Сценарий проблемно-эвристического урока
методическая разработка по физике по теме

Тимофеева Светлана Алексеевна

исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее  применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_problemno-evristicheskogo_uroka.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического урока

Творческая работа " Исследование свойств материалов"

Цель урока:

Образовательная: получение новых знаний путем постановки экспериментов.

Воспитательная: приучать учащихся к аккуратному ведению записей в тетрадях, к доброжелательному общению, умению работать в команде, формировать познавательный интерес к физике.

Развивающая: помогает улучшить мелкую моторику рук, быстроту реакции, умение анализировать полученные результаты, развивать элементы творчества, умение применять полученные знания  при освоении других  учебных дисциплин.

Задача урока:

исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее  применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии.

Оборудование и материалы:

различные виды потали, стирательные резинки, электрическая плитка, канцелярский клей, клей ПВА, клей  "MORDAN".  

Ход урока.

Этот урок мы проведем в виде творческо - исследовательской работы, которая включает в себя :

1) исследовательскую часть в виде опытов с поталью и различными клеями;

2) обобщающую результирующую часть;

3) творческую, где  каждый из вас сделает украшение изделия поталью по индивидуальному рисунку.

1 Часть. Исследовательская.

Поталь- это цветной металлический порошок, нанесенный на лавсановую основу.

Перед вами три вида потали:

- двухсторонняя ( порошок с двух сторон покрыт лавсаном),

- односторонняя толстая.

- односторонняя тонкая.

Рассмотрите пленку, попробуйте ее согнуть, оцените ее на ощупь.

Ответьте на вопросы:

- как проявляются индивидуальные свойства каждой потали при наложении ее на выпуклые ( вогнутые) поверхности?

- как они сгибаются и что происходит с порошком на линии сгиба?

Теперь ознакомьтесь с тремя видами клея:

- канцелярским,

- поливинил ацетатным( ПВА)

- клеем " MORDAN".

ОПЫТ 1. "Изучение свойств клея"

Нанесите на деревянную поверхность заготовки три полоски  клея ( по одной для каждого вида клея). Дайте ему просохнуть.

Ответьте на вопросы:

- какого цвета влажные полоски клея?

- как изменился цвет клея при высыхании?

- какой клей высох быстрей?

- какой клей при высыхании остается очень липким?

ОПЫТ 2." Изучение свойств двухсторонней потали"

Приложите поочередно к каждой полоске клея двухстороннюю поталь.

Ответьте на вопросы:

- к какому клею эта поталь приклеилась?

Произведем термическое воздействие. Возьмите резинку и нагрейте ее на плитке . Наложите поталь на клей, а сверху приложите резинку и прижмите. Подержав 3 - 5 секунд, снимите резинку и посмотрите на результат. Проанализируйте его и сделайте вывод.

ОПЫТ 3 " Исследование свойств толстой потали"

Приложите поочередно к каждой полоске клея толстую поталь.

Ответьте на вопросы:

-к какой полоске она приклеилась?

- хорошее ли качество приклеенного слоя?

Произведите термическое воздействие на эту пленку. ( Повторите все действия из опыта 2).

Ответьте на вопросы:

 - к какой полоске клея после термовоздействия поталь приклеилась качественней всего?

  ОПЫТ 3 " Исследование свойств тонкой потали"

Приложите поочередно к каждой полоске клея тонкую поталь и прижмите ее пальцем.

Ответьте на вопросы:

- к какой клеевой полоске поталь приклеилась наиболее качественно?

Произведите термическое воздействие на эту пленку. ( Повторите все действия из опыта 2).

Ответьте на вопросы:

 - к какой клеевой полоске поталь приклеилась наиболее качественно после термического воздействия?

2 ЧАСТЬ. Обобщающая и результирующая.

А теперь, на основании проведенных экспериментов ,мы можем с вами сделать обобщающие выводы и выработать правила работы с данными видами потали.

ВЫВОДЫ: 

1 свойства потали зависят от :  

- толщины лавсана (чем толще лавсановая пленка, тем дольше  по времени надо производить термическое воздействие при работе с клеем ПВА),

- двухсторонняя поталь совсем не подходит для оформления изделий,

- тонкая поталь прекрасно клеится без применения термовоздействия на клей " MORDAN",

- тонкая поталь может использоваться и с клеем ПВА, но при этом термовоздействие должно быть минимизировано и прижим потали также быть слабым.  

 2. свойства клея завися от его химического состава.

- канцелярский клей вообще не подходит для использования его в качестве основы для поклейки потали, так как при высыхании образует " стеклянный" след, который  легко скалывается,

- клей ПВА при высыхании образует тонкую прозрачную пленку, к которой хорошо приклеивается поталь при термовоздействии,

- клей "MORDIN" образует при высыхании прозрачную липкую пленку, к которой прекрасно приклеивается без термообработки тонкая поталь.  

ПРАВИЛА РАБОТЫ .

1.На изделие наносится рисунок карандашом ( или сразу рисуют клеем ).

2. Наносят клей ПВА при работе с толстой поталью или клей "MORDAN" при работе с тонкой поталью.

3.Толстую поталь при помощи термовоздействия  приклеивают к изделию, а тонкую поталь просто прижимают пальцами к рисунку, выполненному синтетическим клеем.

3.ЧАСТЬ.ТВОРЧЕСКАЯ.

А теперь каждый из вас выполнит украшение изделия по собственному рисунку. Лучшие работы будут представлены на выставке в фойе образовательного учреждения.                                                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок.

Сценарий проблемно-эвристического  урока.  По теме "Генетика пола" проводимый в 9 классе....

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Проблемно-эвристический урок по теме "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие".

Урок химии в 11 классе. Урок нового материала.Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».Урок прекреплён наглядной презентацией в среде...

Сценарий проблемно-эвристического урока-конкурса по ОРКиСЭ для 6-9 класса "Праздность- корень всех грехов"

сценарий урока-конкурса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 6-9 классов "Праздность-корень всех грехов" на материале Притчи "О талантах", высказываний Святых Отцов, молитвы Ефре...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Сценарий проблемно-эвристического урока

На уроке литературы в 9 классе по теме:«Собачье или человеческое сердце?» (по повести  М. А. Булгаков «Собачье сердце») через выявление морального содержания и нравственного значения действий пер...

сценарий проблемно-эвристического урока изобразительного искусства "Гжель" 2 класс

Сценарий проблемно-эвристического урока и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель", 2 класс (программа Савенковой, Ермолинской)....