Программа кружка "Физика в игрушках"
методическая разработка по физике на тему

Шишулина Надежда Владимировна

Кружок  по предназначен для учащихся 6,7,8  классов начавших изучение физики, а также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний по физике. В рамках этого курса рассматриваются некоторые физические явления, проводятся интересные опыты. Учащимся предлагается построить игрушку принципы работы которой основан на данном физическим явлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Яковская средняя общеобразовательная школа

Программа кружка

«Физика в игрушках»

6-7-8 классы

                                   

                                               

                                                   

  Учитель физики:

                                                       Шишулина Н. В.

                                                   стаж работы 32 лет

2013 год

Яковское

Кружок  по предназначен для учащихся 6,7,8  классов начавших изучение физики, а также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний по физике. В рамках этого курса рассматриваются некоторые физические явления, проводятся интересные опыты. Учащимся предлагается построить игрушку принципы работы которой основан на данном физическим явлении.

Курс прошел апробацию в  МБОУ Яковская СОШ

Пояснительная записка.

Разработка данной программы вызвана острой потребностью популяризации физики как учебного предмета среди современной молодежи. В настоящее время во всем мире наблюдается  снижение интереса к физике, как к ключевой науке о природе.

В подобных условиях необходимо изменить устоявшуюся систему спецкурсов, включая в нее варианты более привлекательного, легкого характера, ориентированные на самую широкую детскую  аудиторию.

В предлагаемом варианте программы, начиная с самого первого года изучения физики, и даже с шестого класса, реализуется возможность непрерывного пропедевтического действия на всех без исключения учащихся с целью дальнейшей профориентации в области точных наук.

Основная его идея заключается в соединении достаточно серьезной физики и … игры,  игрушек, занимающих ребенка с самых первых лет его жизни.

Игрушка — это первое, что берет в руки маленький человек, стремясь постичь окружающий его мир. Поэтому она должна быть увлекательной и несложной. С другой стороны, чтобы удивить, нужно быть привлекательнее и интереснее всего окружающего, привычного.

«Соединить» эти два противоречивых начала в одном предмете под силу только серьезному человеку, для которого игрушка — уже не игрушка, а объект достаточно серьезных исследований.

Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых серьезных наук — физику, которая коренным образом изменила быт человека за последние несколько десятков лет.

Чрезвычайно важно, пользуясь школьным курсом физики, попробовать «раскусить» секреты их работы, усовершенствовать или придумать что-нибудь новое.

В силу разных причин человеку некогда задуматься о том, что игрушки устроены и действуют также «по законам физики», следовательно, мы можем не только понять и объяснить принцип действия той или иной игрушки, но и самостоятельно предложить интересные варианты новых игрушек.

Данный курс по выбору ставит перед собой следующие задачи:

  • Доступными средствами заинтересовать учащихся 6-7-8 классов в изучении точных наук в целом и физики в частности;
  • Помочь учащимся в усвоении материала обязательного уровня посредством простых и наглядных демонстраций, не входящих в обязательный перечень программы основного школьного курса;
  • Показать возможности практического приложения знаний и умений обязательной школьной программы по физике в повседневной жизни.
  • Привлечь учащихся младших классов к проведению самостоятельной исследовательской работы по доступным их понимаю темам

Структура курса не совсем  соответствует структуре преподавания предмета "Физика" .

Данный курс не нацелен на усвоение учениками школьного курса физики. Теоретический материал должен излагаться скорее в ознакомительном плане. Ребят больше знакомят с практическим применением физических явлений.  И в тоже время не надо забывать напоминать детям, что более подробно они изучат это на уроках физики. Это вызывает дополнительный интерес учеников к предмету.

Основной метод работы при проведении курса можно сформулировать следующим образом: «демонстрация физического явления  секрет  объяснение  физические основы действиявозможные варианты применения конструирование игрушки».

На занятиях кружка учащиеся активно участвуют в обсуждении принципов действия игрушек. Ведь с самого рождения человек считает себя «специалистом» по игрушкам, что придает занятиям раскованный и увлекательный характер.

ЦЕЛИ программы

  1. Образовательная:

– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • выдвигать гипотезы и строить модели;
  •  на  практике использовать физические знания.

  1. Просветительская:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • расширение кругозора учащихся.

  1. Воспитательная:

– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

  • необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
  •  уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

Основное место занимает  самостоятельная и творческая работа учащихся -  индивидуальная и групповая, рефлексия.

Курс «Физика в игрушках» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с  законами физики.
  • Показать значение физики в окружающем мире.
  • Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях кружка.
  • Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики, показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.

Тематическое планирование кружка  «Физика в игрушках»

№п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Свойства жидкостей

Всего 5 часов

1

Вязкость жидкостей. Преломление света

1

2,3

Изготовление поделки «Аквариум»   «Приложение №1»

2

4,5

Изготовление поделки «Снегопад»   «Приложение №2»

2

Магниты

Всего 7 часов

6

Свойства магнита

1

7,8

Изготовление поделки «Горнолыжник» »   «Приложение №3»

2

9,10

Изготовление поделки «Пчела над цветком» »   «Приложение №4»

2

11,12

Изготовление поделки  «Лягушка – попрыгушка» «Приложение №5»

2

Электрические цепи

Всего 7 часов

13

Батарейки и электрические цепи

1

14

Изготовление патрона  «Приложение №6»

1

15-19

Изготовление поделки «Клоун – жонглер»

« Приложение №7»

4

20

Изготовление поделки «Карманный фонарик» «Приложение №8»

1

Электромагниты

Всего 11

22

Электромагниты и их применение

1

23

Изготовление электромагнита «Приложение №9»

1

24-29

Изготовление поделки « Подъёмный кран»

6

30-33

Работа над проектом  собственной игрушки

3

34

Выставка работ. Подведение итогов

1

Литература:

  1. Блудов А.В  «Беседы по        физике»
  2. Гальперштейн  Л.Я. (перевод с английского) « Игрушки забавные и ужасные», Москва «РОСМЭН» 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

программа кружка "Мягкая игрушка"

Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Она  рассчитана на 1 год обу...

Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка".

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Целью программы является развитие худо...

Программа по "Мягкой игрушке"

Программа по которой работает кружок "Мягкая игрушка"в школе № 300....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»

Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...

Рабочая программа "Традиционная глиняная игрушка".

Занятие программы предполагает использование русских народных игрушек,роспись по ней....

Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка" художественной направленности, предназначена для детей 11-14 лет. Обучаясь по данной программе воспитанники учатся изготавливать мягк...