Разработка урока по физике в 7 классе"Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Воронина Ирина Николаевна

Материал содержит конспект урока, инструктивную карту, раздаточный материал, а также мультимедийное сопровождение к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Листок – инструкция

Задание № 1.   Определение объема параллепипеда.

  1. Определите при помощи линейки длину параллепипеда и запишите её в листок

   

а =           см.

  1. Линейкой измерьте его ширину, результат запишите в листок

b =            см.

  1. Измеряем толщину параллепипеда и записываем в листок

с =          см.

4. Находим объем по формуле      V = a∙b∙c  Подставляем значения и считаем.

V =         см ∙            см ∙           см  =                 см3.

Задание № 2.

ГАЗЫ

Расположение молекул ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Расстояние между молекулами _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Движение молекул __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЖИДКОСТИ

Расположение молекул ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Расстояние между молекулами _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Движение молекул __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА

Расположение молекул ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Расстояние между молекулами _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Движение молекул __________________________________________________________

Тест. Вариант 1.

  1. Какие из указанных свойств принадлежат газам?

А.  Имеют собственную форму.

Б.  Сохраняют объём.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объёма.

  1. Как расположены молекулы газа?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие расстояния.

В. Расположены в определенном порядке.

  1. В каком состоянии может находиться ртуть?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в твердом.

  1. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 40% его вместимости?

А. Да, можно.

Б. Нет, нельзя.

В. Определенного ответа нет.

  1. Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?

А. Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

В. Определенного ответа нет.

Тест.      Вариант 2.

  1. Какие из указанных свойств принадлежат жидкостям?

А.  Имеют собственную форму и объем.

Б.  Легко меняют форму, но сохраняют объем.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объёма.

  1. Как расположены молекулы в твердых телах?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие расстояния.

В. Расположены в определенном  (строгом) порядке.

  1. В каком состоянии может находиться  чугун?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в твердом.

  1. В бутылке находится вода объемом 0,2 л. Её переливают в колбу вместимостью 0,5 литра. Изменится ли объем воды?

А. Не изменится.

Б. Увеличится.

В. Уменьшится.

  1. В помещениях, где пользуются медицинским эфиром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в помещении?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в газообразном.

Таблица.

Агрегатное состояние

Свойства

вещества

Расположение молекул

нарисовать

Расстояние между молекулами

Движение молекул

Твердое

Жидкое

Газообразное

Таблица.

Агрегатное состояние

Свойства

вещества

Расположение молекул

нарисовать

Расстояние между молекулами

Движение молекул

Твердое

Жидкое

Газообразное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Цели урока:

Образовательная – сформировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул.

Развивающая – развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная – способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, резиновый шарик, ножницы.

Этапы урока:

1. Оргмомент
2. Этап актуализации знаний
3. Мотивационный этап
4. Усвоение новых знаний
5. Упражнения на понимание
6. Самостоятельная работа
7. Обобщение знаний
8. Итог урока
9. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

Все любят отгадывать кроссворды. Мы с вами тоже отгадаем кроссворд, но физический.

Вопросы к кроссворду. Слайд 1.

По горизонтали:

1. Из чего состоят все тела
2. Мельчайшая частица вещества
3. Существуют между частицами вещества
4. Частица, входящая в состав молекулы
5. Явление, при котором вещества сами собой перемешиваются
6. Диффузия происходит потому, что молекулы находятся в …

Кроссворд мы отгадали, а теперь подведем итог: что мы знаем о строении вещества?

III. Мотивация.

Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ. Слайд 2.

В. 1. Какое вещество вы видите на слайде? (Ответ: Вода)

В. 2. Когда вода замерзает образуется… (лед)

В. 3. Лед, какое это состояние воды? (твердое)

Слайд 3.

Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака. Слайд 4.

В. 4. В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное)

Эти состояния вещества называются агрегатными. Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества”. Слайд 5.

Итак, все вещества в природе находятся в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.

IV. Усвоение новых знаний.

Свойства твердых тел.

В. 5. В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

У вас на партах несколько твердых тел.

В. 6. Какую форму они имеют? (правильную, параллепипеда, цилиндра)

В. 7. Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)

В. 8. Можем мы определить объем твердых тел? Определим объем параллепипеда.

Слайд 6.

Вывод 1: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода на доске и в тетрадях)

Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. (Учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурки, для определения объема)

В. 9. Что происходит с формой жидкости? (она меняется)

В. 10. Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

В. 11. Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод 2: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. (Запись вывода в тетрадях) Слайд 7. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

Выясним, какими свойствами обладают газы. Учитель демонстрирует опыт с резиновым шариком. Перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.

Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.

В. 12. Что можем сказать о свойствах газов?

Вывод 3: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в тетрадях)

В. 13. Давайте ещё раз назовем свойства твердых тел, жидкостей и газов. Слайд 8.

В. 14. Как же можно объяснить эти свойства?

Вода, лед, водяной пар – это состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга. Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как они движутся.

Работа с учебником. Учащиеся читают абзац, выделяют нужную информацию и вносят её в листок-инструкцию задание № 2. Далее совместно с учителем подводят итог.

Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.

Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.

Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке расстояние между молекулами сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки, не могут перемещаться далеко от неё. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем. Кристаллические тела. Слайд 9.

Работа по рисунку (80 стр. 78) .

В. 15. Назовите, расположение молекул какого вещества показано на рисунке под буквой а? б? в? Почему вы сделали такой вывод?

V. Упражнения на понимание. Решение качественных задач (устно).

З. 1. Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?

З. 2. Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?

З. 3. Могут ли быть в газообразном состоянии при комнатной температуре: ртуть, железо?

З. 4. В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние вещества?

З. 5. В комнате, где находится нафталин, всегда чувствуется его запах. Объясните, в каком состоянии пребывает нафталин?

VI. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют краткий тест. Проверка теста. Слайд 10.

VII. Домашнее задание. Обобщение знаний.

Ученики заполняют таблицу. Слайд 11.

Агрегатное состояние

Свойства вещества

Расположение молекул нарисовать

Расстояние между молекулами

Движение молекул

 

 

 

 

 

VIII. Итог урока.

Учитель отмечает наиболее активных учеников, выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа № 3 по физике 8 класс. «Агрегатные состояния вещества»

Контрольная  работа  №  3  по  физике   8 класс. «Агрегатные состояния  вещества»...

Разработка урока по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Цель урока:·         Рассмотреть физические свойства разных состояний вещества.·         Сформировать познавательный инт...

Презентация к уроку по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Презентация создана с цель обеспечения наглядности изученного материала. На слайдах размещены загадки и картинки-отгадки на соответствующую тему. Кроме того содержится сетка кроссворда. Урок можно про...

урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических телТип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные:  продолжить формирование представлений о ст...

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс...

Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...

Презентация к уроку химии в 8 классе " Агрегатные состояния вещества" ( учебник О.С.Габриелян, М,Просвещение, 2020)

Презентация знакомит учащихся с особенностями агрегатных состояний веществ и их взаимными переходами, вводится понятие"физические явления"...