Организация работы с родителями на музыкальных занятиях в группах кратковременного пребывания
статья на тему

статья по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями на музыкальных занятиях в группах кратковременного пребывания

Гладышева Е.В., музыкальный руководитель второй категории, д/с № 173 «Василёк»,

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э. И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Из всех видов искусства, именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии.

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия, кроме всестороннего развития, подготавливают детей к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастом.

Каждая мама мечтает о том,  чтобы ее малыш рос счастливым, разносторонне развивался и, став взрослым, вызывал гордость своими достижениями. Желая воплотить в жизнь свои мечты, родители часто навязывают ребенку то, что ему не всегда нравится. Такой подход вряд ли может привить любовь  к чему бы то ни было. Воспитывая маленького ребенка средствами музыки, взрослые должны создавать условия для того, чтобы привить малышу любовь к ней.

Требование времени предъявляет новые возможности для посещения детей и организации воспитательно-образовательной работы. Наш детский сад предоставляет образовательную услугу «Вместе с мамой» - группу кратковременного пребывания.

Особенностями организации работы групп кратковременного пребывания  в дошкольном учреждении заключаются в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Занятия строятся в игровой форме, интересной для детей и родителей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях «Круглого стола» знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Убеждаем родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. Семейные чтения хорошо сопровождать музыкой. 

Они понимают, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть, петь, слушать музыку и заниматься творчеством. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке. Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально – ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. Мы часто проводим занятия-тренинги, мастер классы с участием родителей, в которых обучаем их воспринимать музыку через пластику рук, движений, интонационным звукоподражанием. Также обучаем родителей приемами игры на детских музыкальных инструментах. В своей работе мы используем одну из популярнейших форм работы, как беседа, «Встречи в музыкальной гостиной», праздники и досуги. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Особое внимание при проведении досугов уделяется  включению в них подвижных игр где мамы  исполняют роль лисы, а  дети зайчики, кошки дети котята, курочки дети цыплята и другие варианты. Интересная игровая ситуация подталкивает детей к активному участию.

Всплеск положительных эмоций вызывает  кукольный театр, ярко и выразительно показанный взрослыми . Для обогащения ребенка новыми эстетическими впечатлениями следует привлекать взрослых  к изготовлению атрибутов для театра, масок для игр, костюмов для ряжения.

Предлагаем вариант встречи «Сказки музыкальной шкатулки»

Педагог вносит игрушку - Зайку с музыкальной шкатулкой, которая исполняет  фрагмент П.Чайковский из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже». Предлагает мамам присесть на ковер  и взять малыша на руки, послушать еще раз эту красивую музыку.

Затем предлагает мамам и детям передать характер музыкального образа через легкое касание руки  ладонью. Педагог комментирует движения маминых рук интонационно-выразительными пояснениями («музыка сказочная, таинственная, волшебная»).

Дальнейшее знакомство с музыкальным произведением можно разнообразить игрой на колокольчиках, треугольниках, передачей музыкального образа через движения с ленточками, шарфиками, а также приемом вокализации.

Педагог хвалит детей и обращает их внимание на Зайку, которому тоже очень понравились песенки детей и родителей. Педагог предлагает послушать песенку Зайки.

Заинька – зайка,

Маленький зайка.

Длинные ушки,

Быстрые ножки.

Деток боишься,

Зайка – трусишка.

Мамы ладошкой малыша гладят зайкины ушки, лапки, хвостик и поют  песенку вместе.

«Зайка веселый и очень хочет поиграть с детками!»

Мамы берут ручки ребенка в свои и ритмично постукивают пальчиком о пальчик напевая:

«Пальчик играет, вот как играет,

Пальчик играет вот как играет»

Помогают малышу хлопать в ладоши, продолжая петь:

«А теперь ладошки звонко хлопают,

А теперь ладошки звонко хлопают.»

Эту игру можно повторить несколько раз.

Мы стараемся подтолкнуть родителей к осознанию того, что их малыш достаточно подрос для того, чтобы впервые пойти в театр. В нашем городе, больший выбор спектаклей и концертов детского репертуара. «Живое» исполнение, красочные декорации и костюмы — все это делает посещение театра незабываемым.

По-прежнему продаются и концертные абонементы на специальные утренники, где дети не только слушают выступления музыкантов, но и знакомятся с рассказами об истории музыки и культуры вообще.

Конечно, всегда есть вероятность того, что истинный талант сумеет проявить себя и в самой равнодушной к музыке семье. И наоборот, ребенок может не проявлять никакого интереса к искусству, несмотря на все старания родителей. Однако время, проведенное с ребенком в театре, на концерте или за совместным несложным музицированием, имеет самостоятельную ценность, потому что оно было счастливым и дало членам семьи еще одну возможность почувствовать любовь друг к другу.

Список литературы.

  1. Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких – Москва: Школьная пресса 2007г.
  2. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду – Ярославль: Академия развития 2008г.
  3. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких – Москва: Творческий центр 2008г.
  4. Картушина М. Ю. Музыкальные сказки о зверятах – Москва 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа групп кратковременного пребывания

Образовательная программа групп кратковременного пребывания дошкольников от 1,5 до 6 лет в учреждении дополнительного образования детей....

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Анализ результатов работы Группы кратковременного пребывания "Особый ребёнок" за 2013-2014 учебный год

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» за 2013 - 2014 учебный год В течение  2013 – 2014 учебного года образовательный процесс осуществлялся в соо...

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» на 2014-2015 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»на 2014-2015 учебный год содержание работыответственныесроки Организационно-педагогиче...

Психологическое сопровождение родителей детей, посещающих группу кратковременного пребывания.

В статье рассматривается значение ГКП в современной России, формы, методы, задачи групп, взаимодействие с родителями, представлены некоторые упражнения в работе с детьми....

Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"

Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года  месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...