внеклассное мероприятие «Как сберечь воду и уменьшить ее загрязнение» для учащихся 6-7 классов
материал по физике (7 класс) на тему

Гильмутдинова Гульнара Магсумовна

 

·         Интегрированное мероприятие с предметом химия. Учащимся показывается сложность очистки и фильтрации воды опытным путем.Цель мероприятия:  привлечь внимание учащихся к проблеме использования воды , экономии воды и водным ресурсам, донести информацию о воде, водных ресурсах и их экологическом состоянии, показать  влияние воды на здоровье и жизнедеятельность человека, дать представление о важности экологического сознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sberech_vodu.rar1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное  мероприятие

«Как сберечь воду и уменьшить ее загрязнение»

для учащихся 7 классов

                                                                                                                                         Автор:  учитель физики Гильмутдинова Гульнара Магсумовна, МБОУ «СОШ №3» г.Набережные Челны Республики Татарстан

Цели:

  • Привлечь внимание учащихся к проблеме использования воды , экономии воды и водным ресурсам.
  • Создание мотивации для сбережения воды и водоресурсов.
  • Вовлекать школьников в полезную деятельность по водосбережению.
  • Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Задачи

  • Донести информацию о воде, водных ресурсах и их экологическом состоянии.
  • Показать  влияние воды на здоровье и жизнедеятельность человека, дать представление о важности экологического сознания.

Этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Влияние воды на организм человека.
  3. Вода, свойства воды.
  4. Итог

Учитель Недавно мы отмечали один из весенних праздников. Какой день прославил нашу страну?

Учащиеся: День Космонавтики

Учитель: Расскажите в трех словах, все, что знаете о нем

Учащиеся: В этот день Юрий Гагарин сделал два витка вокруг Земли и вернулся обратно.

Учитель: А что он сказал, увидев нашу Землю из космоса?

Учащиеся: Это непередаваемые ощущения видеть Землю в иллюминаторе. Планета наша голубая

Учитель: Из-за чего планета выглядит голубой? Почему она не зеленая как леса или не желтая, как пустыни?

Учащиеся: Это из-за воды                                                

Учитель:

Вода – самое распространенное неорганическое вещество на Земле. Вода – основа всех жизненных процессов, источник кислорода.                        

Вода…  Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая… Несть числа эпитетам, которые могли бы в полной мере  охарактеризовать это уникальное вещество. Она была и остается  музой, источником вдохновения  не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых-философов, естествоиспытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого мироздания природы.

Вода!

Вода,  у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для  жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…

                                                        Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: О чем мы поговорим сегодня? Как актуализировать тему просто воды? Чему нужна вода?

Учащиеся:  О воде, как меньше ее потреблять, как меньше ее загрязнять. Вода нужна людям, животным, растениям

 Учитель: Растения на 90% , а животные на 75% состоят из воды. Потеря живыми организмами 10-20% воды приводит к их гибели.                

Учитель: Как вы думаете, сколько воды содержится в самом человеке?

Учащиеся: около 80-90%

Учитель: Учеными было выявлено, что доля воды в ребенке состоит около 80%, а пожилой человек всего лишь на 52-60% содержит воду.                                                                

Учитель: Наша планета на две трети покрыта Мировым океаном. Но морская вода не пригодна для питья. Кто-нибудь пробовал проглотить морскую воду? Каковы ощущения? Готовы пить такую воду каждый раз?

Учащиеся:  нет!

Учитель: Только 2,5 % воды приходится на пресные воды ( реки, озера, ледники), большая часть которых -70%- сосредоточена  во льдах и ледниках.        

Учитель: Человечество потребляет на хозяйственно-бытовые нужды 12% речного стока. Темпы роста водопотребления составляют 3% в год, то есть с каждым годом воды используется все больше и больше. Главные потребители – промышленность и сельское хозяйство. Как эти отрасли используют воду?                                        

Учащиеся: поливаются поля, на заводах ее используют для омыва или охлаждения продукции, станков…

Учитель: А самое страшное, в том, что из анализа водопользования следует, что при сохранении  темпов прироста населения и объемов производства, человечество к 2100 году может исчерпать весь запас пресной воды. Что же мы будем делать без воды? Попробуем представить…                        

Учащиеся: Не будет чем умыться, будем ходить грязными, будет засуха…Человечество вымрет…

Учитель: Основными загрязнителями поверхностных вод суши являются нефть  и нефтепродукты. На водную среду отрицательно воздействуют и синтетические моющие средства.                        

Задание подгруппам: что можем сделать мы на своем уровне, чтобы предотвратить эту техногенную катастрофу? Предложите несколько способов уменьшить потребление воды в быту.                                                                                        

В подгруппах по 6-8 человек идет обсуждение   этого вопроса. Результаты зачитываются.

 Учащиеся:

- ставить стиральную машинку на экономный режим;

        - мыть машину не из шланга, а использовать ведро;

        - мыть посуду в тазике;

        - не допускать протечек в трубах и кранах;

        - выключать краны;

и т.д.

Учитель: Молодцы! Осталось этим пользоваться в повседневности и учить этому других!

А теперь давайте совершим путешествие в страну Химии и познакомимся со свойствами воды. Наш классный час продолжит учитель химии.                                        

Учитель химии: Вода – первоначало всего. Это изречение принадлежит Фалесу Милетскому.

Давайте изучим воду с точки зрения ее свойств. Вода имеет физические и химические свойства. Вы мне сейчас и сами сможете назвать ее физические свойства. В каких состояниях бывает вода?

 Учащиеся: в твердом (лед, снег), жидком, газообразном (пар)

Учитель химии : Верно! А вот показать вам ее химические свойства мне помогут ассистенты, учащиеся 7 класса.

