Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».
план-конспект урока по физике (7 класс)

Краткая аннотация.

Класс: 7

Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".

Тип урока : изучение новой темы

Цели урока: сформировать знания о трёх состояниях веществ и их различии в молекулярном строении; формирование необходимой объективности изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_uroka_po_fizike.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике по ФГОС на тему «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

Ф.И.О учителя: Елисеенкова Наталья Георгиевна

Место работы: МБОУ Самолюбовская ОШ

Предмет: физика

Класс: 7

Автор УМК: Пёрышкин А.В.

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Тип урока: изучение новой темы

Цели урока: сформировать знания о трёх состояниях веществ и их различии в молекулярном строении; формирование объективной необходимости изучения нового материала.

Задачи урока:

образовательные: сформировать представлениие о различиях в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

развивающие: создать условия для формирования самостоятельной работы с учебником, с оборудованием; умений сравнивать, анализировать и обобщать; формировать исследовательскую компетентность; формировать коммуникативную и проблемную компетенции через организацию работы в группах.

воспитательные: воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; способствовать привитию навыков умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.

Планируемый результат:

личностные результаты:

формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

предметные результаты: формирование представлений о различиях в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний;

метапредметные результаты: развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: учебник, лабораторное или демонстрационное оборудование

Межпредметные связи: математика, география

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Оргмомент

(2мин). Здравствуйте ребята. По ва-

шим лицам вижу, что сегодня

настроение у вас хорошее.

Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше

настроение осталось таким

же, а может быть, стало еще лучше.

Организация внимания

Приветствие учащихся.

Ответ на приветствие учителя.

Взаимодействие с учителем.  

Умение настраиваться на занятие.

2.Мотивация(2мин) «Голодному надо давать не

рыбу, а …». А что же? Ко-

нечно, удочку. Чтобы он сам

смог себя

накормить. И мы с вами будем сегодня добывать

знания, чтобы вы лучше учи-

лись и знания ваши были бы

прочными.

Эпиграф нашего сегодняшне-

го занятия;

«Особенностью живого ума

является то, что ему нужно

лишь немного увидеть и

услышать для того, чтобы он

мог долго размышлять и многое понять» Дж.Бруно (ученый, философ, поэт.)

Обеспечить мотивацию.

Постановка проблемного вопроса

Выделение су-

щественной ин-

формации из слов учителя.

Слушают учителя.

Целеполагание.

3.Актуализация знаний(4мин)Нас окружают различные тела. Любые тела состоят из различных …..

Какое вещество вы видите

на слайде2? (Ответ: Вода)

Когда вода замерзает обра-

зуется… (лед,снег, иней)

(слайд 3)

Лед,снег, иней - какое это

состояние воды? (твердое)

Назовите имя девочки ко-

рень имени которой

снег(снегурочка) и эта девочка приходит на Новый год с Дедом Морозом?

Какое произведение написано про эту девочку? Как оно называется? И кто автор?(слайд)

Что случилось со снегурочкой в конце сказки?

-Она растаяла и превратилась в водяной пар. А затем

в облако.(слайд)

В атмосфере вода содер-

жится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара

становится много, в атмо-

сфере образуются облака.

(слайд 4)

В каких состояниях может

находиться вода? (твердое,

жидкое, газообраз-

ное)Сколько таких

состояний …. Попробуй-

те,сформулировать первую

часть темы урока…

“Агрегатные  состояния вещества”.

-Что вы можете сказать о молекулах, из которых они

состоят -В чем вы видите различие

данных веществ?

Дети предполагают и пытаются сформулировать вторую часть темы урока…..

-И какие б цели вы поставите

перед собой на сегодняшний урок.

Актулизация субъектного опыта

Задаёт вопросы.

Ответы на вопросы. Выдвигают предположения о теме урока. Ставят цели урока.

Взаимодействуют с учителем. Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

4.Изучение нового материала(25мин) В природе вещества

встречаются в трех состояниях: твердом, жид-

ком,газообразном(лед, во-

да.водяной пар). Такое со-

стояние веществ называется агрегатным. Многие

из них мы привыкли ви-

деть только в каком-либо

одном состоянии. Например железо – в твердом, бензин – в жидком,

пар –в газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами

обладают вещества в раз-

личных агрегатных состояниях, а также объясним

эти свойства. Для этого в

парах проведем исследо-

вательские работы.

Исследовательская работа

Задание группе № 1 Исследует свойства твердого

тела.

Цель исследования: изучить свойства твердоготела.

Оборудование: деревян-

ный брусок, металличе-

ский цилиндр

1. Измените форму

бруска, цилиндра (попробуйте согнуть)

2. Измените объем

бруска, цилиндра (попробуйте сжать, растянуть)

3. Сделайте вывод и

запишите его в тетрадь.

Твердые тела ….(имеют,

не имеют) собственную

форму, ….. (сохраняют, не

сохраняют) постоянный

объем.

Задание группе № 2: Исследует свойства жидкостей

Цель исследования: изучить свойства жидкости.

Оборудование: сосуды

разной формы: стакан,

колба, мензурка подкрашенная вода, шприц.

1.Налейте в первый сосуд

100 мл подкрашенной воды, затем поочередно пе-

релейте ее в другие сосу-

ды.

2. Наберите в шприц не-

большое количество жидкости, заткните пальцем

отверстие шприца и по-

пробуйте сжать воду.

3. Сделайте вывод и за-

пишите его в тетрадь. 3. Сделайте вывод и за-

пишите его в тетради.

Газы … (имеют, не имеют) собственной формы,…(сохраняют, не сохраняют) постоянного объема.

Учитель. Заканчивайте

исследование и ознакомь-

те всех с выводами.

Как мы видим, свойства

тел, находящихся в разных агрегатных состояниях, разные.

Как вы думаете, чем это объясняется?

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору.

Учитель даёт учащимся задания выполнить в парах физический эксперимент

Формирование

исследователь-

ских действий,

исследователь-

ской культуры,

умения наблю-

дать, делать вы-

воды.

Умение строить

речевое выска-

зывани

Анализ содер-

жания парагра-

фа.Поиск и выделение информа-

ции.

Установление

причинно-

следственных

связей.

Осознанное и

произвольное

построение ре-

чевого высказы-

вания в устной и

письменной

форме Выполня-

ют эксперимент. Объясняют наблюдае-  

мые явления во

фронтальной бесе-

де.

Участвуют в обсуждении содержания материала. В парах по два

человека объ-

единяют усилия

на решение по-

ставленной экс-

периментальной

Согласования

усилий по ре-

шению учеб-

ной задачи,

договаривать-

ся и прихо-

дить к общему

мнению в

совместной

деятельности,

учитывать

мнения дру-

гих.

Умение слу-

шать и всту-

пать в диалог.

Умение стро-

ить продук-

тивное взаи-

модействие и

сотрудниче-

ство со

сверстниками

и взрослыми.

Чтение.

Письмо

Умение выра-

жать свои

мысли в соот-

ветствии с условиями коммуникации.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль и

взаимоконтроль

выполнения за-

дания в парах, в

группах

Умение слуша

ть в соответ-

ствие с целе-

вой установ-

кой. Планиро-

вать свои дей-

ствия. Коррек-

тировать свои

действия.

5. Закрепление изученного материала(3мин) Задания на проверку по-

нимания изученного материала. 1.Что общего в

свойствах твердого и

жидкого тела?

2.Что общего в свойствах

жидкостей и газов?

3. В каком состоянии

твёрдом или жидком при-

тяжение между молекула-

ми воды больше?

4.В бутылке находится

вода объемом 1 л. Ее пе-

реливают в колбу вмести-

мостью 2л. Изменится ли

объем воды?

Обеспечить в ходе закрепления повышение уовня осмысления изученного материала, глубины понимания

Задаёт вопросы.

