"Интерактивная доска на уроках физики"
статья по физике (7 класс) по теме

Колесникова Елена Владимировна

Статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колесникова Е.В.
 ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНиЕ ТЕХНОЛОГИИ “DRAG & DROP”(«БЕРИ И ТАЩИ»)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа сельского поселения «Село Даппы», lena-koms@mail.ru

Современный урок физики ориентирован на решение целого комплекса образовательных задач:

  1. Усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий
  2. Формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов
  3. Развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление
  4. Развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы
  5. Формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли физики в современной цивилизации и др.

Всё это требует от педагога использование инструментария, адекватного уровню развития современных технологий передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.

И здесь внимание педагогов обращается к интерактивной доске, которая обладает огромным образовательным потенциалом,  и дидактический ресурс которой пока ещё до конца не раскрыт.  

Интерактивная доска помогает учителю не только чувствовать себя комфортно при управлении компьютером, но и позволяет разнообразить формы учебной работы, поверх демонстрируемых электронных учебных пособий использовать собственные интерактивные объекты.

Интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет создавать собственные интерактивные объекты. Главным инструментом для работы с интерактивной доской является приложение Notebook, являющееся, в том числе, инструментальной средой для разработки собственных учебных материалов.

Остановимся подробнее на технологии перемещения объектов по экрану Drag&Drop («Бери и тащи»), которая позволяет достаточно быстро спроектировать задания на установление соответствия, классификацию, сортировку и др., и рассмотрим аспекты её применения на уроках физики.

Традиционно задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть понимания связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами.

Представление такого рода заданий на интерактивной доске с помощью технологии Drag&Drop («Бери и тащи») позволяет визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой.

Например, для каждого определения физического явления нужно указать его название, для физической величины – единицу измерения и т.д. Задания такого типа актуализируют работу с определения, знание системы СИ.

Задание будет сложнее, если список возможных вариантов ответов сделать длиннее, так как снижается процент возможного угадывания. Альтернатива выбора остаётся до конца выполнения задания.

В заданиях на соответствие можно использовать графики различных физических процессов, например, при изучении темы «Плавление и отвердевание тел»(8 класс).  

Задание на установление соответствия эффективно использовать при отработке вычислительных навыков перевода значений физических величин в систему СИ, например перевод скорости из км/ч в м/с.

Также немаловажным в изучении физики является знание персоналий, поэтому на уроках обобщения уместно использовать задания на установления соответствия портрета учёного с его именем.

Выполняя такие задание, учащийся, используя технологию Drag&Drop («Бери и тащи»), свободно перемещает по экрану объекты (из группы возможных вариантов)  устанавливает необходимые соответствия.

Интерактивная доска позволяет гораздо эффективнее проводить работу с физическими понятиями. Например, учащимся можно предложить распознать, какие физические термины зашифрованы на слайде, записать их и сформулировать определение.

Учащиеся, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»), быстро собирают определение и подписывают его значение. На уроке обобщения и систематизации можно предложить несколько определений на одном слайде. При этом цвет написания слов может служить подсказкой. В этом случае учащиеся фактические конструируют определение.

Интерактивная доска позволяет значительно оптимизировать процесс формирования навыков построения электрических цепей в 8 классе.

Например, начиная изучение темы, учитель демонстрирует слайд с изображениями приборов и составных частей электрических цепей. Для контроля усвоения учащимися материала можно изменить порядок расположения терминов на экране, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»). Далее учащимся предлагается восстановить соответствие между графическими изображениями приборов и частей электрических схем и их названиями, также используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»).

Следующим этапом является выполнение упражнений на построение схем электрических цепей также с использованием технологии Drag&Drop («бери и тащи»).

Технология создания интерактивного задания, выполняемого на основе технологии Drag&Drop («бери и тащи»), состоит из следующих этапов:

  1. Учителю необходимо определить: расположение, каких объектов учащийся должен будет изменять в ходе выполнения задания, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»), а какие останутся неподвижными. (Например, при рассмотрении графика плавления и отвердевания тел, сам график остаётся неподвижным,  а перемещать учащийся будет объекты, содержащие названия физических процессов, происходящих с телом – нагревание льда, плавление льда и т.д.)
  2. В программе MS Power Point  на слайде требуемым образом размещаются объекты, которые останутся неподвижными при выполнении задания. Слайд сохраняется в формате рисунка: Файл - Сохранить как - Рисунок в формате JPEG.
  3. Далее в программе MS Power Point  с помощью объекта WordArt создаются объекты, которые будут перемещаться учащимся. (Продолжая рассмотрение примера с графиком плавления и отвердевания тел, с помощью объекта WordArt необходимо будет создать следующее: «нагревание льда», «плавление льда» и т.д.). Каждый объект WordArt отдельно сохраняется в формате рисунка: выделив объект WordArt, вызвать контекстное меню(нажатием правой кнопки мыши), выбрать Сохранить как рисунок - Рисунок в формате gif(данный формат удобен тем .что сохраняет прозрачный фон).
  4. Открыть приложение Notebook , в качестве фона установить рисунок, содержащий график плавления и отвердевания тел. Из файла вставить рисунки, содержащие названия физических процессов происходящих с телом.
  5. Используя технологию Drag&Drop («бери и тащи») проверить свободно ли перемещаются объекты, сохранить созданный файл.

В заключение отмечу, что использование интерактивной доски на уроках физики оптимизирует временные затраты, повышает мотивацию учащихся, развивает познавательную активность и мыслительные навыки школьников.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка ,что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Литература

  1. Брыксина, О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2013. –С.24-28. - ISBN: 978-5-7057-2438-3
  1. Палыгина, А.В. Применение интерактивной доски на уроках физики в средней школе/Агафонов С.В., Палыгина А.В.// Вестник научного общества студентов и аспирантов: материалы 50 научной конференции студентов и аспирантов,2009г. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009. – С. 3-11. – ISBN 978-5-85094-333-2
  2. Палыгина, А.В. Применение интерактивной доски в учебном процессе/. Палыгина А.В. Верещагин В.Ю.// Актуальные проблемы совершенствования математического и физического образования в школе и вузе:материалы111 региональной научно-практической конференции 25 марта 2008 года. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008. – С.41-45. – ISBN 978-5-85094-287-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....

Интерактивная доска на уроках физики

В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информацион...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...

интерактивная доска на уроках физики

Уроки физики, созданные с применением компьютерной техники, приобретают совершенно новый образ. Хотя основные этапы урока остаются прежними, появляются новые возможности.Цель заседания – поделит...