"Оценивание деятельности ученика или класса в целом"
статья по физике на тему

Ямолтдинова  Любовь Яковлевна

 

Выставляя оценку, наверное, не следует думать о том, как я буду выглядеть в глазах коллег и администрации, а чаще следует думать о том, что ребенок будет делать сегодня и завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня именно в этом и заключается «объективность» и «справедливость» отметки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocenivanie_deyatelnosti_uchenika_ili_klassa_v_celom.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Оценивание деятельности ученика или класса в целом»

Автор доклада:  Ямолтдинова Л.Я

учитель физики МКОУ Квитокская СОШ №2

Тот, кого я учу, - это, прежде всего,

живой человек, ребёнок, а потом ученик.

Оценка, которую я ставлю ему -

это не только измеритель его знаний, но, прежде

всего, моё отношение к нему как к человеку.

В.Л. Сухомлинский

   Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. Оценки и отметки – та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Тем более что школьная отметка – результат не только работы ученика. В ней соединяются характер и стиль работы учителя, его отношение к ученику, настроение педагога.

Необходимость оценки знаний отмечают все участники образовательного процесса: учителя, ученики и родители. И именно поэтому актуальность изучения процесса оценивания отмечалась всегда. Ведь без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным: чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления.

   Существуют вечные методические проблемы - например, выбор технологии оценивания. Этот выбор определяет не только возможность достаточно объективного контроля, но и реализацию обратной связи, очень важной для налаживания эффективного учебного процесса. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают её развитие. Введение ЕГЭ и ГИА означает появление чёткой, строгой и формализованной (иначе быть не может) единой системы контроля на выходе определённых этапов обучения. Что же касается оценивания в процессе обучения, то здесь учителя в полной мере могут проявить индивидуальные вкусы. Представляется особенно важным тематическое оценивание. Каким оно должно быть?

Прежде всего - строго соответствующим программе обучения. Если у учителя есть свои «фирменные» дополнения к программе, если он может интересно изложить их без перегрузки детей - прекрасно! Но включать что-либо сверх программы в контрольные материалы недопустимо.

Часто приходится читать и слышать, что оценивание должно быть «объективным». Строго определить, что это такое, ещё никому не удалось. Мы знаем многих учителей, делающих упор на совершенно различные методы оценивания и при этом достигающих прекрасных результатов. Ни одна система оценивания не может претендовать на «абсолютную объективность». Известно достаточно много методик. Опытный и разумный учитель наверняка отсеет явно непригодные, а выбор между остальными - уже дело вкуса.

Оценивание должно быть технологичным. Подготовка к оцениванию и проверка работ не должны «пожирать» всё свободное время учителя.

Нам кажется, что едва ли не главными качествами системы оценивания являются прозрачность и понятность для ученика. Дети достаточно охотно примут предложенные «правила игры», даже весьма строгие, если будут уверены в их строгом соблюдении и обязательности для всех. При этих условиях не возникает почвы для обид и конфликтов, что в нашей жизни немаловажно (мы живём не в идеальном обществе, авторитет учителя и степень доверия к нему не всегда таковы, как хотелось бы). Большая же часть обид связана не с самой оценкой, а с ощущением допущенной несправедливости. Таких ситуаций следует, безусловно, избегать.

 Важнейший принцип оценивания – объективность:

Выставляя оценку, наверное, не следует думать о том, как я буду выглядеть в глазах коллег и администрации, а чаще следует думать о том, что ребенок будет делать сегодня и завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня именно в этом и заключается «объективность» и «справедливость» отметки.

Проблемы объективности оценки:

Объективность «любой ценой» сводит оценку к сухому сравнению требуемого и достигнутого, нет учета воздействия оценки на ученика.

Нет единого мерила установления знаний учащихся: осуществляем контроль и оценку преимущественно того, что хорошо «поддается замеру».

Оценивание успеваемости требует при выборе отметки учитывать реальный уровень развития учащихся и класса, предвидеть последствия оценки.

Выставление оценок носит конкретный характер:

Решения об оценках всегда ориентируются на совершенно конкретную ситуацию.

Решающий критерий в оценивании – стимулируется или тормозится развитие каждого ученика в отдельности и класса в целом.

Оценки, направленные на стимулирование развития, включают в себя «болезненные» решения и связанные с ними последствия.

Для обеспечения открытости отметок и возможности отслеживания тенденций развития учащихся можно создавать для каждого ученика индивидуальные листы с таблицей, куда заносятся средние отметки за важнейшие виды деятельности; по ним можно проследить процесс становления и прогресса знаний и умений.

Сводный лист успехов ученика... (Ф.И.)

Вид решаемой задачи

Конкретизаци я задачи

Полученные баллы

Вывод

Какая работа отмечена

начальны     текущий    итоговый и

Учебная

Усвоить тему «Давление»

344

контрольная

Мыслительная

Научиться

сравнивать явления

3                 4

Изготовление

схемы. Сравнение давления твердых тел, жидкостей, газов

Практическая

Провести опыт.

показывающий

, от каких

причин зависит

давление

твердых тел

5            5

на уроке

Информационная (с компьютером)

Сделать компьютерную

презентацию «Давление в

живой

природе»

4               5

Подбор иллюстраций

к презентации

Творческая

Придумать и

сделать опыты

в которых

проявляется

давление

5             5

Показ своих

эксперимент

ов

Социальная

Показать интересные опыты по давлению ученикам IV класса

Благодарность за участие в

«часе

физики»

Уже много лет применяю «систему плюсиков».

На уроке, где есть решение задач, предлагается решить дома одну или две задачи по теме, задачи повышенной сложности. Отводим неделю на решение. Чтобы получить «+» или полплюсика (-) необходимо сдать задачу на проверку до того момента, как она будет разбираться в классе.

До этого можно обращаться за консультацией к учителю. Количество консультаций не влияет на выставленную в виде «плюсиков» оценку.

«Плюсик» это дополнительный балл. Его можно добавить допустим , если ученик неудачно ответил у доски или как балл к текстовой проверочной работе, заменив один неправильный ответ на один «плюсик», чтобы повысить оценку. Дополнения на уроке, тоже оцениваю (+). Если накапливается 5 «плюсиков» - это уже оценка «5». Детям это очень нравится.

Чтобы проверить знание формул, изготавливается конверт из чертежей бумаги, на котором напечатаны формулы с одной пропущенной буквой в каждой, вместо нее в конверте сделана прорезь (прямоугольная). В эту прорезь необходимо вписать недостающую букву. Внутрь конверта вкладывается лист бумаги, который легко заменить при повторной проверке.

Точно также можно проверить знание размерностей. Вместо букв, обозначающих физические величины, поставить их размерности.

Особых слов заслуживает система дифференциации и оценки задач. Все задачи,
решаемые в классе и дома, имеют определенную степень сложности, оцениваемую
по пятибалльной шкале. На каждом уроке решение задач ученик получает карточку,
состоящую из 6-10 вопросов и задач разного уровня сложности. В начале каждой
задачи в скобках проставлен балл ее сложности, а в конце напечатан ответ. Если
учащийся не справляется с решением задачи определенного уровня сложности, то
это сигнал о том, что он недобросовестно выучил теоретическую часть главы и
плохо запомнил алгоритм решения подобных задач. Исправлять приходиться
срочно до контрольной работы. И он более продумано готовится к ней.
Контрольная работа,

Накануне ее проведения ученик получает пробный вариант работы. На контрольной ученикам предлагается подборка из 10 задач в каждом варианте. Максимальная их «стоимость» такова: одна задача в «2» балла (простейшая, на подстановку числовых значений величин в известную формулу); четыре задачи по «3» балла (это задачи общеобразовательного уровня); три задачи по «4» балла (стандартные, но достаточно сложные); и две задачи по «5» баллов (это задачи творческого уровня, примерно уровня «С» экзамена ЕГЭ). На работу выделяется два урока. Ученику требуется решить несколько задач и набрать некую сумму баллов.

•    На оценку «3» нужно 10 баллов

•    На оценку «4» -4+11 баллов ( 4 - задача четвертого уровня сложности и набрать решением более простых трехбалльных задач еще 11 баллов)

•    На оценку «5» нужно 5 + 15 баллов

Завершается контрольная работа знакомством с правильными (решениями) ответами.

На обратной стороне карточки с текстом заданий ученик выписывает свои варианты ответов и сравнивает их с представленными правильными. Этот первичный самоанализ снимает «синдром ожидания оценки», снижается тревожность.

Тетради при подведении итогов раскладываются предварительно по рейтингу (от максимального балла к минимальному). Объявляется победитель в этой контрольной работе и его результаты в баллах.

Для учеников становится важным не просто получить оценку, а набрать при этом как можно больше баллов. Некоторые ученики, стремясь повысить свой рейтинг, просят переписать контрольную работу.

Примеры заданий для оценивания разных видов деятельности.

Задания на контроль владения общеучебными умениями:

•   Прочтите параграф... и составьте его план.

•   Составьте устный рассказ по теме...

•   Напишите отзыв (рецензию) на изученный на прошлом уроке параграф

учебника.

Задания на контроль умений выполнять мыслительные операции:

•   Сравните явление .. .и... (например, трение, скольжение и качение)

•   Проведите анализ текста параграфа учебника: для этого выделите в нем описание фактов, правило, объяснение процесса, причины, следствия, формулы, исторические сведения.

•   Составьте правило для определения абсолютной погрешности прямого измерения физической величины.

•   Сформулируйте общий вывод из опыта на основе частных выводов,

полученных в ходе работы.

Задания на контроль умений моделировать:

•   Составьте схему собранной вами электрической цепи.

•   Изобразите в виде схемы то, что изучается в пройденном параграфе...

•   Ответьте не вопрос: «Какую модель вы приняли, решая задачу...?»

Задания на контроль практических умений:

•   Расскажите, как вы поступите, если надо... (указывается, что нужно сделать)

•   Ваш план действий, если вы получили задание провести наблюдения за процессом...?

•   Составьте план выполнения вами косвенного измерения физической величины...

•   Что нужно сделать, чтобы поставить опыт...?

•   Назовите операции, которые вы должны будете провести, и их последовательность, для того, чтобы включить в цепь вольтметр.

•   Покажите, что вы умеете собирать простейшую электрическую цепь со

смешанными соединениями проводников.

Задания, развивающие умения вести контроль своей работы:

•   Поясните: «Почему вы применили эту формулу, решая задачу...?

•   Проверьте себя с помощью текста в учебнике, правильно ли вы подошли к процессу узнавания явления...

При подведении итогов проведения зачета отмечаются работы, написанные на «5». В каждую тетрадь с такой оценкой вкладывается «Похвальный лист» с указанием имени и фамилии ученика, даты проведения и темы зачета. В нам выражена благодарность  ученику, и родителям за совместный труд с пожеланием дальнейших успехов. Вот как он выглядит.

Похвальный лист (Ф.И. ученика)

Уважаемые родители! Ваш сын Сергей сегодня, 14.02.2011 г., успешно сдал зачет по физике по теме «Электростатика»

Оценка «5»!!!

Спасибо! Дальнейших вам совместных успехов! С уважением учитель физики __________


Такой лист выдается только тем, кто справился на «5». Для остальных возможность получить его - некоторый стимул к дальнейшей работе.

Личные достижения учащихся могут быть зафиксированы в личных творческих книжках, в дневниках личных достижений, в индивидуальных листах прогресса, картах начитанностях. Эти листы и карты могут входить в портфолио ученика.

Хочется остановится на качественных методах, дополняющих количественные способы оценки работы школьников, т.е об использовании возможностей, повышающих личную психологическую комфортность, заинтересованность в хороших учебных успехах и оценках.

Это: использование «папок достижений», т.е портфолио (как инструмента оценивания).

Награждение дипломами, грамотами по результатам работы над темой.

Получение свидетельств по итогам овладения каким-то мастерством (умением решать задачи, ставить эксперимент, работать лаборантом).

Отправка письма с благодарностью   родителям.

Вручение письменного поздравления учителя за выполнение определенной серьезной работы.

Награждение нагрудным знаком (переходящим).

Помещение на классный или школьный стенд.

Фотография ученика с краткой информацией о его достижениях.

Вручение грамот (с присвоением рейтинговых баллов).

За 1-3 места в школьном интеллектуальном марафоне

За успешное участие в ролевой игре

За самый лучший ответ у доски на уроке

За отлично выполненную домашнюю работу

За нахождение нестандартного решения задачи

     За творчество

     За лучшую компьютерную презентацию

      За лучший дизайн презентации

      За активное участие во внеурочной работе

      За лучшее выступление на конференции

      За стремление к своему совершенствованию и др.

Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:

узкий диапазон школьных оценок;

большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;

негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;

незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);

недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);

недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Рейтинговая система оценки знаний учащихся успешно дополняет традиционную систему оценивания

Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

Рейтинговая система оценки знаний учащихся, разработанная автором, внедрена в ГОУ СОШ № 661 г. Москвы. По этой системе определяются:

общий и предметный рейтинг учеников в классе;

рейтинг классов в школе;

динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;

рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.

Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:

индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;

стимулировать познавательную работу учеников и классов;

конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;

более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.

Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):

оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01);

количество оценок в четверти должно быть не менее трех;

ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы);

рейтинг определяется:

– по итоговой оценке за четверть (год);

– по предметам в классе;

– по каждому предмету в школе.

Шкала перевода среднего балла в 4балльную систему:

средний балл 2,49 и менее – отметка "2";

2,50–3,49 балла – "3";

3,50–4,49 балла – "4";

4,50 и более – "5".

Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).

Рейтинговая оценочная шкала разработана творческой группой учителей и применяется

в течение ряда лет на практике.

Рейтинговая оценочная шкала:

1.Посещение уроков 0,5 баллов за урок

2.Ведение тетради 1 балл за урок

3.Работа на уроке до 10 баллов

4.Решение задач до 10 баллов

5.Сообщение 5 – 10 баллов

6.Реферат (исследовательская работа) 30 – 50 баллов

7.Практическая работа до 10 баллов

8.Контрольная работа до 30 баллов

9.Зачет письменный (теория) 15 – 20 баллов

10. Зачет устный 20 – 25 баллов

11. Домашняя работа 5 – 10 баллов

12. Творческий рейтинг (наглядные пособия) 5 - 10 баллов

13. Анализ статьи 10 баллов

14. Конспект 10 баллов

Например, рассмотрим рейтинговую шкалу по теме: «Простые вещества»

по программе и учебнику химии О.С. Габриэляна.

На изучение темы отводится 7 учебных часов.

1.Посещение уроков 0,5баллов за урок 3.5 балла за тему

2.Ведение тетради 1 балл 7 баллов

3.Работа на уроке 10 баллов

4.Решение задач 3 – 10 баллов

5.Сообщение 5 баллов

6.КСО, работа в группах 10 баллов

7. Контрольная работа 30 баллов

8. Творческий рейтинг

( наглядные пособия,  кроссворды, выпуск газет ) 5 – 10 баллов

9. Домашняя работа 5 – 10 баллов

Количество баллов зависит от сложности заданий.

Итого за тему должен набрать 95 баллов, это максимальная сумма баллов, 85%-100%

соответствует оценке «отлично». Учащиеся, имеющие 71% - 85% максимальной суммы

получают «хорошо», а 70% - 56% - «удовлетворительно».

Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная

комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя-

предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления

дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося.

Содержание деятельности ученика

для начисления дополнительных баллов

                                                                                Количество

                                                                               дополнительных

                                                                               баллов

1. Участие в городских предметных олимпиадах:

1 место 1

2 место 0,8

3 место 0,6

участие 0,2

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место 0,3

2 место 0,2

3 место 0,1

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам до 0,3

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов;

оборудование учебных кабинетов, лабораторий

до 0,3

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других

дидактических материалов

до 0,5

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету до 0,5

7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях:

1 место 1

2 место 0,8

3 место 0,6

участие 0,2

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место 0,3

2 место 0,2

3 место 0,1

Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

участия самих школьников в подсчетах среднего балла;

регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;

от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов,

умения педагогов радоваться даже наименьшим успехам учеников, поддерживать

их;

совершенствования форм и методов ее ведения;

гласности и наглядности.

Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности. Так, в классном уголке оформляется раздел "Лучшие в классе": определяется 5 учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Классный руководитель ведет ведомость, в которой учитывается средний балл и рейтинг учащегося в классе.

В школе определяются 10–12 лучших учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Анализируются динамика рейтинга учащегося в течение учебного года (строится график рейтинговой системы оценки знаний каждого учащегося) и динамика рейтинга класса (график рейтинга класса).

В дневниках каждого ученика под руководством учебной комиссии ученического

комитета школы оформляются графики рейтинговой системы оценки знаний. Учащиеся, проанализировав результаты предыдущего учебного года, заносят в график итоги четверти, года, а также желаемый результат.

Значение рейтинговой системы для учащихся.

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;

воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;

помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;

улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;

облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);

улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;

активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений Центрального округа г. Москвы успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

  В заключение сформулируем общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:

Ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчета становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности.

Оптимистический взгляд на учащихся – ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже небольшого продвижения в усвоении материала.

Использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жесткого контроля, давления.

Контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, как можно более частое использование развернутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля.

Включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки.

Эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок.

Создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.

Обзор методов контроля и оценивания знаний, варианты способов проверки знаний и вопросы педагогического такта при оценивании работы ученика....

Модифицированная (авторизованная) программа По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»

Пояснительная записка Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками  «Фейерверк» разработана на основе прог...

"Урок обучения учащихся 9-х классов формулированию цели своей деятельности"

Данный урок будет полезен всем учителям-предметникам, т.к. учит правильно формулировать цель своей деятельности на примере простых жизненных ситуаций....

Проектная деятельность учеников как метод повышения интереса учеников к учебе

Проектная деятельность учеников как метод повышения интереса учеников к учебе...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...