Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Маркова Наталья Леонидовна

План -конспект урока "Строение цветка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celi_uroka.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение цветка.

Цели урока: сформировать у учащихся понятия о строении и взаимосвязи частей цветка и его формуле.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как генеративном органе покрытосеменных растений, раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка, дать понятие обоеполых и раздельнополых цветков, однодомных и двудомных растениях, сформировать понятие о формуле цветка.

Развивающие: формировать умения учащихся определять типы цветков по их внешнему виду; составлять формулы цветка.

Воспитательная: стимулировать развитие познавательного процесса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор,компьютер,экран, школьная доска, иллюстрации цветков.

Оформление доски: записанные на доске дата, тема урока, во время объяснения некоторые термины прописываются на доске.

ХОД УРОКА.

  1. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания (Тест на тему «Строение стебля»)

  1. Формирование новых знаний.  

-Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Сегодня мы отправляемся в удивительное прекрасное путешествие в царство цветов.
«
Цветы – удивительное лекарство для души», одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека.
Но ведь природа создала цветы не только для нас, а скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.
«
Чтобы жить – нужны: Солнце, свобода и маленький цветок». Как можно объяснить эти слова знаменитого сказочника Андерсена (необходимо выйти на определение цветок – генеративный орган растения).

- Итак сегодня мы будем говорить о цветах. А у всех ли растений они образуются? (Дети отвечают) Цветки образуются только у цветковых растений. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, а третьи поздней осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения. Давайте более подробно познакомимся с их строением.

-Что же такое цветок? (Ответы детей)

Цветок – это генеративный орган цветкового растения.
Цветок – это видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег с ограниченным ростом, предназначенный для опыления, полового процесса и образования семян и плодов.
(Приложение 1) (Определение записывают в тетрадь)

Цветок - генеративный орган, то есть орган семенного размножения. Однако есть растения, для которых этот утверждение неверно. Это чеснок, живородящие луки. Эти растения размножаются вегетативно - их цветок в процессе развития трансформировался в почку , которая опадает и прорастает. Яркая окраска цветка  и запах  необходимы  для привлечения опылителей. При вегетативном же размножении опылители не нужны. Они также не нужны для ветроопыляемых растений.

Главные части цветка - тычинки и пестик.

Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.  Она обозначается символом «марса» . Внутри пыльников развивается пыльца, а в каждом пыльцевом зерне находятся 2 спермия – мужские половые клетки. Снаружи пыльца покрыта плотной оболочкой с бугорками, шипами, зубчиками, бороздами. По внешнему виду пыльцы можно определить растение к которому она принадлежит.

Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи расположены семязачатки. Из них развиваются семена, а из завязи – плод. Пестик обозначается символом «зеркало Венеры» .

Рыльце – обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Служит для восприятия пыльцы.

Столбик – поднимает рыльце над околоцветником. При этом рыльце лучше улавливает пыльцу.

Завязь – нижняя, расширенная часть пестика. Содержит семязачаток в котором формируются женские половые клетки –яйцеклетки.

-Ребята , посмотрите на цветок и определите самую заметную часть цветка.

-Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется свободнолепестным. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным.

Свободнолепестные цветки – лепестки венчика раздельные (вишня, яблоня, тюльпан)

Сростнолепестные – лепестки венчика срослись (ландыш, картофель) (Определение записывают в тетрадь)

Чашечка может быть раздельнолепестная и сростнолистная.

Двойной околоцветник –  вокруг тычинок и пестика расположены чашелистики и венчик из лепестков.

Простой околоцветник – вокруг тычинок и пестика  расположен только венчик из лепестков.

-Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и как правило зелёного цвета.

-Ребята, давайте вспомним, что является главными частями цветка? (Ответы детей)

-Как вы думаете, почему околоцветник так назвали? (Ответы детей). Околоцветник получил свое название, потому что он как бы окружает основные части цветка.

-Ребята, устали? Давайте проведём физкультминутку. (Открывается презентация с зарядкой для глаз)

- Ребята, большинство цветков имеют и тычинки и пестики. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.

Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо тычинки, либо пестик называется однополым. Если в цветке только пестики – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например кукуруза, огурец, тыква. Тогда они будут называться однодомными растениями. Вы наверняка слышали от мамы или бабушки: «Ну вот, опять одни пустоцветы  на огурцах».  Что это выражение обозначает? (Ответы детей)

Правильно у огурцов мужские цветки плодоносить не могут, так как у них нет пестика. Они отцветают, а огурчиков нет.

- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые жёлтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если присмотреться внимательно, то где то недалеко находиться другое дерево с невзрачными серовато-зелёными шишечками. Это женские цветки. Эти ратения называются двудомными, так как мужские и женские цветки располагаются на разных растениях. Можно привести ещё один интересный пример. В июне мы все страдаем от тополиного пуха,но не все тополя его пускают. А какие? (Ответы детей)

Правильно, только женские растения тополя . В Древней Греции тоже любили выращивать тополь, так как его крона очень хорошо задерживает пыль. Но они знали об особенности тополя «пылить пухом», поэтому сначала выращивали растения в питомнике. Когда тополь зацветал, греки вырубали женские растения, а мужские растения высаживали в городах и парках.

-Ребята, давайте повторим основные части цветка. Посмотрите на экран и назовите части цветка. (Ответы детей)

-Особенности строения цветка можно записать сокращённо в виде формулы. На экране даны условные обозначения.

О – простой околоцветник

Ч – чашечка

Л – лепестки

Т – тычинки

П – пестик

*- правильный цветок

↑- неправильный цветок

-множество

Количество частей цветка записывается в виде индексов рядом с буквой, обозначающей элемент цветка.

Рассмотрим формулу цветка вишни.

Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

4. Закрепление материала

-Ребята, давайте выполним лабораторную работу «Строение цветка». Открыли тетради для лабораторных работ, записали число, тему, цели и оборудование. План работы на экране.(По иллюстрациям цветков дети выполняют работу).

1.Рассмотрите иллюстрацию цветка. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2.Подсчитайте число частей цветка.

3.Определите какой у данного цветка околоцветник.

4.Определите какая чашечка и венчик.

5.Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

6.Составьте формулу цветка

5. Домашнее задание

  1. §28, читать, отвечать на вопросы.
  2. Рисунок 97 зарисовать.
  3. Составить формулу цветков, изображенных на рисунке 168,170 

Приложение №2

  1. Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
  2. Маркова Наталья Леонидовна.
  3. Лучшая учебно – методическая разработка по предметам естественно- научного цикла.
  4. Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»

      5.- Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с использованием ИКТ.  Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?

Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.

-применение на уроке ИКТ предполагает:

  1. повышение уровня мотивации к учебному труду;
  2. формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
  3. при активной поддержке учителя;
  4. постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
  5. ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;

-компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная, визуальная.

- эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым оборудованием.

- мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...