Проектная работа по теме: «Система организации работы обучающихся в группах на уроках физики».
методическая разработка (физика) по теме

Cавостьянова  Марина Александровна

Цель проектной работы: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках физики, на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов, дать возможность каждому ученику получить образование с учётом индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_vpo_mo_asou.docx285.05 КБ

Предварительный просмотр:

           ГБОУ    ВПО   МО   АСОУ

Проектная работа по теме:

«Система организации работы обучающихся  в группах на уроках физики».

Преподаватель: Ковалева С.Я.

Название курса: «Оценка учебных достижений выпускников основной и средней (полной) школы по физике».

Выполнила: Савостьянова М.А.

                       Серпуховский район, МО

2013 год.

                   

Форма проектной работы:

в форме доклада и  сформированных разработок уроков по темам:

тепловые явления 8 класс.

виды сил   7 класс.

Цель проектной работы:

 показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках  физики,  на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.

Актуальность:

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получить образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть успешным;

ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;

сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

   На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не вызывает сомнений, что и в будущем этот процесс продолжится. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой  системы  образования.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

реализовывали бы в первую очередь общеучебные  умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

  Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Указанный подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность)  и  современным стандартам. Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации и сотрудничать с людьми.

План:

Урок — основная форма организации обучения.

 Педагогические требования к уроку.

 Типология и структура урока.

 Организация учебной деятельности на уроке.

2. Организация групповой деятельности на уроке.

     2.1. Признаки работы в группе.

     2.2. Плюсы и минусы работы в группе.

     2.3.  Распределение обучающихся по группам.

3. Приложение. (разработки уроков)

4. Заключение.

Список литературы

Педагогические требования к уроку (1)

Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения.

Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.

Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Общие требования к уроку:

1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.

5. Постановка воспитательных задач урока.

6. Формирование на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

7. Формирование и развитие познавательных интересов учащихся, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности.

8. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)

Типология и структура уроков

Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того, чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная.

В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п.

Были попытки классификации уроков, например, по характеру познавательной деятельности учащихся (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.), по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом) и т. д.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, в соответствии с которой выделяются следующие типы уроков:

уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;

уроки формирования и усвоения умений и навыков;

уроки обобщений и систематизации знаний;

уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке,— комплексного применения знаний, умений и навыков;

контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);

комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе.

Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Помимо указанных выше факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Каждый урок отличается от других уроков своими особенностями, даже если они проводятся по одному и тому же предмету в параллельных классах. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» учителя.

Структура может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий, подготовленности учащихся и др. Урок усвоения новых знаний состоит, например, из таких элементов, имеющих общий характер для уроков этого типа: восприятие и осознание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений, обобщение и систематизация знаний. Но в структуре отдельных уроков усвоения новых знаний может вовсе отсутствовать воспроизведение опорных знаний, например при изучении совершенно незнакомого для учащихся материала.

Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение — методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи. Например, на этапе восприятия и осознания нового учебного материала учитель может использовать объяснение, проблемное изложение, эвристическую беседу, различные виды самостоятельной работы учащихся.

В качестве основных компонентов урока рекомендуется рассматривать дидактические средства, обеспечивающие достижение цели урока: содержание учебного материала, методы его изучения и способы организации. Компоненты эти существуют и реализуются в тесном единстве, определяя содержательную, методическую и организационную стороны взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа учащихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов.

В зависимости от хода решения поставленных дидактических задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы построения урока, изменяться место и функции различных методов и приемов обучения.

Структура современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности учащихся и руководящей роли учителя.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении.

Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала учителем, которое применяется чаще всего для сообщения новой информации, широко используется фронтальная беседа. Постановкой вопросов (проблемных, наводящих и др.), комментариями и оценочными суждениями учитель направляет ход беседы таким образом, чтобы привлекать к участию в коллективном обсуждении отдельных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством учителя. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов.

Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решении задач, она успешно применяется при программированном обучении, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков.

Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Проведенные исследования показали, что для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма, как групповая работа учащихся, при которой класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания. В зависимости от этого различают единую и дифференцированную групповую работу, причем и в этом и в другом случае она тесно и неразрывно связана с фронтальной и индивидуальной работой учащихся. Исследования показали, что оптимальный состав групп — 5—7 человек. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы. Состав этих групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметам, определяется самими учениками, учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между учащимися.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.

При всех формах организации учебной работы учащихся на уроке важное значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения, учителем и учащимися и между самими учениками. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.

Организация групповой работы учащихся (2,3)

Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя в личностно-ориентированной педагогике, является групповая работа. Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках физики, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.

Каковы признаки групповой работы?

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы “плюсы” групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во - вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В - третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Как распределить учащихся по группам?

Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.

Способ формирования группы

Достоинства

Недостатки и пути их преодоления

По решению учителя

Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше

Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)

По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)1

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ

По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей)

Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава

Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие – нет

1 – Обычно это делается так: эти 5–7 первых по рейтингу выходят к доске и по очереди вызывают к себе в группу одного из сидящих в классе учеников.

2 – Кстати, интересный способ ранжирования учеников – силами самих учеников, по их мнению.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.

Как организовать работу группы?

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Какие задания можно предложить для групповой работы?

Это могут быть задачи с не полностью определённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, что часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы.

Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.

Групповую работу довольно часто провожу при решении задач по различным темам курса физики. Группы подбираю различные на разных уроках. На одном уроке это могут быть группы “одинаковые” по уровню знаний, т.е. в каждой группе есть учащиеся, которые более легко справляются с заданиями, и учащиеся, которые затрудняются в решении задач. В этом случае задание содержит задачи разной степени сложности и учащиеся сами выбирают, кто какое задание будет выполнять. Конечно, более “продвинутым” ученикам приходится в этом случае помогать более слабым учащимся. Результат оценивается по тому, насколько активны все ученики и насколько хорошо они выполнили все задания.

На других уроках решения задач в группы подбираются учащиеся, имеющие более или менее одинаковые способности. Группе, где ученики “посильнее”, даю более сложные задания, а там, где ученики “послабее”, естественно, более простые. В этом случае ребятам не на кого надеяться, кроме как на самого себя, поэтому все работают в меру своих сил и способностей.

Как подвести итоги?

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Приложение:

Конспект урока по теме: «Тепловые явления»

Тема урока: «Тепловые явления», 8 класс  (учебник С.В.Громова, Н.А. Родина 8 класс).

Цель: повторить, систематизировать знания учащихся, активизировать познавательную деятельность, привитие навыков работать в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мобильный класс, проектор,  дидактический материал, лаборатория L-микро.

Ход урока:

    1. Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа  получает задание.

Задание группы № 1.

Вопросы:

1. Что отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

2. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей, и твердых тел?

(Текст к плакатам № 1-3 учитель может „закрыть"). При ответе группе необходимо прокомментировать интерактивные плакаты

№ 1-3.  Сделать необходимые выводы.

В ознакомительном плане можно учителю рассказать учащимся об аморфных телах, которые обладают свойствами твердых тел (прочность, хрупкость, твердость) и свойствами жидкостей  (текучесть,  не сохраняют форму).

Учитель подводит итог: в разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно, внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.

Задание группы № 2.

 Вопросы:

1. Физический смысл процесса испарения.

2. От чего зависит скорость испарения.

3. Процесс конденсации.

4. Прокомментировать  анимацию на плакате  № 4.

5. Физический смысл количества теплоты, необходимый для испарения.

В ознакомительном плане учитель рассказывает учащимся о плазме и сублимации, используя информацию к плакату № 4, (открыть на плакате).

Задание группы № 3.

 Вопросы:

1. Демонстрация плавления льда (использовать анимацию плаката №5 А)

2. Температура плавления, кристаллизации.

3. Количество теплоты, необходимое для плавления.

4. Прокомментировать график,

(плакат 5Б)

Учитель проводит демонстрационный эксперимент по теме: «Плавление и отвердевание твердых тел». Используется оборудование L-микро. Разработки прилагаются. Обратить внимание учащихся на две области, в которых температура практически не меняется, что связано с процессом плавления и кристаллизации.

Задание группы № 4

Вопросы:

1. Объяснить процесс кипения.

2. Демонстрация кипения.

З. Пояснить условия кипения.

4.Температура кипения. (плакат 6 *)

Учитель задает группе вопросы из раздела №7     (2,3,4,5,8). Группе необходимо ответить на качественные вопросы. Задачи к плакату №6.

Этапы урока по теме: Тепловые явления

Продолжительность урока 45 минут.

Этап урока

Приемы и методы

Время(мин)

1

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

1

2

Целеполагание

Формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание явлений, законов, познание процессов окружающей реальности, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности.

3

3

Создание учеником субъективного образовательного продукта

Сформулировать основные версии , что происходит при таянии льда.

Дайте определения основных процессов.

5

4

Подготовка к усвоению новых знаний.

Показ явления фазовых переходов вещества

5

5

Усвоение новых знаний.

Задание учащимся на составление им обобщенного образовательного продукта

Использование лабораторного оборудования

12

6

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Использование абстрактной наглядности при работе с графиком. Докажите , что температура при плавлении и кристаллизации одинаковая.

8

7

Закрепление новых знаний .

Анализ полученного результата, сравнение с интерактивным плакатом

5

8

Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку успешности достижения и наметить перспективу последующей работы

4

9

Самооценка работы на уроке. Информация о домашнем задании. Рефлексия.(классическая)

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Разноуровневое домашнее задание.

2

Ход урока:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Формирование групп. Распределение заданий. Постановка учебных задач для каждой группы.

Учитель ставит цель: составить собственное представление о предлагаемом реальном объекте.

Работа по группам 1,2,3,4.

Полная готовность класса , быстрое включение учащихся в ритм работы. Задача в группах: выполнить самостоятельное исследование и углубленно рассмотреть конкретные вопросы. Научиться аргументировать, спорить в ходе исследования.

2

Учитель подводит итог работы группы №1.

Подведение итогов работы группы №2.

Учащиеся первой группы проводят сравнительную характеристику плакатов №1-3.

Другие группы задают вопросы. Могут снести свои замечания, дополнения.

Группа №2 работала с интерактивным плакатом №4.

Учащиеся отвечают на вопросы .Анализируют сходства и различия агрегатных состояний вещества.

3

Проводит демонстрационный эксперимент .Изучение фазовых переходов при плавлении и  отвердевании вещества.

Группа №3 анализирует  полученный график плавления. Отвечают на вопросы других групп. Учащиеся приводят свои версии, гипотезы. Приходим к единому мнению.

4

Подводим итоги урока. Обобщаем полученные знания. Самооценка каждого ученика. Задание на дом.

 Заполняют карту самооценки своей работы на уроке. Отвечают на вопросы: каков результат Вашей деятельности в группе?, что Вам удалось? Что не получилось?, Опишите Ваше настроение при проведении урока. Записывают задание на дом. П.37-39.

Используемая методическая литература:

1.Книга для учителя. Н.К. Мартынова .

2.Методический справочник учителя физики. М.Ю.Демидова

3.Программы общеобразовательных учреждений  для 7-9 классов.

4.Задачи по физике Л.Э. Генденштейн.

5.Сборник вопросов и задач по физике. А.Е.Марон.

6.Физика.учебник С.В.Громов, Н.А.Родина.

Приложения к уроку: «Тепловые явления»

Тема: Виды сил. 7 класс.

Цель: повторить, систематизировать знания учащихся, использование коллективных средств обучения, развитие мыслительной деятельности учащихся,  умение работать в группе, провести проверочное тестирование по теме.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, мобильный класс.

Раздаточный материал: опорная карта работы с диском, задачи для решения группы «А», тестовое задание для группы «Б», мультимедийное пособие, стихи о видах сил.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма

работы

Вре-

мя

Дидактический

материал

1. Организаци-

онный.

Сформулиро-

вать тему  урока. Цели. Задачи.

Подготовка  учащихся к работе на занятии .

1мин

2.Формирова-

ние двух групп в классе.

Г-А , Г-Б.

Постановка задач для групп.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

КСО

12-15 мин.

Г-А Дидактический материал Е.А.Марон, А.Е.Марон  задачи .

Г-Б работа с электронным пособием, использование опорного конспекта.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий , обеспечение их коррекции.

Г-А. Совместное решение задач, предложенных учителем.

Г-Б. Работа на ноутбуках по опорному конспекту, решение тестовых заданий (ДКЗ№2)

КСО. Использование помощи консультанта

в группе и учителя.

Использование дидактического материала к учебнику.

Опорные конспекты.

Тестовые задания.

Рабочая тетрадь.

4. Контроль и самопроверка знаний.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить план последующей работы.

Решение задач у доски Г-А.

Г-Б, Оформление ДКЗ 2, записать ответы в таблицу.

Индивидуаль-ный опрос.

5-7мин

Задачи для Г-А

Г-Б,  рабочая тетрадь ДКЗ №2.

