конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка
план-конспект по технологии по теме

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_26.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 26

Народная глиняная игрушка

Тема

Народная игрушка

Раздел программы

Учимся у народных мастеров

Объект труда

Игрушка из пластилина «Коза», «Конь», «Баран», «Олень»

Класс

2 «Б»

Время

40 минут

Оборудование для учителя

Иллюстрации с изображением дымковских игрушек, игрушки вылепленные из пластилина, глина, словарные слова «Дымково, Свистунья», рисунки традиционных  дымковских узоров, схема изготовления изделия

Оборудование для учащихся

Пластилин, стеки, подкладные доски.

Цели

  1. Научить изготавливать игрушку из пластилина по мотивам работ дымковских мастеров, познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с значениями традиционных народных орнаментов.
  2. Развивать мелкую моторику, глазомер, эстетический вкус у младших школьников..
  3. Воспитывать интерес к традициям русского народа, его истории и культуре, воспитывать аккуратность при выполнении работы, ответственность за порученное дело

Ход урока.

  1. Организационный момент

А. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас сегодня в мастерскую народной игрушки.

Б. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы познакомимся с дымковской глиняной игрушкой, узнаем ее историю и научимся лепить похожие игрушки из пластилина.

В. Проверка готовности к уроку

- Для работы на сегодняшнем уроке нам понадобится пластилин, подкладная доска и стеки.

  1. Изучение нового материала

А. Вводная беседа

- Далеко отсюда, на высоком берегу реки Вятки стоит Дымковская слобода. Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название – Дымковская слобода. Жители от мала до велика - все лепили глиняные игрушки на весеннюю ярмарку.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка

В ней удаль и размах…

И злость и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

         Растают навсегда!

         Всю зиму лепились в домах игрушки, их обжигали в печи и расписывали. Фон  у игрушки белый, от того, что лепили их зимой, когда все вокруг белым бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Вот и расписывал их мастер.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны ,как березки.

Кружочки, клеточки, полоски,

Казалось бы – простой узор,

Но отвести не в силах взор!

Действительно, узоры-то не простые, а магические. Круги – это солнце, полосы и волнистые линии – вода, а кленки и ромбы – засеянное зерном поле. Здесь зашифрована простая формула жизни: солнце + вода + земля = жизнь.

1 марта начиналась ярмарка Свистунья или Свистопляска, туда и свози мастера свои игрушки. Как вы думаете, почему ярмарка так называлась? ( потому что там продавались свистульки и на ярмарке стоял шум). Все верно. Но не только свистульки там были, но и игрушки изображающие няньку с младенцем или несколькими детьми, барыню в шляпе, водоноску с коромыслом. А сколько животных – индюки, утки, бараны, козы и кони. Это традиционные глиняные дымковские игрушки. Современные мастера лепят современных персонажей, героев сказок, сценки из жизни.

Б. Анализ образца.

- Посмотрите внимательно на эти изделия. Кого они изображают? (коня, козу, барана, оленя)

- Что общего у изображения этих животных? (ответы детей)

- Действительно, у них похожи туловища и форма головы, отличаются лишь дополнительные детали – рога, хвост, роспись игрушек.

В. План работы на урок.

  1. Разделить брусок белого пластилина на две неравные части (большая – туловище с ногами, маленькая - голова с шеей)
  2. Раскатать обе части в колбаску.
  3. У большой детали сделать надрезы для ног и вылепить 4 ноги
  4. У маленькой детали отогнуть голову.
  5. Прикрепить деталь шеи к туловищу, примазать.
  6. Дополнить животное соответствующими деталями (барану и оленю – рога, козе – рога и бороду, коню гриву и хвост)
  7. Украсить игрушку.

Г. Повторение ПТБ

- Какие инструменты и приспособления нам понадобятся на уроке для работы с пластилином?

- Какие правила нужно соблюдать во время работы? (ответы учащихся)

  1. Самостоятельная работа.

- Учащиеся выполняют работу. Учителем по необходимости проводится индивидуальный инструктаж.

Физпауза.

  1. Подведение итогов урока
  1. Анализ работ, исправление недочетов
  2. Демонстрация изделий, выставление оценок
  3. - Какую игрушку мы сегодня лепили?
  4. - Что это за праздник – Свистунья?
  5. - Что означают эти символы?
  1. Домашнее задание

  1. Уборка рабочего места.

- Дежурные проверяют чистоту парт и подкладных досок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков технологии (обслуживающий труд) 5 класс

Конспекты уроков подробно раскрывают содержание и этапы уроков технологии в 5 классе...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Конспект урока технологии (технический труд) 8 класс "Прорезная ажурная резьба"

Разработка содержит технологическую карту урока, приложения с рисунками для копирования, презентацию....

Конспект урока по ИЗО в 5 классе"Народные промыслы Мордовии"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе...

План-конспект урока технологии "Шерстяная акварель" 8 класс

План-конспект урока технологии "Шерстяная Акварель" 8 класс...