"Интерактивная доска на уроках физики"
статья по физике (7 класс) по теме
Статья из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Колесникова Е.В.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНиЕ ТЕХНОЛОГИИ “DRAG & DROP”(«БЕРИ И ТАЩИ»)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа сельского поселения «Село Даппы», lena-koms@mail.ru
Современный урок физики ориентирован на решение целого комплекса образовательных задач:
- Усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий
- Формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов
- Развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление
- Развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы
- Формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли физики в современной цивилизации и др.
Всё это требует от педагога использование инструментария, адекватного уровню развития современных технологий передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.
И здесь внимание педагогов обращается к интерактивной доске, которая обладает огромным образовательным потенциалом, и дидактический ресурс которой пока ещё до конца не раскрыт.
Интерактивная доска помогает учителю не только чувствовать себя комфортно при управлении компьютером, но и позволяет разнообразить формы учебной работы, поверх демонстрируемых электронных учебных пособий использовать собственные интерактивные объекты.
Интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет создавать собственные интерактивные объекты. Главным инструментом для работы с интерактивной доской является приложение Notebook, являющееся, в том числе, инструментальной средой для разработки собственных учебных материалов.
Остановимся подробнее на технологии перемещения объектов по экрану Drag&Drop («Бери и тащи»), которая позволяет достаточно быстро спроектировать задания на установление соответствия, классификацию, сортировку и др., и рассмотрим аспекты её применения на уроках физики.
Традиционно задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть понимания связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами.
Представление такого рода заданий на интерактивной доске с помощью технологии Drag&Drop («Бери и тащи») позволяет визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой.
Например, для каждого определения физического явления нужно указать его название, для физической величины – единицу измерения и т.д. Задания такого типа актуализируют работу с определения, знание системы СИ.
Задание будет сложнее, если список возможных вариантов ответов сделать длиннее, так как снижается процент возможного угадывания. Альтернатива выбора остаётся до конца выполнения задания.
В заданиях на соответствие можно использовать графики различных физических процессов, например, при изучении темы «Плавление и отвердевание тел»(8 класс).
Задание на установление соответствия эффективно использовать при отработке вычислительных навыков перевода значений физических величин в систему СИ, например перевод скорости из км/ч в м/с.
Также немаловажным в изучении физики является знание персоналий, поэтому на уроках обобщения уместно использовать задания на установления соответствия портрета учёного с его именем.
Выполняя такие задание, учащийся, используя технологию Drag&Drop («Бери и тащи»), свободно перемещает по экрану объекты (из группы возможных вариантов) устанавливает необходимые соответствия.
Интерактивная доска позволяет гораздо эффективнее проводить работу с физическими понятиями. Например, учащимся можно предложить распознать, какие физические термины зашифрованы на слайде, записать их и сформулировать определение.
Учащиеся, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»), быстро собирают определение и подписывают его значение. На уроке обобщения и систематизации можно предложить несколько определений на одном слайде. При этом цвет написания слов может служить подсказкой. В этом случае учащиеся фактические конструируют определение.
Интерактивная доска позволяет значительно оптимизировать процесс формирования навыков построения электрических цепей в 8 классе.
Например, начиная изучение темы, учитель демонстрирует слайд с изображениями приборов и составных частей электрических цепей. Для контроля усвоения учащимися материала можно изменить порядок расположения терминов на экране, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»). Далее учащимся предлагается восстановить соответствие между графическими изображениями приборов и частей электрических схем и их названиями, также используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»).
Следующим этапом является выполнение упражнений на построение схем электрических цепей также с использованием технологии Drag&Drop («бери и тащи»).
Технология создания интерактивного задания, выполняемого на основе технологии Drag&Drop («бери и тащи»), состоит из следующих этапов:
- Учителю необходимо определить: расположение, каких объектов учащийся должен будет изменять в ходе выполнения задания, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»), а какие останутся неподвижными. (Например, при рассмотрении графика плавления и отвердевания тел, сам график остаётся неподвижным, а перемещать учащийся будет объекты, содержащие названия физических процессов, происходящих с телом – нагревание льда, плавление льда и т.д.)
- В программе MS Power Point на слайде требуемым образом размещаются объекты, которые останутся неподвижными при выполнении задания. Слайд сохраняется в формате рисунка: Файл - Сохранить как - Рисунок в формате JPEG.
- Далее в программе MS Power Point с помощью объекта WordArt создаются объекты, которые будут перемещаться учащимся. (Продолжая рассмотрение примера с графиком плавления и отвердевания тел, с помощью объекта WordArt необходимо будет создать следующее: «нагревание льда», «плавление льда» и т.д.). Каждый объект WordArt отдельно сохраняется в формате рисунка: выделив объект WordArt, вызвать контекстное меню(нажатием правой кнопки мыши), выбрать Сохранить как рисунок - Рисунок в формате gif(данный формат удобен тем .что сохраняет прозрачный фон).
- Открыть приложение Notebook , в качестве фона установить рисунок, содержащий график плавления и отвердевания тел. Из файла вставить рисунки, содержащие названия физических процессов происходящих с телом.
- Используя технологию Drag&Drop («бери и тащи») проверить свободно ли перемещаются объекты, сохранить созданный файл.
В заключение отмечу, что использование интерактивной доски на уроках физики оптимизирует временные затраты, повышает мотивацию учащихся, развивает познавательную активность и мыслительные навыки школьников.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.
Конечно, нельзя сказать наверняка ,что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
Литература
- Брыксина, О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2013. –С.24-28. - ISBN: 978-5-7057-2438-3
- Палыгина, А.В. Применение интерактивной доски на уроках физики в средней школе/Агафонов С.В., Палыгина А.В.// Вестник научного общества студентов и аспирантов: материалы 50 научной конференции студентов и аспирантов,2009г. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009. – С. 3-11. – ISBN 978-5-85094-333-2
- Палыгина, А.В. Применение интерактивной доски в учебном процессе/. Палыгина А.В. Верещагин В.Ю.// Актуальные проблемы совершенствования математического и физического образования в школе и вузе:материалы111 региональной научно-практической конференции 25 марта 2008 года. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008. – С.41-45. – ISBN 978-5-85094-287-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"
Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....
Интерактивная доска на уроках физики
В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информацион...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...
Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...
Возможности использования интерактивной доски на уроках физики
Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...
интерактивная доска на уроках физики
Уроки физики, созданные с применением компьютерной техники, приобретают совершенно новый образ. Хотя основные этапы урока остаются прежними, появляются новые возможности.Цель заседания – поделит...