Педагогическая статья "Использование интерактивной доски в обучении физики"
статья по физике на тему

Пилюгина Галина Николаевна

В данной статье представлены различные способы использования интерактивной доски в обучении физики для повышения интерса к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски в обучении физики как средство повышения мотивации учащихся.

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора.

При обучении физике в средней школе учитель нередко сталкивается со следующими трудностями:

  • Учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;
  • Для изучения явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики);
  • Явление вообще нельзя наблюдать (например, явление фотоэффекта, или, двухуровневую модель лазера).

В этом случае подобные вещи в школе объясняются «на пальцах», что, безусловно, сказывается на уровне подготовки учеников. В данном случае использование интерактивной доски положительно сказывается на поддержании мотивации познавательной деятельности, позволяет сделать процесс обучения наглядным, интересным, увлекательным.

Опираясь на свой опыт работы, представляю те возможности, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Мультимедийные средства можно использовать на каждом этапе урока:

  1. Этап формирования мотивации учащихся к деятельности по освоению нового материала.

Одним из аспектов такой мотивации является природное любопытство детей. Поэтому, используя интерактивную доску, можно зашифровать, например, тему урока, с помощью какого любо видеофрагмента, а также через разгадывание кроссворда, сканворда, различных ребусов. Так при изучении темы «Давление», в начале урока можно представить учащимся небольшую головоломку, разгадав которую, они определят тему урока.

  1. Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.

Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

  • Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников.

Например, самостоятельно учащиеся выводят уравнение движения математического маятника, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске.

Каждый этап вывода формулы появляется с использованием эффекта анимации по клику маркера по доске. При этом можно использовать заранее подготовленные рисунки , создавать надписи с применением экранной клавиатуры. В зависимости от уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории возможны варианты работы в ходе урока: вывод осуществляется одним или несколькими учащимися.

  • Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала.

Например, изучение темы “Механический резонанс” можно начать с создания проблемной ситуации посредством серии вопросов “Почему происходит явление?”.

Удобство использования слайдов презентации состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений, в процессе обсуждения для акцентирования внимания на “ключевых” словах применяем текстовыделитель панели инструментов.

После установления причины возрастания амплитуды колебаний делаем вывод, который фиксируется на пустом слайде с помощью цветных маркеров. Причем возможности интерактивной доски позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, диаграмм). Можно использовать и звуковые фрагменты – дикторский текст, например, при формулировке определения резонанса.

  1. Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала.

Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся.

  • использование интерактивных моделей при выполнении практических работ исследовательского характера

Например, по компьютерной модели колебаний груза на пружине, можно составить задания разного уровня сложности на чтение графиков:

  1. Установить зависимость между изменяющимися в процессе колебаний параметрами.

Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, которую можно строить с помощью электронного маркера прямо поверх документа, переносить таблицу и другую важную информацию на следующую страницу с использованием инструмента “Частичная съемка”.

Задание с недостающими или “скрытыми” данными: определить массу колеблющегося груза

Для акцентирования внимания учащихся на недостающих данных используем цветные маркеры, а также инструмент “Прожектор”, который позволяет выделить только нужную часть экрана.

Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры..

  • формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий.

Все собственные мультимедийные продукты выполнены в программах сопровождения интерактивной доски.

Использование инструмента “Шторка” позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения.

Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. При этом используется функция клонирования, перетаскивания объектов; построение таблиц заданного формата осуществляется в PowerPoint.

Учащимся могут быть предложены следующие задания:

  1. Перемещая объекты, заполните таблицу
  2. Заполните таблицу, перемещая буквы, соответствующие правильным ответам теста. Правильный ответ спрятан за “шторкой”.

Цвет можно использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, для построения нескольких графиков в одной плоскости.

Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров:

  1. Постройте график колебаний цветом, соответствующим цвету задания.
  2. Заполни таблицу соответствующим цветом.
  3. Выберите правильные и неправильные утверждения и обозначьте их стрелками соответствующего цвета.
  1. Этап организации контроля знаний.
  • Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ.

В своей работе можно использовать готовые цифровые образовательные ресурсы, такие, как полный интерактивный курс физики “Открытая физика 2.6”, “Интерактивные творческие задания. Физика 7-9”, “Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11”, компании “Новый диск”, “Курс физики ХХI века” компании “Медиа-хаус”.

Конечно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, но постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.

Но все же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, но не заменять его.

  • Большее разнообразие учебных ситуаций достигается на традиционных уроках с самостоятельными построениями с помощью карандаша и линейки и переосмыслением изученного.
  • Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента.
  • Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем, но поможет повысить мотивацию и интерес к изучении предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....

Интерактивная доска на уроках физики

В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информацион...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...


 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

Молодец!.Хорошо что послушалась, создала сайт. Пригодится. Прокомментируй мои статьи. Они для тебя должны быть знакомы. Это я в физике ноль..