Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Соболева Алла Ивановна

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tri_sostoyaniya_veshchestva.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельный подход

ФИО

Соболева Алла Ивановна

Класс        

Тема урока

«Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов».

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Методы обучения

Интерактивный.

Средства обучения

(УМК)

Физика 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.
А.В. Пёрышкин, мультимедийный проектор, презентация, экран, набор твердых тел из разных веществ (металл, древесина, и т.д.), сосуд с водой, мензурка, 2 сосуда разной форы, шприцы медицинские, воздушный шарик. Тест, карточки с заданиями для исследовательской работы, кластер.

Цель урока

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

Задачи урока

1. Познакомить с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного;

2. Научить объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения.

3. Продолжить формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

4. Развивать у учащихся чувство взаимопонимания и взаимопомощи
в процессе совместного выполнения исследовательской работы.

Планируемые результаты

Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы через эксперименты; научиться проводить сравнения трех агрегатных состояний вещества (анализировать, делать выводы); самостоятельно проводить опыты с приборами и оборудованием кабинета физики.

Метапредметные: наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал; умение работать с источниками информации, анализировать и оценивать информацию; умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения при коррекции ответов и дальнейшем контроле.

Предметные: знание свойств трех агрегатных состояний вещества; умение объяснять свойства различных агрегатных состояний на основе представлений о молекулярном строении вещества; сравнение физических свойств и связей, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; знание и соблюдаение правила работы в кабинете физики.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, УУД

Прогнозируемый результат

1. Организационный момент.

Активация учащихся.

Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создание эмоционального настроения.

2.

Проверка домашнего задания.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Организует тестирование. Объясняет порядок оценивания учащихся. После проверки корректирует ответы учащихся.

Вспоминают знания, полученные на предыдущих уроках. Сравнивает ответы одноклассников со своими  знаниями, корректирует их с учетом замечаний учителя.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и делать выбор.

Знает, что все вещества состоят из атомов и молекул; молекулы вещества находятся в непрерывном движении, взаимодействуют силами притяжения и отталкивания.

3.

Мотивация учебной деятельности уча-ся Постановка цели и задач урока.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проводит демонстрацию и задает вопросы, подводящие к изучению нового материала.

Помогает в постановке целей урока, составляют плана достижения данной цели.

Наблюдают и отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей; планировать пути достижения цели.

Выражают готовность слушать, участвовать в определение цели и плана урока.

4.

Содержательно операционный.

Организовать осмысленное восприятие новой информации путем проведения исследований.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Организует работу по изучению нового материала; проводит демонстрацию; контролирует исследовательскую деятельность учащихся; привлекает учащихся к фиксации результатов исследовательской деятельности.

Работают в малых группах, проводят эксперименты под руководством учителя; в группах по 5-6 человек самостоятельная работа с текстом учебника и сказки. Учащиеся заносят результаты исследовательской деятельности в таблицу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Организовывать учебное взаимодействие в группе; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. 

Познавательные: проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя; объяснять явления, связи, выявленные в ходе исследования; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
Личностные:
 осознание своих возможностей.

Правильно выполняют задания.

Знают и умеют объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе их внутреннего строения.

5.

Физкультминутка

Организует ее проведение.

Выполняют упражнения.

Создание условий эмоциональной разгрузки.

6. Рефлексия.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Предлагает учащихся проанализировать ход урока.

Вместе с учителем  анализируют ход урока. Делают выводы, оценивают свою деятельность.

Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Получают моральное удовлетворение от урока. Пытаются оценить свою работу на уроке.

7.

Оценка эксперта.

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Оценить работу учеников во время урока.

Получают оценки.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание.

Правильно делают выводы, оценивают свою работу.

8.

Коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и устранение их.

Научить учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения товарищей по исправлению ошибок.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.

Умение сравнивать разные точки зрения при коррекции ответов.

9.

Информация о домашнем задании.

Организовать запись домашнего задания.

Озвучивает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Понимают, как выполнять задание.

Содержание педагогического взаимодействия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

(1 мин)

Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Вы будите учиться выполнять исследование и его анализировать.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания

(6 мин)

Перед тем как проводить эксперименты, каждый исследователь должен обладать особыми знаниями. Давайте проверим, обладаете ли вы  знаниями о строении вещества. (Приложение 1)

Проверка ваших знаний пройдет в виде  тестирование. После вы поменяетесь своими листами ответов и оцените работу своего одноклассника.

Критерий выставления оценки: 0 ошибок – оценка 5; 1 ошибка – оценка 4;  2 ошибки – оценка 3;

3-5 ошибок – оценка 2.

Учитель выявляет ошибки и вместе с учениками корректирует их.

Выполняют тестовую работу. Проводят проверку работы одноклассника.

3. Мотивация учебной деятельности уч-ся.

Постановка цели и задач урока.

(5 мин)

Теперь ребята посмотрите на демонстрационный стол и скажите, что вы на нем видите.

Лед, вода и пар - это одно и тоже вещество?

Что вы можете сказать о молекулах, из которых они состоят?”.

В чем вы видите различие данного вещества?

Запишите в тетрадь тему нашего урока: “Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов”.

Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать словами: “Я должен узнать ....” 

После того как все высказываются, подводим итог.

Ответы:

Лед, вода и пар.

Да.

Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

Учащиеся пытаются ответить на вопрос.

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. 

Я должен узнать: физические свойства трех состояний вещества;

в чем состоит различия одного и того же вещества, но в разных состояниях.

4.

Содержательно-операционный

(24 мин)

В природе вещества встречаются в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (лед, вода, водяной пар) Такое состояние вещества называется агрегатным Многие из них мы привыкли видеть только в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, бензин – в жидком, кислород – в газообразном.

Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства. Данные исследований необходимо занести в граф. (Приложения 2).

Сейчас я попрошу вас развернуться друг к другу, и, используя то оборудование, что стоит на ваших столах, выполнить предложенное вам задание. Удачи вам!

Задание 1: «Исследование свойств твердых тел». Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металл, древесина).

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: Имеют ли твердые тела свою форму? Сохраняют ли они свой объём?

Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?

Запишите в граф свойства твердых тел.

В обычных условиях трудно сжать или растянуть твердое тело, но на фабриках и заводах применяют специальные станки для придания твердым телам нужной формы и объема.

Задание 2: «Исследование свойств жидкостей». Оборудование: сосуд с водой мензурка, 2 сосуда разной формы, медицинский шприц.

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?

2.Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?

4.Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Запишите в граф свойства жидкостей.

В отличие от твердых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. Но изменяя форму, жидкость сохраняет свой объем. В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму – форму шарика. Такие шарообразные капельки воды можно видеть при выпадении росы или после дождя. На свойстве жидкости легко изменять свою форму, основано изготовление предметов из расплавленного стекла.

Демонстрация «свойства газов» проводится учителем, во время демонстрации учитель задает вопросы.

1.Надуем шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?

2.Сожмем шарик рукой (изменим его форму). Сохранилась ли его форма?

3.Развяжем нить. Сохранился ли объём воздуха в шаре?

Многие газы прозрачны и бесцветны, поэтому мы их не видим. Мы не видим, например, воздух, который заполнил наш кабинет. Нельзя воздухом заполнить половину помещения.

Предлагаю вам исследовать, можно ли сжать воздух.

Задание 3: «Исследование сжатия газов». Оборудование: медицинский шприц. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать.

Легко ли сжать газ?

Что вы можете сказать про физические свойства газов?

Запишите в граф свойства газов.

Опыты и примеры показали нам, какие свойства имеют твердые тела, жидкости и газы, а знания о строении вещества помогут объяснить эти свойства. Вы уже сказали, что молекулы одного и того же вещества, но в разных агрегатных состояниях не отличаются друг от друга. Следовательно, рассмотренные три состояния различаются не молекулами, а тем, как молекулы расположены, движутся и взаимодействуют.

Ребята, сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы (по 5-6 человек). Каждая группа получает задание. С помощью учебника на стр.28-29 попробуйте описать расположение, движение и взаимодействие молекул в своем веществе.

1-я группа – твердое тело; 2-я группа - жидкости; 3-я группа – газы. (Приложение 3,4). Результаты поисковой деятельности занести в таблицу.

Агрегатное состояние вещества

Твердое тело

жидкость

газ

Расстояние между частицами

Расположение и движение частиц

Силы межмолекулярного взаимодействия

Учитель, иллюстрируя сообщения учащихся, демонстрирует компьютерные модели строения вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях: расположение, характер движения и взаимодействия молекул.

Слушают учителя

.

Проводят исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Представляют результаты исследования:  твердые тела сохраняет собственный объем и собственную форму

Записывают в граф физические свойства твердого тела.

Слушают учителя.

Проводят исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Представляют результаты исследования: жидкости  сохраняют свой объем, плохо сжимаются, легко меняют свою форму, обладают свойством текучести.  

Записывают в граф физические свойства жидкостей.

Слушают учителя.

Наблюдают за демонстрацией учителя.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют.

Слушают учителя.

Проводят исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Представляют результаты исследования:  газы не имеют постоянного объема, легко сжимаются. Не имеют собственного объема.

Записывают в граф физические свойства газов

Слушают учителя.

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют. Заносят результаты поисковой деятельности в таблицу. Молекулярное строение твердых тел.

1. Находятся очень близко друг к другу. 2. Образуют кристаллическую решетку, колеблются около положений равновесия. 3. Действуют силы притяжения и отталкивания (очень сильные). 

Молекулярное строение жидкостей. 1. Расстояние между частицами меньше размеров молекул. 2. Колеблются около положений равновесия, перескакивая из одного положения равновесия в другое.  3.Действуют силы притяжения и отталкивания (сильные). 

Молекулярное строение газов. 1. Расстояние между частицами много больше размеров молекул. 2. Движутся хаотически. 3. Силы межмолекулярного взаимодействия пренебрежительно малы (слабые).

5.

Физкультминутка.

(1 мин)

Представьте, что вы молекулы твердого тела.

Прыгаем на месте.

Вещество нагревается. Вещество охлаждается.

Учащиеся прыгают на месте в быстром темпе; затем в медленном темпе.

6.

Рефлексия

(3 мин)

Что было изучено сегодня на уроке?  Что вам интересного запомнилось на уроке? На какие вопросы вы не получили ответа? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (Приложение 5).

Вместе с учителем  анализируют ход прошедшего урока. Выставляют себе оценку за урок в лист самоконтроля.

7.

Оценка эксперта.

(2 мин)

Оценить работу учеников во время занятий.

Получают оценки.

8.

Коррекция

(2 мин)

1. Измениться ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 2 л в сосуд вместимостью 4 л.

2. В мензурке находится вода объемом 100 см³. Её переливаются в стакан вместимостью 200 см³. Измениться ли объем воды?

1.Измениться. Газы полностью заполняют предоставленный им объем. Причина в свободном движении молекул и слабом их притяжении.

2. Нет, объем жидкости не измениться. Взаимодействие между молекулами велико, следовательно они не способны “отрываться” друг от друга.

9.

Информа ция о домаш. задании

(1 мин)

Перышкин А.В. “Физика. 7 класс”, § 10,11., ответить устно на вопросы в конце параграфа. Составить 2 вопроса по данной теме.

Записывают домашнее задание.

Список литературы:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. М.:, Дрофа, 2006: ил.
  2. Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.- 224 с. - (Мастерская учителя физики)
  3. Большая книга экспериментов для школьников. Под редакцией Антонеллы Мейяни; Пер. сит. И.Э. Мотылевой.- М.: ООО “Росмэн-Издат”, 2001.
  4. А.В.Дюндин, Е.В.Кислякова. Физика. Поурочные методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, из-во «Просвещение». – М.:Просвещение, 2012. – 176 с.; ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей, твердых тел», 7 класс

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.  Вид урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщен...

"Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов."

Урок по физике,  7 класс. А.В. Пёрышкин "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов." К уроку использую презентацию  по програме Мимио "Три состо...

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов...

Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....

Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Урок физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" знакомит учащихся с основными свойствами и различиями трех основных а...

Разработка урока "Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку....

Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...