Воспитательные аспекты уроков математики и физики.
статья по физике по теме

Закирова Ильсеяр Салихзяновна

Проблема определения приоритетных целей образования является одной из основных в современной педагогике. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитательные аспекты уроков математики и физики.

Закирова Ильсеяр Салихзяновна,

С.Шемордан  Татарстан

МБОУ «Шеморданский лицей

 Сабинского муниципального района РТ»

Проблема определения приоритетных целей образования является одной из основных в современной педагогике. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно. По-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем. Для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы.

И часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала  ученикам та  информация, которую они получили на уроке? Какие качества были приобретены учениками на  уроке, и как он способствовал развитию способностей учеников? И самое главное, как  урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: Кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?

До недавнего времени содержание   принципа воспитывающего обучения  было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: «зачем нам учить химию или физику, они нам не пригодятся в жизни». Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни. На мой взгляд, современным ученикам не хватает на уроках размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле, о ценностях подлинных и мнимых.                              

Воспитание - один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и непрерывностью . А мы, учителя, зачастую  превращаем  уроки лишь в процесс  "механического вдалбливания знаний для жизни и труда".                                                                                                                                                                                             

О воспитании на уроке, т.е. в процессе обучения писали многие учителя и ученые. Например, В.А. Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".                                                          

В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».                                                                   

Ещё одной проблемой преподавания математики и физики сегодня является «гуманитаризация»  общества, и, как следствие, стремительное увеличение «гуманитариев» среди наших учеников (в том числе- и  из – за резкого уменьшения престижа научной деятельности в нашем обществе). И если изучению математики худо- бедно, уделяется хоть какое-то внимание, изучение физики находиться в весьма плачевном состоянии. Учитывая особенности мышления и развития таких детей, при проведении уроков можно основываться на следующих положениях:

  1. Основными целями изучения физики для основной категории учащихся являются:                                                                                                                    -  сообщение им знаний о явлениях и законах неживой природы;                            - ознакомление с той сферой человеческой культуры и с теми способами рационального отношения к действительности, которые культивируются в науке, и, прежде всего, в физике;                                                                                                                                                                                             - обеспечение элементарного понимания основных принципов работы технических устройств, с которыми современный человек встречается на каждом шагу;                                                                                                                   - воспитание интереса к изучению физики;                                                                  - формирование разностороннего образа мира, в котором наряду  с классической естественнонаучной картиной существуют элементы современного научного взгляда на природу.          

2. Существенным элементом, который может облегчить восприятие и повысить интерес к предмету, являются многообразные физические феномены, причем рассматриваемые непосредственно, в живом эксперименте (а не только на страницах учебника).  В этом смысле и физические законы лучше давать через призму конкретных явлений, в которых они проявляются. Кроме того, в сознании учащегося эти две стороны физического закона – явление и закономерность, реальное и идеальное, – должны все время быть рядом. Тогда не нужно будет говорить об «отрыве от жизни». Здесь естественно сказать и о подходящей последовательности предъявления материала: сначала- явление, эксперимент, а только затем его осмысление – закономерность. Ведь явление для любого человека обладает определенной очевидностью,  реальностью, и оно убедительнее любой теории, как бы долго нас ни убеждали в том, что «чувства обманчивы». Если мы хотим научить детей умению отсеивать действительное от ложного, сформировать у них способность самостоятельно отличать действительно установленные факты от «точек зрения», необходимо с самого начала сформировать у них здоровое доверие к личному опыту.

3. Содержание изучаемых закономерностей должно носить преимущественно качественный характер.  Когда новое физическое понятие  предъявляется ребенку сначала  как результат математических преобразований или же просто как математическая конструкция, а потом, (в лучшем случае),  ищется ее физический смысл, т.е. отношение к природе, к физической действительности, то  у многих детей возникает элементарное непонимание: им кажется, что  в действительности существуют формулы, а явления нужны лишь для их иллюстрации и подтверждения.

Более того, в пользу качественного изучения физики говорит также и тот факт, что существенными для понимания физики являются как раз не сами математические зависимости между величинами, а их «физический смысл», «понимание сути физической ситуации задачи». Недаром решение качественных задач оказывается зачастую более сложным делом для большинства знакомых с физикой учеников. А ведь на качественных задачах легко проверить и знание, и понимание физических законов. Они неплохо способствуют и развитию мышления учащихся.                                                  

Конечно,  я не говорю о том, что необходимо полностью исключать расчетные задачи из курса физики,  однако число их можно сократить, а количество величин, для которых применяется расчет, уменьшить. Какой смысл для среднестатистического ученика  может иметь, к примеру, расчет величины импульса силы? Или же потенциальной энергии тела массой 10 кг, поднятого на высоту 12 м над поверхностью земли? Что ему скажут эти джоули? Гораздо более понятная вещь – плотность различных вещей, особенно в сравнении друг с другом.  

4.Не менее важен социально- культурный аспект развития физики и техники, ведь многие открытия меняли не только науку, но и сознание общества в целом. Учеников также очень увлекают рассказы о достижениях отечественных ученых в области физики. Поэтому можно связать работу по изучению биографии русских и советских ученых с конкретными темами курса. Это могут быть сравнение устройства Французской и Российской академий наук, сопоставление открытий Периодического закона Менделеевым и Резерфордом, опыты по использованию электродвигателей на транспорте Якоби и другими изобретателями, использование Вольтова столба для получения высоких напряжений Петровым, обнаружение необычных свойств жидкостей Капицей, история работы группы Курчатова над созданием советской атомной бомбы, изучение устройства первых советских реактивных ракет, вклада Алферова в использование полупроводников в технике и т. д.

5.Каждому человеку вполне доступно знание о том, что поезд метро, в котором он едет, приводится в движение электродвигателем, представляющим собой в упрощенном варианте вращающуюся обмотку с током, создающим магнитное поле, взаимодействующее с магнитным полем статора. Что утюг, радиатор и электроплита греют оттого, что внутри электрический ток раскаляет проволоку высокого сопротивления точно так же, как это происходит в лампе накаливания. И так далее. Включая рассмотрение принципов работы наиболее распространенных технических устройств в обучение ребят, мы тем самым связываем содержание физики с окружающей жизнью.  Причастность к познанию того, чем все пользуются, но не знают, как это устроено, без сомнения, повышает социальный статус ребенка и дает ему положительные эмоции.

Конечно, воспитание- это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др. Но уже сейчас, в школьные годы, педагог должен заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.

Литература:

Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе./ В.И. Косолапов. - М.: Просвещение, 1995- 208 стр.

Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике/ И.Я. Ланина.  -М.: Просвещение, 1995-224с.

Тихомиров В.М. О математике и ее преподавании в школе/  В.М. Тихомиров // Математика в школе.-2011.- №2. с.60-68

 Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики.7-11 классы/ Н.К. Ханнанов. –М.:Эксмо, 2008 -656с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».

Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приво...

Воспитательные аспекты уроков математики.

Вашему вниманию предлагается доклад с презентацией и приложениями по теме духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики....

Воспитательные аспекты урока математики.

Рассмотрены вопросы нравственного, эстетического и патриотического воспитания на уроках математики....

Нравственно-патриотическое воспитание. "Воспитательный аспект урока изобразительного искусства и внеурочных занятий"

Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирова...

Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....