Рабочая программа "Традиционная глиняная игрушка".
рабочая программа (5 класс) на тему

Брагина Инна Геннадьевна

Занятие программы предполагает использование русских народных игрушек,роспись по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Глиняная игрушка.18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Районный Центр Творчества и Ремесел «Шанс»


Рабочая программа

«Традиционная глиняная игрушка»

                                                                                     Методист: Шкурина Т.М.

2013 г.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы использования народной игрушки как средства социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая система образования характеризуется качественным изменением ценностных ориентаций, осознанием необходимости обращения к личности человека. В этой связи педагогическая наука ставит своей целью развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности. Эта цель может быть достигнута в процессе гуманизации отношений в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, а, следовательно, и новое качество процесса социализации.

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в творческой и в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д.Б. Эльконин). Взяв на себя роль в игре, рисованию  ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецируется на его поведение в социальном взаимодействии с окружающими его людьми. Учеными доказано, что средний и старший дошкольный возраст является оптимальным для усвоения азов социального опыта (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).

Народы России располагают богатейшим арсеналом народных традиций. В своей работе я акцентирую внимание на русской народной игрушке,  в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. В то же время самобытная, уникальная русская народная игрушка, в полной мере востребована дошкольной педагогикой. Приобретенные навыки в росписи, простейшие закономерности в цветоведении, композиции окажутся необходимыми для дальнейшего развития гармоничной личности.

Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей учащихся, расширение общего кругозора ребенка в процессе приобщения его к искусству русской народной игрушки.

                                          Задачи

  1. Ввести дошкольников в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством;
  2. Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений;
  3. Обогащение социальных ролей и социального опыта в игровой деятельности детей с народной игрушкой;
  4. Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка, обогащение его духовного мира и способствовать расширению кругозора.

Особенности построения программы

Занятия программы предполагают использование

– русских народных игрушек

народных и авторских сказок,

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

        

В начале года берутся простые и несложные по росписи русские народные игрушки, во втором полугодии – используются игрушки более сложные.

Для содействия образному восприятию народных игрушек используются русские народные сказки и иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание искусствоведческого рассказа о народной игрушке, времени её изготовления, символике.

2. Рассматривание технологической карты и обсуждение этапов её изготовления, просмотр презентации, фильмов.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: ручной труд, рисование.

Содержание программы

Приобретенные в процессе работы навыки пригодятся детям в дальнейшей учебе. Полученные знания и умения можно применять на уроках изобразительного искусства, географии, истории. Данная программа рассчитана на детей 7-13лет. Занятия проводятся 1 раз в месяц продолжительностью 40мин.

По окончанию обучения дети будут:

-Иметь представление об истоках возникновения и развития народных росписей, игрушках, о мастерах и отличительных особенностях.

-знать законы построения композиции

-знать основы цветоведения

-иметь представление о культурном наследии своей страны

Уметь:

-составлять узор на определенном изделии

-планировать свою работу, терпеливо выполняя каждый этап

-любить страну и ее искусство.

                                             Список литературы:

  1. Аванесова Н.М. О чем поведали куклы // Библиотечное дело. – 2005. – №12. – С. 12-14.
  2. Агеева И. «Малышок-голышок» – кукла редкая // Народное творчество. – 2001. – № 2. – С. 26-31.
  3. Горичева В.С. Кукла. – Ярославль, 1999. – 192с.
  4. Дайн Г. Детский народный календарь. М, 2001.
  5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с.
  6. Завалишко Т.В. Воспитание будущей матери и жены средствами народной культуры // Дополнительное образование. – 2005. – №12. – С. 44 – 46.
  7. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. – М., 1999. – 57 с.
  8. Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской национальной культуры [Текст] / О.Л. Князева,  М.Д. Маханёва. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. – 304 с.
  9. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Корненко; Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с. 
  10. Куликова А. Кукла живая, рукотворная, родная: Этнопедагогика // Народное творчество. – 1998. – №6. – С. 42- 44.
  11. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник [Текст]. – М.: Вече, 1997. – 624 с.
  12. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  13. Осиненко Г. Народное творчество // Столбик против Барби. – 1999. –№ 6.
  14. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики [Текст] / В.А. Николаев. – М.: МПГУ, Орел: ОГУ, 1997. – 134 с.
  15. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. - СПб, 1994.
  16. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1980.
  17. Российский Этнографический музей – детям [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / О.А. Ботякова, Л.К. Зязева,  С.А. Прокофьева. – СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 192 с.
  18. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  19. Соколова Л.В., Воспитание ребёнка в русских традициях [Текст].- М.: Айрис-пресс, 2006._208с.
  20. Шангина И.И. Русские дети и их игры [Текст] / И.И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 296 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина....

Народная глиняная игрушка

ИКТ для урока изобразительного искусства в 5-ом классе...

план урока "Глинянная игрушка"

План-конспект урока ИЗО (5 класс) «Глиняная народная игрушка. Выполнение эскиза игрушки по народным мотивам»...

Открытый урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки"

Урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Л.П. является завершающим в теме "Авторская глиняная игрушка в развитии товрческ...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...

Презентация "Глиняная игрушка" (в рамках познавательного проекта "Мордовская народная игрушка")

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения....