Методическая разработка внеклассного мероприятия- игра по физике "Счастливый случай "
методическая разработка по физике по теме

Войтенко Валентина Федоровна

Игра "Счастливый случай" проводилась в рамках недели физики в техникуме.

Игра проводилась с целью повышения интереса к дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay_s_recenziey.doc863.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Шебекинский техникум строительства, промышленности и транспорта

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике

Игра

         

Автор:

Войтенко В.Ф.., преподаватель физики, первая квалификационная категория

Обсуждено на заседании МК ЕНЦ

«15»  сентября 2012 г.

г. Шебекино

 2012

Тема:

Игра «Счастливый случай»

Составил:

Войтенко В.Ф., преподаватель физики, первая квалификационная  категория

Аннотация:

Данная разработка предназначена для преподавателей физики. Методическая разработка внеклассного мероприятия разработана в форме игры. Мероприятие проводится в период адаптационно-обучающего для первокурсников в рамках проведения недели  физики. Цель данного мероприятия выявить уровень обученности по физике, развитие познавательных и творческих способностей.

Место издания:

Шебекинский техникум строительства, промышленности и транспорта

г. Шебекино

ул. Ржевское шоссе 4

Пояснительная записка

Н.А. Добролюбов писал: «Как бы ни хорошо убедилась ученица в пользе предмета, она все-таки не будет им заниматься с любовью и охотой, пока не почувствует сердечного влечения к занятиям. А известно, что когда занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки». Одной из задач адаптационно-обучающего периода  вызвать интерес учащихся к учебному материалу. Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия в период проведения недели физики. Мероприятия проводится в форме игры, так как стремление к тому, или иному виду деятельности можно вызвать в обучении через игровую деятельность.

Внеклассное мероприятие разработано с применением информационно-коммуникативных технологий .

 Участвуя в работе на различных этапах выполнения заданий, каждый учащийся приносит в копилку своей командам определенное количество баллов. По результатам игры формируется  лучшая команда.

Тема:  Игра  «Счастливый случай»

Цели и задачи  мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания.

Образовательная:

  1. Повторить, систематизировать знания учащихся;
  2. Расширять кругозор учащихся по предмету;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательная:

  1. Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  3. Воспитывать инициативность и активность,
  4. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

  1. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  2. Развить способности логического мышления учащихся;
  3. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  4. Развивать память, внимание
  5. Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Материально-техническое оснащение:  компьютер, мультимедийный проектор.

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент. Формирование команд
  2. 1 этап «Конкурс капитанов»
  3. 2 этап: «Гонка за лидером»
  4. 3 этап: «Кто быстрее»
  5. 4 этап «Дальше, дальше…»
  6. 5 этап «Ты – мне, я – тебе»
  7. 6 этап «Кто больше»
  8. 7 этап Подведение итогов.

« Счастливый случай»

Правила проведения:

В игре участвуют 4 команды по 4  человека в каждой. Каждая команда имеет свое название, девиз и капитана. У капитана есть право на выбор вопросов в каждом гейме. Игра состоит из 5 геймов: «Гонка за лидером», , « Кто быстрее?», «Дальше, дальше» «Ты –мне ,я –тебе», «Кто больше?» .Первому гейму предшествует определение лидера, для чего капитанам команд задаётся вопрос. Капитан, который первым правильно ответил на вопрос, даёт право своей команде на лидерство. Команда- лидер первая начинает гейм «Гонка за лидером». Оценивает ответы команд жюри

Вопросы капитанам

  1. Можно ли на Луне ориентироваться по компасу и почему?(Нет, так как там отсутствует магнитное поле)
  2. Как называется защитный костюм космонавта?(скафандр)

1 гейм   «Гонка за лидером»

Игра проходит с сопровождающей презентацией.1 гейм.состоит из 20 вопросов( 20 клеток, в каждой из которых стоит номер от 1 до 20, соответствующий номеру вопроса). Каждый вопрос оценивается в баллах. Если команда отвечает на вопрос, она получает эти баллы, если не отвечает, то вторая команда получает право ответить на этот вопрос, и тем самым право выбора вопроса переходит к ней. Ответ на вопрос должен быть аргументирован, а не  просто «да» или «нет». Если ни одна из команд не отвечает на вопрос, то ведущий говорит правильный ответ, а право выбора вопроса переходит от команды, которая выбирала вопрос к другой. Клетка с номером 9- «Счастливый случай»: если капитан называет этот номер, то команде сразу присуждается 5 баллов. В конце гейма жюри оглашает результаты.

Вопросы к первому гейму.

1. Собрать цепь по схеме:

      5 баллов

Согласны ли вы с тем, что:

2.Ракета движется, отталкиваясь от воздуха выбрасываемой ею струёй газа.

( Неверно. Ракета движется за счёт силы отдачи. Она способна передвигаться в безвоздушном пространстве.) 3 балла.

3.Водяной пар имеет вид белых клубов.

( Нет. Водяной пар невидим. Белые клубы - это мельчайшие капельки воды.) 1 балл.

4.Втыкая швейную иглу, можно развить давление в 1000 атмосфер. ( Можно.) 1 балл.

5.Большие скорости движения вызывают перегрузки в организме.( Неверно. Перегрузки в организме вызываются не скоростью, а ускорением.) (2 балла)

6.Собрать цепь по схеме:

 (5 баллов)

7.Кулон- это единица электрической емкости. ( Нет. Кулон- это единица измерения электрического заряда.) (1 балл)

8.Всякое колеблющееся тело звучит. (Нет. Колебания тела могут не достигнуть частоты звуковых колебаний) (2 балла)

9. «Счастливый случай».-5 баллов.

10.Скорость и ускорение вертикально брошенного тела в верхней точке подъёма равны нулю. (2 балла) ( Неверно. Скорость равна 0, ускорение равно 9.8 м/с2 ).

11. В России одновременно бывает яркий день и глубокая ночь? (2 балла) (Верно. Наша страна лежит в 11 часовых поясах, и поэтому может быть и день и ночь).

12. Название естественной двояковыпуклой линзы, находящейся в организме человека и не имеющей кровеносных сосудов? (Хрусталик.) (2 балла)

13. Прибор измеряющий работу электрического тока называют омметром?

( Неверно. Прибор -электрический счетчик.) 1 балл.

14. Верно ли, что молекулы, конечно же, очень малы, но, скажем, воздух в вашей комнате весит примерно столько же, сколько и вы сами.  (Верно.  Молекул много и объём комнаты тоже большой.) 2 балла.

15. Верно ли, что если поставить на весы  и уравновесить стакан с холодной водой и с горячим чаем, то равновесие не нарушится? (2 балла)

( Неверно. При высокой температуре скорость испарения увеличивается и равновесие из-за этого нарушится).

16. На пламени свечи можно расплавить кусочек железа и  олова. (2 балла). ( Неверно. Температура плавления разная и олово можно расплавить, а железо нельзя).

17. Верно ли, что лампу, рассчитанную на напряжение 127 В не следует включать в сеть с напряжением 220 В? (2 балла). ( Верно. Волосок лампы нагревается и перегорает.)

18. Верно ли, что если укрыть шубой  в тёплой комнате кусок льда, то его таяние ускорится. ( 2 балла). ( Нет. Шуба не греет, она плохо проводит тепло, замедлит приток тепла ко льду и его таяние.)

19. Верно ли, что в литровую бутылку можно поместить 2 литра молока? ( 2 балла) ( Молоко можно уварить.)

20.Верно ли, что с Земли можно бросить тело так, чтобы оно не упало назад? (2 балла) ( Верно. Бросить надо с первой космической скоростью)

2 гейм  «Кто быстрее?»

На слайде прямоугольник, разбитый на 8 клеток, каждая из которых пронумерована ( от 1 до 8). Команда, которая ответила на последний вопрос 1 гейма, имеет право выбрать вопрос. Гейм проходит аналогично первому, но с тем отличием, что отвечает команда, которая первая подняла руку. В конце гейма жюри подводит итоги.

Вопросы ко 2-му гейму.

Какое утверждение верное? ( Правильный ответ выделен чертой).

  1. Амперметром измеряют: напряжение, силу тока, сопротивление (2 балла)
  2. Динамометром измеряют: массу, силу, давление . (2 балла)
  3. «Счастливый случай»- 4 балла.
  4. Высоту полета самолета измеряют: эхолотом, альтиметром, ареометром.( 3 балла)
  5. Вольтметром измеряют: напряжение, сопротивление,  заряд . (2 балла)
  6. Генри – это единица измерения:  электрической ёмкости, напряжённости, индуктивности. (1 балл)
  7. Гигрометром измеряют: , глубину реки, влажность, расход жидкости. (1 балл)
  8. Фарада- это единица измерения: вязкости, теплопроводности, электрической ёмкости. (1 балл)

3 гейм

«Дальше, дальше»

В гейме всего 8 вопросов. 3-й гейм аналогичен второму, только вопросы задаются по порядку, без выбора командами. Оценивается полнота ответа. Каждый полный и правильный ответ- 1 балл. В конце жюри оглашает результаты гейма.

1. Кого считают «отцом космонавтики»? (Циолковский)

2. Что означает слово «космос»? (вселенная)

3. Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и вселенной в целом ? (Астрономия)

4. Сколько планет Солнечной системы? (9)

5. Как звали собаку, которая первой полетела в космос? (Лайка)

6. Когда был совершен первый полет человека в космос? (12 апреля 1961г)

7. Сколько длился первый полет? (108 минут)

8. Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю.А. Гагарин? (Восток)

4-й гейм

« Ты- мне, я- тебе».

Вопросы, подготовленные заранее, задают друг другу члены команд. В конце жюри оглашает результаты.

Закончи стихотворение

1) Не в первый раз, не в первый раз

    В огне и звуках грома

    Ракета в воздух поднялась

    С земного … (космодрома)

2) Уходит в небо экипаж

     Отныне знаменитый.

      Мы будем слушать репортаж

      С космической … (орбиты)

3) С друзьями в небо ты глядишь,

     Конечно, твердо веря,

     Что подрастешь и полетишь

     К загадочной … (венере)

4) У нас сбываются мечты:

    Покажут в телекадре,

    Как по Сатурну ходишь ты

     В космическом …(скафандре)

5-й гейм.

«Кто больше?»

На рисунках показан ряд физических явлений. Каждому соответствует своя расчётная формула. Укажите для каждого рисунка формулу, позволяющую рассчитать изображённое на нём действие. ( Горев « Занимательные опыты по физике» Викторина №9)

Команда,которая быстрее (и правильнее) выполнит задание, получает 7 баллов.

Ответ6 а)1  б)5 в)12 г)15 д) 8  е)9  ж)4 з)6 и)3 к)16 л)2 м)13 н)14 о)11 п) 10 р)7.

Литература:

Пёрышкин А.В.,  Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2006

Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Свидетельство о публикации методической разработки внеклассного мероприятия по математике в 8 классе «Счастливый случай»

Свидетельство о публикации методической разработки внеклассного мероприятия по математике в 8 классе «Счастливый случай». Видеоуроки в интернет – сайт для учителей https://videouroki...