Элективный курс "Учимся мыслить" 7-11 классы.
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Сидоренко Елена Геннадьевна

Курс рассчитан на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektiv._uchimsya_myslit.zip530.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тематическое планирование  элективного курса «Физика: учимся мыслить» составлено на основе авторской Программы Э.М. Браверман, опубликованной в Журнале «Физика в школе» №8 2005года.

 Программа предназначена для учащихся 7-11 класса, рассчитана на 17часов.

       В нашей стране лишь недавно, особенно в связи с перестройкой и появлением личностно - ориентированного обучения, «во весь рост» встала проблема развития у учеников мыслительной сферы и воспитания мыслящего человека. Раньше, в советский период перед школой ставилась, в основном, иная задача: вооружение учеников суммой знаний. Свободно и самостоятельно мыслящие люди были не нужны и даже считались правящей верхушкой вредными для общества.

       Ныне во всех сферах общества, производства и управления предпочтение отдается тем работникам, которые умеют думать, принимать обоснованные решения, анализировать факты, быть самостоятельными; все это без мышления невозможно.

 О необходимости развития мышления давно говорят выдающиеся деятели науки и культуры. «Жить - значит мыслить», говорил Цицерон - римский оратор (106 -43г. до н.э.);

«Величие человека - в его способности мыслить»; это слова Блеза Паскаля - известного во всем мире физика и математика; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», - писал А.С. Пушкин.

Цель курса: Сформировать и совершенствовать у учащихся все мыслительные операции.

 Содержательная часть курса представлена теоретической и практической частью.

  Практические работы (задания) направлены на формирование и развитие общеучебных умений и способов деятельности:

- умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- умение самостоятельно изучать литературу; анализировать параграфы учебника, условия задачи;

- строить цепочки умозаключений;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- делать выводы из фактов и проверять их;

- выделять существенные и несущественные свойства предметов и т.д.

Календарно-тематическое планирование

(34 ч)

Тема занятия

Методические рекомендации

Сроки

1

Что такое мышление. Значение умения мыслить

тесты:

-определение вида мышления;

- методика для оценки логического мышления, образной памяти

2

Основные мыслительные операции

лекция, презентация

3

Мыслительная операция анализ

применение, обучение анализу, алгоритмы действий

4

Практическая работа №1

Задания на выполнение анализа (при работе с учебником, со справочником, при работе с задачами)

Тест для оценки умения выделять существенные признаки (стр.72)

5

Мыслительная операция синтез

лекция, этапы работы по формированию умения вести синтез

6

Практическая работа №2

Виды заданий, развивающих умения вести синтез

составление синтез - таблиц при повторении тем и разделов

7

 Мыслительная операция сравнение

Что можно и что нельзя сравнивать

Типы заданий на сравнение, алгоритм

8

Практическая работа №3

9

 Мыслительная операция классификация

классификация ситуаций

10

Практическая работа №4

Задание на классификацию физических констант

11

Мыслительная операция обобщение

работа по составлению алгоритма решения задач - как один из видов обобщения

12

Практическая работа №5

13

 Мыслительная операция систематизация

по разделам физики - схемы, таблицы

14

Практическая работа №6

выделение причины и следствия

15

 Мыслительные операции абстрагирование и конкретизация

виды абстракций

16

 Практическая работа №7

использование эксперимента

17

Мыслительная операция  индукция

построение рассуждений, учим делать выводы.

18

Практическая работа №8

19

Практическая работа №9

20

Мыслительная операция дедукция

гипотезы как компонент дедуктивного метода, их построение

21

Практическая работа №10

22

Практическая работа №11

23

Образное мышление

перевод текста в знаковую систему

24

Практическая работа №12

25

Практическая работа №13

26

Развитие логического мышления

27

Практическая работа №14

28

Понимание

29

Практическая работа №15

30

Развитие речи

31

Учимся давать определения

32

Учимся ставить вопросы

Резерв - 2 часа

        

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Тема 1. Мышление: общие представления (2ч)

        Что такое мышление. Высказывания мудрых людей о мышлении. Значение умения мыслить: понимать ситуации, ориентироваться в них, составлять план действий, выполнять творческую работу, совершенствовать свою личность.

        Основные мыслительные операции.

                        Тема 2. Операция анализ (1ч)

        Мыслительная операция анализ: ее содержание, значение, алгоритм действий.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на анализ: анализ параграфа учебника, условие задачи, рисунка установки и др.

                        Тема 3. Операция синтез (1ч)

        Мыслительная операция синтез: ее содержание, значение, алгоритм действий.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на синтез: составление синтез-таблиц, рассказов, тематических подборок

                        Тема 4. Мыслительная операция сравнение (1ч)

        Мыслительная операция сравнение: ее содержание, значение, алгоритм действий.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на сравнение.