Слушает и проверяет правильность

ответов на вопросы.

Ответы на

вопросы .

Выделение суще

ственной ин-

формации.

Логические умо-

заключения.

Осознанное и

произвольное

построение ре-

чевого высказы-

вания в устной

форме.

Умение фор-

мулировать

собственное

мнение и по-

зицию, умение

использовать

речь для регу-

лирования

своего дей-

ствия

Умение стро-

ить продук-

тивное взаи-

модействие и

сотрудниче-

ство со

сверстниками

и взрослыми.

Умение слу-

шать. Уточне-

ние и допол-

нение выска-

зываний обу-

чающихся.

Осуществле-

ние само-

контроля и

взаимо-

контроля.

6. Контроль на этапе окончания учебной темы(5мин). Тест.

Вариант 1.

1. Какие из указанных

свойств принадлежат газам?

А. Имеют собственную форму.

Б. Сохраняют объём.

В. Не имеют собственной фор-

мы и постоянного объёма.

1Как расположены молекулы

газа? А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не

притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие

расстояния.

В. Расположены в определенном порядке.

1.В каком состоянии может

находиться ртуть?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газо-

образном.

В. Только в твердом.

1.Можно ли открытый со-суд заполнить газом на 40% его вместимости?

А. Да, можно.

Б. Нет, нельзя.

В. Определенного ответа нет.

1.Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли

при этом сами молекулы воды?

А. Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

В. Определенного ответа нет.

Тест. Вариант 2.

1.Какие из указанных свойств

принадлежат жидкостям?

А. Имеют собственную форму

и объем.

Б. Легко меняют форму, но сохраняют объем.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объёма.

1.Как расположены молекулы

в твердых телах?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие

расстояния.

В. Расположены в определенном (строгом) порядке.

1.В каком состоянии может

находиться чугун?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газо-

образном.

В. Только в твердом.

1.В бутылке находится во-да объемом 0,2 л. Её пере-ливают

в колбу вместимостью 0,5 литра. Изменится ли объем воды?

А. Не изменится.

Б. Увеличится.

В. Уменьшится.

1.В помещениях, где пользуются медицинским эфиром,

обычно сильно им пахнет. В

каком состоянии находится

эфир в помещении?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газо-

образном.

В. Только в газообразном.

Контроль.

Дача заданий и проверка

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Взаимодействие

с учителем.

Письмо.

Умение выра-

жать свои

мысли в соот

ветствии с

условиями

коммуника-

ции.своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату Умение

настраиваться

на выполнение

заданий.

Оценка.

7.Рефлексия(2мин). Устно закончите

предложение по цепочке

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Проводит рефлексию

Рефлексиру-

ют.

Умение делать

выводы.

Рефлексия спо-

собов и условий

действий

Взаимодействие

с учителем.

Умение фор-

мулировать

собственное

мнение.

Саморегуляция

эмоциональных

и функциональ-

ных состояний.

8.Домашнее задание и подведение итогов занятия(2мин).

Домашнее задание:§§11-12,написать сочинение по

 теме «Молекулы и вещества»

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способоввыполнения домашнего задания Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Формулировка домашнего

задания, инструктаж по его выполнению

Слушание

учителя и запись домашнего задания в тетради.

Взаимодействие с учителем Слушание

Учителя. Подведение итогов самими учащимися.

Развитие регу-

ляции учебной

деятельности.

Регуляция

учебной дея-

тельности.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....

«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей, твердых тел», 7 класс

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.  Вид урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщен...

"Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов."

Урок по физике,  7 класс. А.В. Пёрышкин "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов." К уроку использую презентацию  по програме Мимио "Три состо...

Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....

Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...

Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Урок физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" знакомит учащихся с основными свойствами и различиями трех основных а...

Технологическая карта урока "Повторение темы "Изменение агрегатных состояний вещества""

Технологическая карта и план-конспетк урока "Повторение темы "Изменение агрегатных состояний вещества"" 8 класс...