5. Физминутка

Стихи о видах сил.

Творчество учащихся

2-3мин.

Занимательные материалы к уроку.

6.  Всесторонняя проверка знаний.

Смена видов деятельности учащихся. Работа  учителя с  Г-Б. Проверить правильность выполнения заданий. Контроль за Г-А.

Г-А. Работа за ноутбуками,  тестовый контроль знаний.

Г-Б. Работает с учителем. Задания на слайдах №1-5. Тестовое задание №4 .

Индивидуаль-ный контроль знаний в Г-А.

Тестовый контроль знаний в Г-Б, используя КСО.

Индивидуаль-ная работа Г-А.

15 мин.

Тест на диске

N- 27 задания 11-20 для Г-А.

Слайды для работы с Г-Б.

Тестовое задание № 4 для Г-Б.

7. Итоги урока Информация о домашнем задании.

Подведение итогов работы каждого учащегося на уроке.

Записать домашнее задание. Составить кроссворд, сочинить стихотворение, сказку, загадки.

Индивидуаль-ное задание.

1-2мин.

Повторить § 11-17 по учебнику.

Задачи Г-А по теме: СИЛА.

Какая сила тяжести действует на полное ведро с водой, если емкость ведра 10л, а масса пустого ведра 1 кг?

Сила 20Н растягивает пружину на 4см. Какова сила, растягивающая пружину на 7 см?

 К вертикально расположенной пружине жесткостью 120 Н /м  прикрепили груз. Под действием этого груза пружина растянулась на 2 см. Чему равна масса груза?

 На деревянной доске лежит деревянный брусок массой 50г. Удастся ли его сдвинуть с места , приложив к нему в горизонтальном направлении силу, равную 0,25 Н?

Девочка купила 0,75 л подсолнечного масла. Определить вес этого масла. (Плотность масла 930 кг/м куб.)

Шкала  самооценки  моей   работы  на  уроке.

Отметьте знаком  «+» свое  место на  этой  шкале.

Фамилия, имя______________________________________

Этап урока

« Не уверен в себе»

«Отлично''

Повторение

Обсуждение  плана выполнения работы

Работа в группе

Работа с  лабораторным оборудованием

Оценка своей деятельности на уроке

Оценка учителя

Используемая литература :

С.Е. Полянский,  Поурочные разработка по физике 7 класс.

Рабочая тетрадь по физике 7 класс. Издательство  ,,Просвещение ''.

А.Е.Марон, Е.А. Марон,  Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 7,8,9 классы.

Л.Э.Генденштейн,  И.М. Гельфгат,  Л.А. Кирик,  Задачи по физике 7класс.

Портфель учителя А.И.Семке,  Занимательные материалы к урокам 7 класс.

Заключение:

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.  

Преимущества групповой формы учебной работы  

Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.

Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Как показывает практика, систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения. Следует чаще создавать ситуацию «успеха». При изучении нового материала учитель старается учебный материал на достаточно строгом научном уровне, доступно, но не все учащиеся воспринимают и осмысливают его объяснения. Ученики имеют разные способности, некоторые из них имеют большие затруднения при изучении нового материала. Чтобы помочь таким учащимся, а также, чтобы развить творческие возможности более способных учеников и проводится групповая работа на уроках математики.

Отличия обучения в малых группах по методике сотрудничества от обычного группового обучения  

Д.Джонсон и Р.Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

взаимозависимость членов группы;

личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

социализация деятельности учащихся в группах;

общая оценка работы группы.

Главное, следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Девиз учащихся, обучающихся по данной технологии: «Помоги другому и поймёшь сам!»

---

Список литературы:

Методический справочник, Москва 2007г, Мнемозина, Демидова М.Ю.(1)

Уроки естествознания. М: Центр, Д. Хассард, 2008г.(2)

Книга для учителя. Н.К.Мартынова.

Методический справочник учителя физики. М.Ю. Демидова(3)

Программы общеобразовательных учреждений  для 7-9 классов.

Задачи по физике Л.Э. Генденштейн.

Сборник вопросов и задач по физике. А.Е.Марон.

Физика, учебник С.В. Громов, Н.А.Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.  Проектный метод позволяет: • научить уч...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»

Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества...

Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"

Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...

Работа в группах на уроке физики.

Работа в группах приучает каждого её участника выслушивать мнение товарища, учиться доказывать правильность своих ответов, вырабатывать коллективное решение, переживать за успех общего дела.Групповые ...