Вода является главным растворителем. А еще она размывает горные породы. Рассмотрим первый опыт. Погрузим в одну пробирку с водой соль, в другую – землю.

Ассистенты проделывают опыт. После взбалтывания, проходят по классу, показывая результат опыта.

Учитель химии: Соль полностью растворилась в воде, теперь это называют раствором. Земля же, наоборот, выпала в виде осадка на дно пробирки. Это называют суспензией.

Посмотрите на вторую пробирку. Вы видите, что растворились не все вещества, в результате отстаивания на дне осаждаются песчинки, глина, следовательно, отстаивание – один из способов очистки воды. Другой способ – фильтрование: легкие взвешенные частицы остаются на фильтровальной бумаге.

Ассистенты проделывают опыт: пропускают воду через фильтровальную бумагу.

Учитель химии : Вода прозрачная, но значит ли, что она чистая? Очистка воды проходит еще много этапов, пока не попадет к нам в кран.

Какие основные загрязнители воды нам известны?

Учащиеся: нефть, бензин, топливо, удобрения для полей…

Учитель химии : Да, действительно, нефтяная пленка особенно опасна. Она не пропускает кислород, солнечные лучи. В результате гибнет все живое.

Попробуем очистить воду, содержащую нефтепродукты.

Ассистенты проделывают опыт: в пробирку с водой добавляют нефть, взбалтывают. Проносят по классу.

Учитель химии : Нефть перемешалась с водой. Это называют эмульсией. Попробуем оставить эту пробирку в покое. Что произошло? Нефть и вода разделились: нефть расположилась на поверхности воды.

Ассистенты проделывают опыт: сливают эмульсию в делительную воронку и с ее помощью отделяют воду от нефти.

Учитель химии : Даже на этих простых опытах вы смогли убедиться, насколько сложен процесс очистки воды. Это еще не все этапы, которые проходит вода. Как вы думаете, насколько это дорогостоящий процесс? Насколько энергоемкий? Насколько долгий? Что вы думаете по этому поводу? Подведите итоги.                                                        

Учащиеся: Воду надо беречь. Нельзя загрязнять водоемы, реки, сбрасывая мусор. Без воды нет нам жизни. Будем  делать все, что от нас зависит, чтобы сберечь это богатство.

Учитель химии: Я рада, что вы правильно выбрали направление в жизни. Сейчас учитель представит вам викторину с вопросами о воде.

Учитель: Большое спасибо за увлекательный рассказ. А теперь отвечаем на вопросы по группам. Прежде чем ответить, советуемся друг с другом, поднимаем руку. Верный ответ – 1 балл команде.

 Первый вопрос:         Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

                        И стеклянной быть могу!

                        Что это?                                        

Задание второе: вода в природе имеет 3 состояния – жидкое, твердое и газообразное. Приведите примеры загадок на каждое состояние воды.                                

Вопрос третий: В славянской мифологии старик, хозяин воды. Назовите его и в каких сказках встречали это имя?                                                                

Ответьте на следующий вопрос: Раньше люди собирали дождевую воду и использовали для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему так?                                                                        

Вопрос 5: Объясните значения выражений «Мутить воду», «Как в воду глядел», «Как с гуся вода», «Где вода - там беда».                                                        

Вопрос 6: Чем отличается «живая» вода от «мёртвой»?

                                                                                

Вопрос 7: «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка». Из какой сказки взяты эти строки?

                                                                                

Вопрос из литературы:

Я видел Индийское море, лазурь,

В нем волн голубые извивы,

И Красное море, где ласков залив,

И Белое, призрак красивый.

И всюду я думал, что всюду, всегда

                 Различно – прекрасна вода.

Этот отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Вода» характеризует цвета воды. На Земле встречаются «цветные» названия водоемов. Назовите их и почему они так названы?

                                                                                

 Вопрос из географии: Назовите самое древнее и самое глубокое озеро в мире, которое вмещает пятую часть всех запасов пресной воды на планете.                

                                        

Следующий вопрос: В каком океане купаются и африканские, и бразильские дети?

                                                                                

И последний вопрос викторины: Загадка: «Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя». О каком природном водоеме идет речь?                

Учитель: Молодцы, справились с поставленными задачами. Итог игры подведем позже. Ну а теперь нас ждет кроссворд, его вы решаете также в подгруппах. Одно верное слово – 1 балл

1. При переходе из жидкого состояния в твёрдое, вода свой объём …

2. Передача тепла от более нагретой части тела к другой, менее нагретой.

3. Самое необыкновенное вещество на Земле.

4. Стихийное бедствие, во время которого вода сносит мосты, разрушает берега и постройки, уничтожает посевы, уносит человеческие жизни.

5. Водная оболочка Земли.

6. Подземные пустоты.

7. Газообразное состояние воды.

8. Жидкость, содержащая посторонние вещества, которые равномерно в ней распределены.

9. Мельчайшие капельки воды, образовавшиеся в воздухе.

10. Твёрдое состояние воды.

11. Не растворившиеся в воде различные частички, которые делают воду мутной.

                                                                

Учитель: Осталось подвести итоги игры.

Подведение итогов. Первое место присуждается команде ___ класса, набравшей ___ баллов. Второе и третье места разделили _____. Молодцы!

Подведение итогов урока: Мы хорошо поработали.

Осталось все отрезюмировать. Все что поняли, запомнили,  мы проговорим еще раз.

Учащиеся:

  • Без воды нет жизни
  • Вода – ценный ресурс
  • Запасы питьевой воды не бесконечны, охрана и экономия их – важное дело
  • Загрязняя воду, человек вредит себе и живым организмам
  • Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов

Внеклассное мероприятие  "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От аза до ижицы" для учащихся 5-8 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От аза до ижицы" знакомит учащихся 5-8 классов с историей письма, просветительской деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия....

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...