Методические рекомендации к уроку
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Горощук Татьяна Николаевна

Методические рекомендации к уроку по физике в 8 класе "Параллельное соединение проводников", с фронтальным экспериментом, получением формул, заполнением сравнительной таблицы и решением задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parallelnoe_soedinenie_provodnikov_-urok_dlya_8_klassa.docx182.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Параллельное соединение проводников

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Автор: Горощук Татьяна Николаевна

Учитель физики Муниципального общеобразовательного учреждения лицей №4 г. Ейска, МО Ейский район

Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Параллельное соединение проводников»: определение параллельного соединения проводников; какова сила тока в цепи, состоящей из параллельно соединенных  проводников; каково напряжение в цепи, состоящей из параллельно соединенных  проводников; как найти общее сопротивление цепи, состоящей из параллельно соединенных  проводников.

Задачи урока:

- обеспечить ознакомление учащихся с параллельным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с параллельным соединением проводников;

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Оборудование:

Демонстрация 1:  источник тока, ключ, две лампочки, амперметр.

Демонстрация 2: источник тока, ключ, две лампочки, вольтметр.

Методические рекомендации.

1. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

2. Фронтальный эксперимент учащихся.

Вначале урока учащиеся собирают электрическую цепь, состоящую из двух лампочек, соединенных параллельно, источника тока и ключа. Для этого я рекомендую подключить к лампочке проводники и начало и конец проводников каждой лампочки соединить вместе; предлагаю на доске начертить схему. Если учащиеся затрудняются, то я сама выполняю рисунок.

Точки соединения проводников называются узлом.

Затем учащиеся собирают схему.
Я предлагаю выкрутить одну лампочку. Вопрос:

- Что произойдет со второй лампочкой?

- Приведите примеры такого соединения в практике, быту.

Учащимся сообщается, что такое соединение проводников-параллельное соединение.

После этого записываем на доске закономерности последовательного соединения проводников

I=const

U=U1+U2

R=R1+R2

и сообщаю, что сейчас будут исследоваться зависимости между данными величинами, но только при параллельном соединении проводников.

3. Исследование цепи с параллельным соединением проводников.

Для этого на доске рисую полную схему для исследования.

Сообщаю учащимся, что силу тока в цепи можно определить одним амперметром, но для этого его придется включать в цепь три раза, как показано на схеме. Собирается экспериментальная схема на столе учителя, в качестве сопротивлений используются спирали, на которых указаны значения сопротивлений.

Ход эксперимента:

  1. Измерим напряжение в узлах МN:

А) как подключается в цепь вольтметр?

Б) можно ли другим способом подключить вольтметр в узел MN?

С) какой вывод можно сделать из опыта?

2. Измерим силу тока до разветвления и силу тока в каждой ветке. Опыт проводит учитель на демонстрационной установке, так как на следующем уроке учащиеся будут самостоятельно проводить эксперимент.

Вывод:  I=I1+I 2        

Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках

  1. Рассчитаем формулу для сопротивления:

По закону Ома  I=U/R

Для каждого участка соответственно запишем: I1=U/R1;  I2=U/R2

В полученный результат из предыдущего эксперимента подставим дроби:

U/R= U/R1+U/R2 (сократим все на U)

1/R=1/R1+1/R2

Затем на доске рядом с закономерностями последовательного соединения записываются закономерности параллельного соединения.

Сравнительная таблица:

   Особенностью параллельного соединения является то, что при выключении одного из потребителей все остальные продолжают работать.

  1. Упражнения:

1. Найти общее сопротивление двух параллельно соединенных проводников сопротивлениями 2Ом, 3Ом.

 Дано:                                               Решение

 R1=2 Ом                            1/R=1/R1+1/R2        

R2=3 Ом                             1/R=1/2+1/3

Найти:                                1/R=5/6, тогда R=6/5 или R=1,2 Ом

R-?        

Вывод: Общее сопротивление при параллельном соединении меньше меньшего из проводников.

Ответ: 1,2 Ом.

2. Два проводника с сопротивлениями 200 Ом и 300 Ом  включены параллельно в цепь. Определите силу тока, проходящего через второй проводник, если через первый проводник идет ток 0,6 А.

Дано:                          Решение

I1=0,6 А                  Зная, что при параллельном соединении напряжение на каждом                                

R 1=200 Ом            участке одинаково, то U1=U2.

R 2=300 Ом            Так как U=IR, то           I 1R1=I 2R 2         

Найти        I2=I 1R1/R 2          

I2 -?                         I 2=0,4 А     

5. Рефлексия учебной деятельности.

  • Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)
  • Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников)
  • Как применили полученные знания? (применили полученные знания в решении модулированной ситуации)
  • Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?                             

6. Домашнее задание.

параграф 49, упр. 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

методические рекомендации к уроку "Интернет на уроке немецкого языка"

Методические рекомендации к уроку с использованием Интернет-ресурсов "Памятники ЮНЕСКО в России и в Германии"...

Методические рекомендации "Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников"

Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

Методические рекомендации к урокам повторения при подготовке к ЕГЭ

   Практика показывает, что учитель не может обеспечить полностью подготовку учащихся 9-х классов к ГИА и 11-х классов к ЕГЭ по химии на уроках, особенно при 1 или 2-х часовом изучении этого предмета ...