Использование интерактивной доски на уроках физики
методическая разработка по естествознанию (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Применение информационных технологий в образовании в настоящее время 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_interaktivnoy_doski_na_urokah_fiziki.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:


«Использование интерактивной доски на уроках физики»,

выполненная  учителем физики Шаповаловой Л.А.

МБОУ « СОШс.Чапаево»


Применение информационных технологий в образовании в настоящее время получает всё более широкое распространение. При этом необходимо отметить, что информатизация обеспечивает достижение двух стратегических целей образования: повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационно технологий, а также повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями информационного общества. Повышение эффективности образовательной деятельности обеспечивается в первую очередь качественно новым уровнем информационного обеспечения, интеграцией традиционного информационно - иллюстративного обучения с сетевыми и мультимедиа – технологиями.

Информационные технологии позволяют обеспечивать учебный курс традиционными по назначению материалами на более высоком уровне, а также разрабатывать такие учебно-методические приложения, «бумажных» аналогов которым нет. К ним относятся комплекты динамических слайд – лекций, демонстрационные и интерактивные виртуальные эксперименты, виртуальные лабораторные практикумы, практикумы – тренажеры, комплекты компьютерных демонстраций, автоматизированные системы контроля знаний, и другие учебные программные средства с различной степенью реализации мультимедиа и интерактивности.

Одним из наиболее распространенных и значимых компонентов информационного обеспечения учебного курса является динамическая слайд-лекция. Динамическая слайд-лекция не только сохраняет все достоинства обычной лекции, но и в полной мере использует современные мультимедиа-технологии. Структура динамической слайд - лекции заключается в изложении материала по вопросам курса в сопровождении анимационных демонстраций (анимация – процесс реализации эффекта движения иллюстрируемого объекта). Анимационная демонстрация с лекторским изложением облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, объектах изучения, а также стимулирует познавательную активность студентов. Использовать анимационные демонстрации необходимо в местах, трудных для понимания нового материала, требующих наглядного дополнительного разъяснения, для обобщения и систематизации тематических смысловых блоков, для общего “оживления” всего учебного материала.

Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту, т. к. обществу, живущему в век НТР, в большей степени, чем раньше, нужны специалисты высокой квалификации именно в области точных наук. Поэтому наша задача - дать учащимся глубокие знания по физике, воспитать творческого человека, который способен самостоятельно изучать предмет.

Сегодня перед учителем физики очень остро стоит вопрос рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал объемный, а количество часов, данных на его изучение, небольшое. Поэтому учителю необходимо постоянно применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше учащихся и при этом выявить качество усвоения материала. А еще надо стремиться к тому, чтобы уроки проверки знаний были разнообразными и не вызывали паники у школьников.

Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех учителей, которые хотят заинтересовать своих слушателей, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.

Во-первых, системная связь с существующими технологиями обучения, органичное включение в традиционные формы ведения учебного процесса, не требующее существенной перестройки ни психологии преподавателя, ни психологии восприятия материала обучаемыми.

Во-вторых, проведение всех видов учебной работы с использованием мультимедийный обучающей системы, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств.

В-третьих, использование сетевых технологий и ресурсов международных компьютерных сетей, позволяющих решать задачи на принципиально новом информационном уровне.

Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: учитель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и вебстраниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт. 

Интерактивные доски не требуют много места. Если проектор для доски прямой проекции крепить к потолку, то нет необходимости размещать подставку для аппаратуры посреди аудитории. Аппаратное обеспечение для интерактивной доски включает в себя саму доску, проектор, компьютер, громкоговорители и некоторое дополнительное оборудование.

Интерактивные доски можно подключать к стандартным компьютерам, РС и Macintosh, которыми оборудовано большинство учебных заведений.

К интерактивным доскам прилагается программное обеспечение. Его возможности варьируются в зависимости от производителя. Некоторые программы позволяют работать с текстом и объектами на доске, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Другие включают в себя обобщающие материалы, а также предлагают специальные возможности для работы в классе.


Некоторые производители интерактивных досок предлагают бесплатные ресурсы на профессиональные разработки он-лайн. Это особенно важно для адаптации продукта.

Преподаватели могут воспользоваться дополнительными ресурсами: образовательными программами, обучающими материалами, которые можно загрузить из Интернета - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru, а также присоединиться к сообществам в сети бесплатно.

Интерактивные доски не нуждаются в постоянной технической поддержке.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:

- подготовка к началу занятия;

- объяснение целей занятия;

- введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой;

- развитие темы при участии учащихся;

- обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.


^ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Приведу краткий пример использования интерактивной доски на занятиях по физике - учащиеся проходят «Плотность вещества». Преподавателем ставится вопрос: «От чего зависит плотность вещества?» Учащиеся уже знают кое-что о массе, объёме, обсуждают, что одинаковые по объему тела, могут весить по разному. В начале занятия я использую знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях. Для этого приготовила на интерактивной доске карточки с вопросами на предыдущие темы, а также подготовила скрытый текст с описанием каждого вопроса.

Потом приглашаю нескольких учащихся к интерактивной доске, чтобы они распределили размерности колонкам. Они «тянут» нужную карточку по доске к тому месту, к которому, по их мнению, она подходит. В группе начинается дискуссия, в ходе которой некоторые карточки передвигают уже в другие колонки. Учащиеся должны объяснить, почему они  разместили карточки именно таким образом. 

Занятия такого рода могут проводиться по любой теме в классах разных лет обучения. Необходимо помнить, что в данном виде работы очень правильно поставить вопрос, так как этот метод обучения больше ориентирован на процесс поиска правильного ответа, а не на его результат.

При работе с интерактивной доской можно использовать карты, фотографии, тексты, видеосюжеты, заранее приготовленные учителем.

Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Карты и фотографии можно показать на обычном проекторе, песню прослушать на кассете или диске, а фильм показать на телевизоре с помощью видеомагнитофона.

Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и учителя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио - и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.

Недостаток лабораторного оборудования на уроках физики также можно легко исправить с помощью интерактивной доски, которая позволяет показать все опыты в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям учителя.

Очень удобно проводить фронтальный опрос учащихся: учитель открывает файл на интерактивной доске и показывает всему классу то, что он приготовил к уроку. Эта подготовка заняла у него не более 10 минут. Затем он дает учащимся время и включает на экране секундомер, который имеется в некоторых программных обеспечениях. В течение определенного времени учащиеся работают, разделившись на небольшие группы. Преподаватель может разрешить им пользоваться своими записями.

Через 5 минут каждая группа выбирает своего «представителя», который идет к интерактивной доске, чтобы расставить правильные ответы, затем пояснить свой выбор.

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.

Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы контроля знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторения, закрепления и систематизации; памяти, мышлении, речи учащихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать обучение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу, справедливая критика вызывает желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.

Я использую, как традиционные, так и нетрадиционные формы контроля знаний у школьников: тесты, кроссворды, физические диктанты для выявления уровня усвоения программного материала учащимися. Предлагаемые разработки внеклассных мероприятий помогут сделать изучение физики более живым и интересным.


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

 Любая учебная работа - это серьезный и тяжелый труд, который плодотворен и приносит радость, если школьник умеет трудиться. Какими путями этого можно добиться? Мне помогла созданная система образовательного пространства на базе модульной технологии.

В основу применения модульной программы в обучении мною положен принцип «Учить ученика учиться», т. е. самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком ученик определит себе сам. Различные способы самоконтроля помогут ученикам объективно оценивать свои знания и умения, прогнозировать результат, а сочетание индивидуальной и групповой форм работы поможет снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке.

Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала. Предлагаемый годовой контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль курса.

Работая по данной методике, я решаю много проблем. Одна из них - это малое количество часов на изучение физики. При этом необходимо проводить не только письменный опрос, но и опросить устно каждого ученика по данной теме. Также я пыталась добиться, чтобы каждый ученик изучил все параграфы темы. Есть такие учащиеся, которые учат только ради оценки (выучили на один урок - ответили - получили отметку и отдыхают). Поэтому я создаю такую ситуацию, при которой необходимо выучить все параграфы темы. Для этого ввожу свою систему опроса – мини -экзамен. Чтобы его провести, необходимо перед изучением темы дать учащимся вопросы для контроля. Вопросы составляются таким образом, чтобы школьник не просто прочитал, а изучил и проработал каждую строчку учебника. Вопросы вывешиваются на стенде в кабинете физики перед началом изучения темы. Время на изучение дается продолжительное (контроль осуществляется в последнем блоке). На уроке-зачете, как на экзамене, раскладываю билеты (в каждом по 1-2 вопроса). Чтобы не печатать билеты к каждой теме, я создала карточки с номерами. Именно их раскладываю на учительском столе, а учащиеся берут их, как экзаменационные билеты.

Учащиеся выходят по очереди. Перед столом учителя находится парта для учащихся. Во время зачета за ней должны находиться 2 ученика: один готовится, а другой отвечает. Каждому отвожу по 1-3 минуте на подготовку и столько же на ответ. Время варьируется в зависимости от набора вопросов и количества учеников в классе.

Ответы учащегося должны быть короткими и лаконичными, выражающими самую суть физического явления. При необходимости учитель вправе задать дополнительный вопрос, если он не удовлетворен ответом или если вопрос не освещен полностью.

Вопросы, находящиеся у учителя и на парте, для контроля пронумерованы. Ученик отвечает на вопрос под тем номером, который соответствует номеру на взятой карточке. После ответа учащийся занимает свое место в классе. Второй ученик приступает к ответу, а на освободившееся место выходит следующий человек, который во время ответа товарища готовится к отчету по выбранному вопросу, Поэтому состав учащихся за контрольной партой меняется на протяжении всего урока. Остальные в это время выполняют письменную работу (контрольную или тест). За время, отведенное на урок, я успеваю опросить всех учеников в классе и в конце урока еще проверить ряд задач. Можно собрать тетради, и все учащиеся получат вторую оценку за письменную работу.

Эта созданная мной методика опроса позволяет за короткое время опросить всех учащихся, и при этом я убеждена, что ребята не выборочно читают учебник, а изучают тему полностью. Отрицательные оценки на первом зачете за устный ответ не ставлю, разрешается отчитаться в другое время.

Такой подход снимает напряженность, позволяет учащимся поверить в свои силы, самоутвердиться. Возможен и повышенный уровень подготовки, который заключается в большем объеме усвоенных знаний и умений и определяется их глубиной. Для проведения итогового контроля знаний в данное издание включены внеклассные мероприятия, предлагаются разработки уроков по темам в нетрадиционной форме.

Учитель также может ряд вопросов вынести на обсуждение во время урока. Необходимую информацию он или сам предлагает, или учащиеся выступают с сообщениями (докладами, рефератами).


^ ФИЗИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

 Один из вариантов контроля - физические диктанты, которые проверяют знание формул данного раздела физики учащимися. Оформляются на тетрадном листе. Учитель составляет 10 вопросов, учащиеся должны записать 10 формул в столбик.

Критерии оценивания: 0-правильных ответа - «2»; 5-7 - «3»; 8-9-«4»; 10-«5».

Диктант стимулирует учащихся выучить все формулы, так как неизвестно, какие из них учитель выберет для контроля. В качестве вопросов можно включать единицы измерения физических величин и физические постоянные.

Приведу примерные физический диктант по разделу «Введение» курса физики 7 класса для общеобразовательных школ. Диктанты готовлю в электронном варианте, чтобы можно было его демонстрировать с помощью мультимедийного проектора на экране или интерактивной доске(см. «Диктант «Введение»).

Учащихся необходимо ставить в известность, в какой форме их будут контролировать: по формулам, по определениям, смешанные диктанты и т. д.

п/п

             Вопрос

Ответ

1

Какой ученый ввел слово «физика» в русский язык?

2

Как называют происходящие в окружающем мире разнообразные изменения?

3

Кто стал первым космонавтом?

М.В. Ломоносов

Явления

Ю.А. Гагарин

Вещество

Наблюдения и опыты

Исаак Ньютон

«Материя»

Физические величины

Физическое тело

 

 Тело

Приборы


4

Как называют то, из чего состоят все физические тела?

5

Что является источником физических знаний?

6

С именем какого выдающегося физика и математика связано возникновение физической теории?

7

Каким словом называют в науке все, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания?

8

Что измеряют с помощью приборов?

9

Как в физике принято называть каждое из окружающих нас тел: песчинка, камень, Луна, теннисный мяч и так далее?

10

Что необходимо иметь для проведения опытов?

 


^ ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Ещё один вид контроля - физические тесты, играющие важную роль в контроле знаний по физике, так как позволяют оценить глубину понимания учащимися теоретического материала. Они должны проводиться параллельно физическим диктантам, так как физические диктанты проверяют знание формул и определений, а физические тесты - глубину осознания теоретического материала темы.

Для проведения физического теста я составляю ряд утверждений, среди которых как правильные, так и неверные. Ученик, прослушав высказывание, должен или согласиться с ним, или не согласиться. Если утверждение верное, то школьник ставит «+», если утверждение неверное - ставит «-».

Критерии оценивания: 0-4 правильных ответа - «2»; 5-7 - «3»; 8-9-«4»; 10-«5».

Данное тестирование проводится с целью выявления общего образовательного уровня учащихся. Каждый ответ оценивается в «1» балл. За выполнение теста ставится оценка:

«удовлетворительно», если ученик набрал 38-53 балла;


«хорошо» - 54-69 баллов;


«отлично» - 69-77 баллов.


Привожу примерный тест по теме «Введение» для 7 класса(
см. «Тест «Введение»).

Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать за
коны, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. (+)

Физическую величину можно только вычислить с помощью физических законов. (-)

Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора. (+)

Источником физических знаний являются только опыты, поставленные учеными-физиками. (-)

Чем меньше цена деления измерительного прибора, тем меньше точность измерения. (-)

Объектом изучения физики Является «материя». (+)

В физике изучают механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые, социальные и биологические
явления. (-)

В русский язык слово «физика» было введено Михаилом
Васильевичем Ломоносовым. (+)

Михаил Васильевич Ломоносов издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого. (+)

Погрешность дают только физические приборы. (-)


^ ФИЗИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ

Кроссворды вносят элемент разнообразия и необычности. Учащиеся с удовольствием их разгадывают. При этом снимается напряженность. Учитель, в свою очередь, получает информацию о том, на каком уровне тема усвоена учащимися.

Кроссворды больше подходят для итогового контроля по тематическим блокам. 

Время на заполнение таблицы кроссворда отводится разное, в зависимости от количества вопросов и от уровня подготовки класса.


ВВЕДЕНИЕ(
см. «Кроссворд «Введение»)


формулагипотезапизааблюдениязаконышкалаявленияпогрешностьматериямеханикаизмеренияприродакоролёвгагаринВопросы по горизонтали:

1. Математическая запись физического закона.


Предварительная догадка о том, как протекает явление.


  1. Город, где расположена наклонная башня.

  2. Источник физических знаний.

  3. Что устанавливают (выводят) ученые-физики, связывая между собой различные физические явления, происходящие в природе, и обобщая их.

  4. Основная часть любого измерительного прибора.

  5. Разнообразные изменения, происходящие в окружающем нас мире.

  6. Допускаемая при измерении неточность.

  7. Все, что существует во Вселенной независимо от нашего со знания.

  8. Раздел физики, основные законы которого были изложены Исааком Ньютоном в работе «Математические начала натуральной философии».

  9. Определение числового значения физической величины с помощью прибора.

  10. Что означает греческое слово «фюзис», от которого происходит слово «физика»?

  11. Конструктор, под руководством которого были построены первые пилотируемые космические корабли и отработана аппаратура для выхода человека в космос.

  12. Первый космонавт, облетевший земной шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Педагогическая статья "Использование интерактивной доски в обучении физики"

В данной статье представлены различные способы использования интерактивной доски в обучении физики для повышения интерса к изучаемому предмету....

Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках информатики и физики"

Возможности использования интерактивной доски на всех этапах уроков информатики и физики...

Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...