                        Тема 5. Мыслительная операция классификация (1ч)

        Мыслительная операция классификация: ее содержание, значение, виды, алгоритм действий.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на классификацию: процессов, графиков, задач, элементов электрической цепи и др.

                        Тема 6. Мыслительная операция обобщение (1ч)

        Мыслительная операция обобщение: ее содержание, значение для науки и практики, алгоритм действий.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на обобщение: метода решения однотипных задач, выполнение однотипных работ.

                        Тема 7. Мыслительная операция систематизация (1ч)

        Мыслительная операция систематизация: ее содержание, виды, значение, алгоритм действий.

        Установление причинно-следственных связей и «цепочки» причина – повод – следствие. Значение этих умений для объяснения физических явлений и вывода формул.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на систематизацию: физических величин, формул, фактов, элементов теории.

                        Тема 8. Мыслительные операции абстрагирование и конкретизация (1ч)

        Мыслительные операции абстрагирование и конкретизация: их содержание, значение, алгоритм действий.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на эти операции: абстрагирование при решение задач, конкретизация понятий и физических величин.

                        

Тема 9. Мыслительная операция индукция (1ч)

        Мыслительная операция индукция: ее содержание, значение, алгоритм действий.

        Вывод как формула умозаключения.

        Практические работы: выполнение заданий разного вида на индукцию: обобщение (фактов, результатов физических измерений – формулирование выводов).

                        Тема 10. Мыслительная операция дедукция (1ч)

Мыслительная операция дедукция: ее содержание, значение, алгоритм действий.

Основные компоненты дедуктивного умозаключения: исходное утверждение, гипотеза, рассуждения, вывод. Варианты построения гипотез.

Практические работы: выполнение заданий разного вида на дедукцию: предсказание фактов, явлений, закономерностей.

Тема 11.  Образное мышление (1ч)

Образное мышление: его особенности, приемы развития.

Практические работы: создание рисованных опорных конспектов, задач-рисунков учащимися на физические темы и их обсуждение.

                               

Тема 12.   Развитие логического мышления (0,5ч)

Что такое логическое мышление. Рассуждения по «цепочке» вопросов. Рассуждения по аналогии. Доказательства: по аналогии, методом дедукции. Опровержения.

Практические работы: вывод новых зависимостей, формул, доказательства утверждений.

Тема 13.  Понимание (0,5ч)

Понимание: его значение и суть. От чего оно зависит. Мыслительные операции, которые требуются для понимания (анализ, узнавание, сравнение, установление связей, память).

Практические работы: выяснение понимания путем ответов на систему вопросов.

Тема 14. Развитие речи (3ч)

Речь: ее роль, виды, связь с мышлением. Работа с определениями. Обучение формулированию определений, чтению и пониманию формул. Учимся ставить вопросы.

Резерв - 1ч

Литература

1. Преподавание физики, развивающее ученика.  Кн.2. Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям //  Составитель и  под ред. Э.М. Браверман. Пособие для учителей и методистов. - М.: Ассоциация учителей физики, 2005.

2. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 3. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи // Составитель и под ред. Э.М. Браверман. - М.: Ассоциация учителей физики, 2005.

Календарно-тематическое планирование

(17 ч)

Тема занятия

Методические рекомендации

Сроки

1

Что такое мышление. Значение умения мыслить

тесты:

-определение вида мышления;

- методика для оценки логического мышления, образной памяти

2

Основные мыслительные операции

лекция, презентация

3

Мыслительная операция анализ

применение, обучение анализу, алгоритмы действий

4

Мыслительная операция синтез

лекция, этапы работы по формированию умения вести синтез

5

 Мыслительная операция сравнение

Что можно и что нельзя сравнивать

Типы заданий на сравнение, алгоритм

6

 Мыслительная операция классификация

классификация ситуаций

7

Мыслительная операция обобщение

работа по составлению алгоритма решения задач - как один из видов обобщения

8

 Мыслительная операция систематизация

по разделам физики - схемы, таблицы

9

 Мыслительные операции абстрагирование и конкретизация

виды абстракций

10

Мыслительная операция  индукция

построение рассуждений, учим делать выводы.

11

Мыслительная операция дедукция

гипотезы как компонент дедуктивного метода, их построение

12

Образное мышление

перевод текста в знаковую систему

13

Развитие логического мышления. Понимание.

14

Развитие речи

15

Учимся давать определения

16

Учимся ставить вопросы

Резерв - 1час

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...