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;

показать связь физики с окружающим миром;

создать условия для реальной самооценки обучающихся.

Развивающие:

развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;

формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;

развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, набор «Оптика», зеркало, монета, мензурка.

Ход урока

Запускается презентация «Оптика»

Вступительное слово учителя:

Мы живём, словно во сне неразгаданном,
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, – нет…

На уроках физики мы изучаем явления природы. Особенно красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по темам «Отражение и преломление света. Плоское зеркало» с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволят нам:

все этапы урока провести мобильно,

использовать видеоматериал и презентации,

провести физический диктант,

продемонстрировать подготовленные выступления и презентации учащихся.

План урока:

Физический диктант.

Экспериментальные задачи.

Выступления учащихся по изучаемой теме.

Учитель: Но вначале я хотела бы показать вам видеоролик и в конце урока нам необходимо ответить на вопрос «Может ли свеча гореть в воде?»

Видеоролик №1

Учитель: Ваши гипотезы по просмотренному отрывку? Ответы учащихся

Учитель: А мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания:

«Физический диктант»

«Физический диктант» составлен в форме презентации, каждый вопрос озвучивается учителем. На слайдах записаны задания. Учащиеся отвечают в листке самооценки, затем обмениваются листочками и проходит взаимопроверка с устными ответами. Выставляется полученный балл, записывается в листе самооценки (отдельное окошко).

Вопросы:

Запишите закон отражения (),

Когда Луна при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце, то возникает … (Солнечное затмение)

Из двух сред та, в которой скорость света меньше, называется … (Оптически более плотной)

Угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча называется … (углом преломления)

Если изображение получается в результате пересечения не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а и х воображаемых продолжений, то такое изображение называется … (мнимым)

Экспериментальные задачи. 

Сегодня на уроке мы используем лабораторное оборудование, поэтому повторим инструкцию по технике безопасности.

Инструктаж по технике безопасности

Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения? (50°)
Смоделируйте данную задачу с помощью набора «Оптика», который находится у вас на столах. Для этого вам понадобится зеркало, лазерная указка, транспортир, линейка и карандаш.

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе.

У вас на столах находится пиала, монета и мензурка с водой. Положите монету в пиалу так, что бы ее не было видно. Как сделать так, что бы увидеть монету, при этом пиала должная находиться на своем месте, т.е. ее нельзя двигать и нельзя менять точку наблюдения.

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе.

Учащиеся должны налить воду в пиалу и в результате покажется монета. Переходя из воды в воздух, отраженные от монеты лучи света преломляются таким образом, что угол преломления получается больше угла падения света и отраженные лучи света достигают сетчатки  глаз.

Релаксация:

Учитель: Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. (Радуга) 

Посмотрите на экран (Слайд – шоу «Радуга») и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди.

Физкультминутка: глаза, пальцы, уши

Учитель: А теперь, вернемся к нашему уроку.

Теперь мы используем два зеркала и свечу.

Вам необходимо с помощью зеркал получить 2 изображения свечи, затем 4. Что необходимо сделать для этого? Как располагаются зеркала? Почему так происходит?

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе

Необходимо уменьшать угол между зеркалами.

Опустите ложку в стакан с водой. Увидим преломление ложки. Почему это наблюдается?
Происходит преломление световых лучей при переходе среды вода-воздух.

Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33.

Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе

Задача решается по закону преломления (Закон Снелиуса)

Выступления учащихся с минипроектами.

Учитель: Вам было дано предварительное задание, объяснить и рассказать о природных явлениях, которые вас больше всего поражают.

Красикова А., Юн К. «Северное сияние»

Асриев Н. «Радуга»

Карганян Г. «Сумерки»

Подведение итогов

Вам необходимо суммировать все баллы с листа самооценки и разделить на 6, получиться оценка за урок.

Давайте посмотрим, что получилось: сколько «5»? сколько «4»? и т.д.

Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал и в дневники.

Те учащиеся, кто подготовили и выступили с проектами, получают дополнительную оценку «5».

        

        Давайте все вместе ответим на вопрос, который я поставила в начале урока «Может ли свеча гореть в воде?».

Ваши мнения? Ответы учащихся

Видеоролик №1

V. Домашнее задание:

составить кроссворд по теме "ОПТИКА";

придумать и решить задачу по теме "Световые явления";

Дополнительно:

изготовить самодельный перископ;

изучить устройство и принцип действия детского калейдоскопа.

