Урок по теме "Расчет пути и времени движения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Короткова Елена Александровна

Урок по физике в 7 классе по решению задач на расчет пути и времени движения. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon raschet_puti_i_vremeni_dvizheniya.zip1.06 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Борковская основная общеобразовательная школа

Открытый урок по физике в 7 классе

ТЕМА: РАСЧЕТ ПУТИ  И ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ

     

                       

 Учитель: Короткова Елена Александровна

п. Борок, 2014

Тема: Расчет пути и времени движения.

Цели урока:

  • выработать умение рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме;
  • развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету;

       - воспитательная цель урока - овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; создать условия  для развития навыков общения и совместной деятельности.

                    - развитие межпредметных связей, использование знаний учащихся из курса

математики при решении задач на движение.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Презентация)  (Слайд № 1)

  • Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
  • Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним, как применить наши знания. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.

  1. Проверка знаний учащихся. (Слайд № 2)

- Ответим на вопросы.

  • Какое движение называется механическим?
  • Какие виды  механического движения вам известны?
  • Какое движение называют равномерным?
  • Какое движение называют неравномерным?

 Звучит музыка «Голубой вагон».

Вы все не один раз слышали эту песенку.

О чем  в ней поется?

В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).

А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).

(Слайд № 3)

  1. Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
  2. Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
  3. Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
  4. Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).

 (Слайд № 4)

  1. Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
  2. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с>5м/с. Заяц.)
  3. Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?  (Скорость - v; путь - s; время-t)

- А сейчас мы выполним тестовую работу по переводу единиц в СИ.

(учащиеся работают за компьютерами) (Слайд № 5) (Слайд № 6)

1

36 км/ч

м/с

2

360 км

м

3

2,5 ч

с

4

80 мм

м

5

6 км/мин

м/с

6

450 см

м

7

7,9 км/с

м/с

1

36 км/ч

10 м/с

2

360 км

360 000м

3

2,5 ч

9 000с

4

80 мм

0,08м

5

6 км/мин

100м/с

6

450 см

4,5м

7

7,9 км/с

7 900м/с

  • Все вы читали сказку «Колобок». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость его увеличивалась. На одну кочку длиной 50 см  колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость? (Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с)

  1. Изучение нового материала.

  • Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
  • А как вы думаете пригодятся ли на знания полученные сегодня на уроке? (Ответ: Можно на практике рассчитывать путь и время; будем изучать механику в 9 и 10 классах, при дальнейшем обучении в ВУЗах)
  • Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.

(Слайд № 8)

  • На стр. 37 учебника  найдите в таблице 1. место, где указана скорость конькобежца. (13 м/с)
  • Что обозначает это число вместе с наименованием? (за 1 с конькобежец проходит расстояние 13 м)
  • А какой путь пройдет конькобежец за 1 минуту? (1 мин = 60 с, следовательно, он пройдет путь в 60 раз больше, т.е. 13 * 60 = 780м)
  • Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:
  • Дано:                               СИ             Решение:

                               v =13 м/с      

                                                                                    s=vt             

                               t = 1 мин.              60 с                 s= 13м/с * 60с =780 м

                               s - ?

                Ответ: 780 м.

  • Ребята, а какие единицы измерения для пройденного пути вы знаете? (м, см, мм, дм, км).
  • А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой «+».
  • Проверим достоверность вашего решения. (спросить 2 учеников)

Очень хорошо поработали. Продолжим наш урок. (Слайд № 9)

  • Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно что сделать? (путь разделить на скорость движения).
  • Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы). (Слайд № 10)
  • А как же определить характеристики неравномерного движения?
  • При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.
  • Sвесь = vср * tвсё            tвсё = sвесь / vср        

     

  • Запишете в тетрадь.

  1. Решение графических задач. (Слайд № 11)
  • Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
  • Анализ графиков, представленных на слайдах 
  • Учитель показывает на доске решение.

№1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы:

 (Слайд № 12)

S,м                                  1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?  

                                        2) Чему равна скорость движения тела?  

40

30

20

10

        t, с

         2   4   6    8   10    

№2  Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:

v , м/с                                        1) Чему равна скорость движения тела?  

                                                  2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?

         

5

3

2

1

        t , с

         2   4    6   8   10  12

(Слайд № 15)

  1. Закрепление изученного.
  • Мы разные движенья изучали,
    Как скорость, путь и время
                       рассчитать, узнали.
    Теперь попробуем мы знанья
                                    применить
    И задачи интересные решить
    .

(Слайд № 16)

  • Ест он уголь,
    пьет и воду,
    А напьется,
    даст он ходу.
    Что ни говори, силен,
    Хоть дымит порою он,
    Везет обоз на сто колес
    ,
    Это сильный...
  • У доски 1 человек, остальные в тетради.

(Слайд № 17)

  • Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние  он пройдёт за 10 минут?

Дано:                    СИ                     Решение:

 t=10 мин           600 с               s=v * t

                    v= 36 км/ч        10 м/с             s = 10 * 600 (м*с/с=м)=6000м = 6 км

        s -?

                            Ответ: 6 км

               П. №129  - самостоятельно в тетради. (готовое решение на доске с обратной стороны) проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.

                     Дано:                     СИ                         Решение:

                     s =99 км             99000 м                      t = s / v

                     v = 5 м/с                                            t = 99000 м : 5 м/с =

        t - ?                                                       = 19800 с =5,5 ч

                  Ответ: 5,5 ч.

  1. Итог урока.

Выделение главного

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Что представляло наибольшую трудность?
  • Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.
  • А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы слайда «Рефлексия». (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика.)

Рефлексия (Слайд № 18)

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
  1. Что представляло наибольшую трудность?
  1. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие,
    осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
  2. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению
    с другими уроками?

Несколько учеников, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.

  • Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

(Слайд № 19)

8.  Домашнее задание. § 16

Найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.

(Слайд № 20)

  • Вот, закончился урок,
    Знания пошли вам впрок.
    Я хочу совет вам дать:
    Надо физику-то знать,
    Чтоб задачи все решались
    И ответы получались,
    И тогда оценки «пять»
    Будешь на уроках получать.

(Слайд № 21)

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://www.sunhome.ru/cards/17179
  2. http://www.sunhome.ru/cards/17177
  3. http://dn.ucoz.com/load/gif_pro_avto/6
  4. http://files.school-collection.edu.ru

Использованная литература:

  1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004 г..

     2. Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Расчёт пути и времени движения" 7 класс

Выработать умения и навыки учащихся рассчитывать путь, время равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения....

урок "Расчет пути и времени движения"

Цель урока: формирование умений представлять движение графическим способом.Задачи: Развитие познавательных интересов учащихся.Понимание различий между теоретическими и графическими моделями движений.Н...

Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения

Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22  проведения урока....

Урок физики в 7 классе "Расчет пути и времени движения. Решение задач."

Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения. Учить использовать полученные знания в повседневной жизни (связь материала с правила...

Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения".

Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения". Целью данного урока является повторение и закрепление понятия скорости тела....