Разработка урока "Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Соколовская Алла Васильевна

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx2.08 МБ
Microsoft Office document icon tehnol_karta_otkr_uroka.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов Проведен октябрь 2017 г. Учитель Соколовская А. В. ГБОУ Школа № 950 г. Москва

Слайд 2

«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри.» Философ Н. Бердяев (1874-1948)

Слайд 3

Агрегатные состояния вещества Какое вещество в природе встречается сразу в трех агрегатных состояниях ?

Слайд 4

В различных агрегатных состояниях свойства у тел разные

Слайд 5

1. Как расположены частицы? Есть ли порядок в их расположении? 2. Расстояние между частицами? 3. Хорошо ли сжимаются? 4. Сохраняют ли объём? 5. Сохраняют ли форму? 6. Хорошо ли перемешиваются с другими веществами?

Слайд 6

В чем же причина различия в свойствах веществ в различных агрегатных состояниях?

Слайд 7

Тема урока: Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Слайд 8

Мы не видим их глазами, Но из них все состоит. Не потрогать их руками, Мелкий атом в них бежит. . Разбегутся, развернутся, друг от друга оттолкнутся, А потом давай опять В догонялочку играть.

Слайд 9

Кристалл сахара

Слайд 12

Давайте заполним таблицу Подсказки: Кристаллическое; беспорядочное; подвижными слоями с перескоками; велико; плохая мало; хорошая; достаточно велико Как располагаются молекулы Силы притяжения Расстояние между молекулами Сжимаемость Твердое тело Жидкость Газ



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики по ФГОС

2016 год

Учебный предмет: физика

Класс:   7  класс

УМК:     «Физика»  Автор: А.В.Перышкин

Оборудование: мультимедийный проектор, макет кристаллической решетки, мензурка и стакан с водой

Тема урока:  «Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».

Тип урока: урок  закрепления и «открытия» новых знаний

Цель урока

Содержательная: рассмотрение вопросов строения вещества и различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов , формирование объективной необходимости изучения нового материала;

Деятельностная: формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение участвовать в игровых ситуациях).

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Планируемый

результат

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств  для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология

Литература

Философия

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2014.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – Организационный

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Приветствие учащихся

                 2 мин

_

_

Приветствие учителя.

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

Принятие сигнала к началу учебной деятельности

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2 этап – Актуализация знаний.

Цель: Включение в учебную деятельность, осознание потребности к новым знаниям

Обращает внимание учащихся на то,  что на предыдущем уроке, они ознакомились со свойствами твердых тел, жидкостей и газов. Демонстрирует второй слайд.

Демонстрирует третий слайд.

Задает вопрос, от чего зависит агрегатное состояние воды.

   Предлагает учащимся определить, в каких температурных границах существует жизнь на Земле.

    Обращает внимание, что «привычное»  нам агрегатное состояние тел в других температурных условиях может быть иным.

               3 мин

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Отвечают на вопрос слайда

Отвечают на вопросы учителя

Отмечают, что температуры на планете находятся в рамках от -60 до +60 градусов.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

3 этап – Проверка усвоенных на предыдущем уроке знаний.

Цель:  научить работать совместно

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Открывает четвертый слайд.

Это вопросы домашнего задания. Разделяет класс по рядам на «твердые», «жидкие» и «газообразные» тела. Одному отвечающему из каждого ряда выдает соответственно: шоколадку, сок и воздушный шарик и предлагает ответить на вопросы слайда 5 с условием, что ему будут помогать все ребята из его ряда.

              3  мин

   Оценивает ответы учащихся. Комментирует и поправляет ответы.

               7 мин

Интерактивная работа в группах.

Отвечают на вопросы.

Систематизируют и дифференцируют  полученные знания.

Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.

Выступают с сообщением от группы.

Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению.

Высказывают мнения в порядке очередности

Контролировать  время, предоставленное для работы.

Корректировать ошибки, восполнять пробелы.

4 этап – Подведение к проблеме, объявление темы урока

Цель: Подытожить сказанное учащимися, подготовить к получению новых знаний. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Демонстрирует кристаллическую решетку твердых тел; плохую сжимаемость воды (полная бутылка с водой) и хорошую сжимаемость газа (большой шприц), опыт с погружением пустой мензурки с бумажной салфеткой внутри нее в воду.

Создает проблемную ситуацию, слайд 6

                   4 мин

Объявляет, что будет темой урока

                      2 мин.

Слушают учителя, систематизируют материал

Выдвигают различные гипотезы, приходят к выводу, что основная причина в различном расположении молекул.

Дети записывают тему урока из учебника.

Обобщение полученной информации Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления.

Самостоятельное обобщение полученной информации

Взаимодействие с учителем  на уровне логических вопросов по теме.

Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников

Осознанно воспринимать информацию на основе изученной темы.

Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием

Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать

5 этап – Усвоение новых знаний

Цель: Актуализировать знания в литературной форме и получить новые знания

Учитель предлагает вспомнить, что учащиеся знают о молекулах слайд 7

                    5 мин

Учитель рассказывает о расположении молекул в твердых телах, жидкостях и газах слайд 8  

                     4 мин

Учитель предлагает заполнить таблицу слайд 9

             

                    6 мин

Трое учащихся читают по частям стишок о молекуле и объясняют, какая «физика» скрыта в строчках

Слушают учителя

Оформляют в рабочих тетрадях таблицу и предлагают ответы для заполнения

Получают новые знания, знакомятся с новой физической терминологией.

.Умеют выражать свои мысли, используя терминологию физики.

Умеют внимательно слушать

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению

.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Анализ, дифференциация, сопоставление информации

6 этап – Итоги урока

Цель: Закрепить и применить полученные знания в игровой форме

Демонстрирует слайд 10

Предлагает ученикам выйти и изобразить молекулы сообразно этапу 3 (по рядам)

                    6 мин

Заняты изображением молекул.

.

Уметь быть командой

7 этап – Рефлексия учебных действий, информация о домашнем задании

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Спрашивает, что было трудным, непонятным?

Понравился ли урок?

                 

Задает домашнее задание.

               2 мин

Отвечают на вопросы учителя, зрительное ознакомление с содержанием домашнего.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. Определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Строение твердых тел, жидкостей и газов"

урок-исследование по теме "Строение твердых тел, жидкостей и газов"...

"Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов."

Урок по физике,  7 класс. А.В. Пёрышкин "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов." К уроку использую презентацию  по програме Мимио "Три состо...

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов...

Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"

Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"...

Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Урок физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" знакомит учащихся с основными свойствами и различиями трех основных а...