ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по физике на тему

Сазонова Тамара Николаевна

"Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот про­цесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ре­сурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду". Огромную помощь может оказать в рамках программы регионального  компонента базисного учебного плана курса «Основы проектной деятельности» для учеников 5-6 классов с учебным модулем «Способы проектной деятельности» и курс внеурочной деятельности «Я - исследователь» 2-4 класс. Предлагаемый модуль на наш взгляд действительно поможет учащимся получить неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модульных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации в частности на уроках физики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

СазоноваТ.Н.

Самарская обл.,

ГБОУ СОШ №4

 п.г.т. Алексеевка г.о Кинеля

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные требования к обучению диктуют необходимость создания учащимся благоприятных условий для всестороннего развития личности, способной ориентироваться в современном обществе. Это приводит к перестройке содержания общего полного среднего образования.

Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду" Современный ребенок в обычной базовой школе, на наш взгляд, не имеет такой благоприятной среды, обеспечивающей ему условия всестороннего развития.

Но для решения данной проблемы огромную помощь может оказать в рамках программы регионального  компонента базисного учебного плана курса «Основы проектной деятельности» для учеников 5-6 классов с учебным модулем «Способы проектной деятельности» и курс внеурочной деятельности «Я - исследователь» 2-4 класс. Предлагаемый модуль на наш взгляд действительно поможет учащимся получить неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модульных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации в частности на уроках физики.

Что касается возрастных особенностей, то младшие школьники остаются еще "почемучками", а младшие подростки отличаются своей любознательностью. Важно не упустить эти моменты в развитии ребенка. Поэтому в своей работе я стараюсь проявлять дальновидность и помочь стимулировать любознательность детей, чтобы приобрести преданных почитателей физики, будущих ее "знатоков", активных своих помощников. Поэтому для того, чтобы работа была действительно продуктивной, необходимо, чтобы занятия по физике с учащимися II-VI классов носили систематический характер.

Возникший интерес детей к чему-либо необходимо развивать и поддерживать, иначе информация пройдет бесследно. "Как все психические свойства личности интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес" [Выражаясь словами Л С Выготского: "... знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание". Таким образом, мы приходим к тому, что подготовку детей II - VI классов к физике необходимо осуществлять через собственный опыт ученика, который определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.

Проведенный мною анализ программы и информационных материалов показал, что хотя в них и заложены потенциальные возможности  высокого уровня самостоятельности учащихся на всех этапах выполнения, остается невыясненным методика и технология проведения этих занятий; их формы и методы.

Б.Т. Лихачев подчеркивает, Что «…Только участвуя практически и систематически в многообразной, обязательной деятельности, рождающей многообразие отношений, ребенок способен ощутить в себе и зафиксировать влечение, развить в себе стремление к той или иной деятельности». Предоставленные информационные материалы  действительно реально выполнимы и соответствуют возрастным особенностям учащихся, но, на мой взгляд, необходимо включать в содержание занятий темы, которые  наиболее сложные (трудные в усвоении) для учащихся  в 7 и 8 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс

   Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности»     составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс          ...