VI. Заключительное слово.

Итак, мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день. В этом помогли наши знания по законам отражения, преломления, прямолинейного распространения световых лучей. Также наши умения работать с информацией на разных носителях. Спасибо всем, кто готовил проекты.

Вам понравился урок?

Какие выводы из этого урока можно сделать?

Отвечая на этот вопрос, я еще раз хочу возвратиться к словам Гете:

Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:

Что – внутри, во внешнем сыщешь;

Что – вовне, внутри отыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

Спасибо всем за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ФИЗИКИ в 9 классе «Оптические явления во сне и наяву» 17.02.2012

Слайд 2

"Оптические явления во сне и наяву" «Мы живём, словно во сне неразгаданном, На одной из удобных планет. Много здесь, чего вовсе не надо нам, А того, что нам хочется, – нет…»

Слайд 3

"Оптические явления во сне и наяву"

Слайд 4

"Оптические явления во сне и наяву"

Слайд 5

"Оптические явления во сне и наяву"

Слайд 6

"Оптические явления во сне и наяву"

Слайд 7

План урока: Физический диктант. Экспериментальные задачи. Выступления учащихся по изучаемой теме. "Оптические явления во сне и наяву"

Слайд 8

"Оптические явления во сне и наяву" «Может ли свеча гореть в воде?»

Слайд 9

Вопрос №1. Запишите закон отражения I . «Физический диктант»

Слайд 10

Вопрос №2. Когда Луна при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце, то возникает … I . «Физический диктант»

Слайд 11

Вопрос №3. Из двух сред та, в которой скорость света меньше, называется … I . «Физический диктант»

Слайд 12

Вопрос №4. Угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча называется … I . «Физический диктант»

Слайд 13

Вопрос №5. Если изображение получается в результате пересечения не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а и х воображаемых продолжений, то такое изображение называется … I . «Физический диктант»

Слайд 14

Проверяем ответы: I . «Физический диктант» 5. Мнимым 4. Углом преломления 3. Оптически более плотной 2. Солнечное затмение 1. ∕ α = ∕ β

Слайд 15

II . Экспериментальные задачи

Слайд 16

Задание №1 Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения? Смоделируйте данную задачу с помощью набора «Оптика», который находится у вас на столах. Для этого вам понадобится зеркало, лазерная указка, транспортир, линейка и карандаш. Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе . II . Экспериментальные задачи

Слайд 17

Задание №2 У вас на столах находится пиала, монета и мензурка с водой. Положите монету в пиалу так, что бы ее не было видно. Как сделать так, что бы увидеть монету, при этом пиала должная находиться на своем месте, т.е. ее нельзя двигать и нельзя менять точку наблюдения. Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи

Слайд 18

Задание №3 Теперь мы используем два зеркала и свечу. Вам необходимо с помощью зеркал получить 2 изображения свечи, затем Что необходимо сделать для этого? Как располагаются зеркала? Почему так происходит? Результаты запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи

Слайд 19

Задание №4 Опустите ложку в стакан с водой. Увидим преломление ложки. Почему это наблюдается? Результаты запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи

Слайд 20

Задание №5 Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33 . Результаты запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи

Слайд 21

Вам было дано предварительное задание, объяснить и рассказать о природных явлениях, которые вас больше всего поражают. III . Минипроекты учащихся

Слайд 22

IV . Подведение итогов Вам необходимо суммировать все баллы с листа самооценки и разделить на 6, получиться оценка за урок.

Слайд 23

"Оптические явления во сне и наяву" «Может ли свеча гореть в воде?»

Слайд 24

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание «Аннотированный каталог ЭОР по теме «Геометрическая оптика» ( «Волновая оптика»)

В каталоге представлен  аннотированный материал по теме "Геометрическая оптика"....

Оптика. Законы геометрической оптики

Оптика. Законы геометрической оптики...

Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 8 класс тема «Геометрическая оптика» для 8 класса (предпрофиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан краткий план зявнятий на базе текстов всероссийских олимпиад Санкт-Петербурга....

Конспект лекции 27 В. П. Слободянина Решение задач по геометрической оптике 3

Конспект лекции 27  В. П. Слободянина на курсах Углубленная и олимпиадная  подготовка учащихся 8-11 кл по физике МФТИ 2020...

Конспект лекции 28 В. П. Слободянина Решение задач по геометрической оптике 4

Конспект лекции 28  В. П. Слободянина на курсах Углубленная и олимпиадная  подготовка учащихся 8-11 кл по физике МФТИ 2020...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ .

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ....