Воспитательные аспекты уроков математики.
статья по теме

Елисова Марина Борисовна

Вашему вниманию предлагается доклад с презентацией и приложениями по теме духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд1

Элементы духовно-нравственного воспитания на уроках математики.

Слайд 2

Понижение нравственной культуры в нашем обществе в последние годы прежде всего отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.

Слайд 3

На уроках математики, мы с детьми часто касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая определённые нравственные нормы.

Слайд 4

Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики.

Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. С.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом.

Слайд 5

Слайд 6

Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма.

 Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Слайд 7

 Другой пример – математик и логик Чарльз  Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес».

Слайд 8

К древнегреческому математику Евклиду пришли три ученика. Спрашивает Евклид первого: «Для чего учёным хочешь стать, ведь дороги к знаньям не просты!».-«Я богатым стать хочу, как ты!» Достал мудрец две последние монеты, отдаёт растерянному юнцу: «Теперь ты богаче меня, ступай.» Второй ученик ответил, что хочет быть знаменитым как Евклид – славу знание сулит! Пишет на папирусе старик: «Люди! Он умней, чем я, Евклид».

 Ну а третий думает о чём? Что-то чертит, чем-то увлечён.

-Что ты чертишь?

-Линии черчу. Теорему доказать хочу, но другим путём не как Евклид, - юноша упрямо говорит.

Слёзы на глазах у старика: он нашёл себе ученика.

- Кто же ты?

И слышит он в ответ:

- Я из Сиракуз. Я Архимед.

В Сиракузах, в Греции есть площадь Архимеда. Он был не только великим учёным, но и великим патриотом. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян.

Слайд 9

 А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!

История помнит много учёных не только за их математические открытия, но и за их бескорыстие, гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.

Слайд 10

Остановлюсь еще на одном моменте использования историзма на уроках математики. У многих выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содержащие много смысла, емкие лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания.

Слайды 11 и 12

Заповеди Пифагора и его учеников:

  • Делать то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться;
  • Не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что следует знать;
  • Не пренебрегай здоровьем своего тела;
  • Приучайся жить просто и без роскоши.

  Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников. Я использую их в качестве эпиграфов на уроках, во внеклассных мероприятиях, помещаю в кабинете на стендах.

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России. Стараюсь выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, учащиеся с удивлением узнают о русском крестьянском способе умножения; сами составляют решето Эратосфена;

 Слайды 13,14,15,16

рассматривают применение золотого сечения, золотого прямоугольника и золотой спирали  в природе, архитектуре, живописи, литературе, музыке как математических символов идеального соотношения формы и роста. На уроке могу использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать репродукцию.

Чтобы ребёнок по-настоящему любил свой город, свою школу, был истинным патриотом своей страны, он, конечно, должен знать её историю. В юбилейный год для школы мы с ребятами решали задачи, которые посвящены знаменательным событиям родной школы и её основателям. Я пытаюсь воспитать в детях чувство гордости за свою 41-ю, говоря об успехах выпускников и медалистах через задачи. (Примеры на раздатке)

Слайд 17

Последнее время усиленно уделяю своё внимание здоровому образу жизни. Поднимаю на уроках проблемы табакокурения, алкоголизма, наркомании через задачи. (Примеры на раздатке)

Слайды 18

Иногда мы работаем по группам: я даю, скажем, два задания: решив первое, ученик может получить от 1 до 4, решив второе – от 1 до 5. Ребята сами выбирают, в какую группу им сесть. Поступить честно и постараться решить более лёгкое задание, но самостоятельно или же подсесть к отличнику, списать у него и получить пятёрку. Если я вижу, что ребёнок собирается поступить нечестно, я говорю ему: «Это твой выбор, садись, списывай, но знай, что это выбор в сторону обмана и зла».

Слайды 19

За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Примеры заданий к юбилею школы.

Ежегодно среди выпускников нашей школы есть золотые и серебряные медалисты.

1. Всего выпускников 11 классов в 2006-2007 учебном году было 70 человек. Среди них было 5 учеников, получивших золотые медали, и 6 учеников, получивших серебряные медали. Сколько процентов составляют медалисты от всех выпускников 2006-2007 учебного года?

2. В юбилейном 2009-2010 учебном году было всего 55 выпускников. Трое из них получили золотые медали, а 6 выпускников - серебряные медали. Сколько процентов составляют медалисты от всех выпускников 2009-2010 учебного года?

 3.  В каком году процент качества выше?

«Дешифровщик»

1)  (34-(-51)): (78-95)

   

К (1)                        М (-5)                И (5)                        О (-1)

2)   (58-85):(45-54)

А (-9)                И(3)                        О (9)                        Л (-3)

3)   (-28-(-49)):(47-68)

Г (-7)                С (1)                        Т (-1)                Н (-2)

4)   (-42-24):(18-51)

А (-3)                Е (-1)                У (-2)                И (2)          

 

5)    (-8) * (-14):(16-44)

Н (-4)                В (-2)                Ч (2)                        Р (4)

Ответ: МИТИН

 Митин Геннадий Павлович – это первый директор нашей школы. Впоследствии он долгие годы был заведующим РОНО Октябрьского района, а сейчас находится на заслуженном отдыхе.



Предварительный просмотр:

Математика о вреде курения.

Задача 1.

Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом:

  1.  0,2•7,28•50;

29

кадмий

79

цианид водорода

1,2

аммиак

1720

ртуть

91,6

ацетон

72,8

окись углерода

  1. 91,6•4•0,25;
  2. 17,2•8,5+17,2•91,5;
  3. 64,08•0,02-4,08•0,02;
  4. 2,3•7,9+7,7•7,9;
  5. 14,5•3,8-14,5•1,8.

Задача 2.

Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

Задача 3.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут.

В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

Задача 4.

Сердце  нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов  в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?

Задача 5.

Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

Задача 6.

Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15 % ниже, чем некурящим. Средняя заработная плата - 340 $ в месяц. На сколько меньше получит курящий?

Задача 7.

 Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

Задача 8.

В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал урока математики"

В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

Воспитательные аспекты уроков математики и физики.

Проблема определения приоритетных целей образования является одной из основных в современной педагогике. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглаша...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Воспитательные аспекты урока математики.

Рассмотрены вопросы нравственного, эстетического и патриотического воспитания на уроках математики....

Нравственно-патриотическое воспитание. "Воспитательный аспект урока изобразительного искусства и внеурочных занятий"

Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирова...

Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....