"Система оценивания на уроках физики" по ФГОС
статья по физике (9 класс) на тему

Атаманчук Татьяна Борисовна

В статье дается описание ,как применять систему оценивания на уроках физики с учетом разного уровня учащихся.

Как применять дифферинцированный подход к оцениванию учеников по ФГОС. в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

«Система оценивания учащихся    на уроках  физики»  согласно ФГОС

На основании требования Федерального государственного образовательного  стандарта на уроках физики  используется система оценки образовательных достижений учащихся.

На уроках физики  проводиться комплексный подход к оценке результатов образования и необходимо качественно оценить систему знаний по физике и систему действий по этому предмету.

На уроках можно выделить  следующие опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного  обучения:

это знание формул, законов ,определений, умение применять к решению задач разной сложности ,практическому применению в лабораторных и практических задач, а также

умение   анализировать текст, приводить примеры ,обосновывать   научные факты  и гипотезы ,проводить исследования и работать с проектами .

Для оценивания качества знаний учащихся (УУД) , можно выделить несколько видов контроля : предварительный ,текущий  и итоговый.

В начале учебного года по предмету проводиться предварительный контроль на второй неделе такие виды работ, как  решение  качественных задач по первой теме или даются задания по составлению вопросов по небольшому учебному материалу  и такие работы оцениваются  по обычной шкале ,но выявляются уровни( высокий ,средний или низкий ) готовности к учебной деятельности (оценки ставятся по желанию ,только положительные),особенно это делается  в 7 классах, т.к  эти дети начинают изучать физику.

Текущий контроль проводится по таким видам работ :устный опрос, физические диктанты (проверка формул ,понятий и определений), дидактический карточки, тесты ,контрольные работы по текстам (разноуровневые), творческие работы , выступления с сообщениями и рефератами ,проектные работы, лабораторные   и практические работы и зачеты .

Если вид контроля проходит по рефлексии по новому материалу ,то оценки ставятся по желанию, ученик сам говорит ставить или нет  ему оценку (иногда даже «3» для некоторых оценка является значимой) . Иногда ,чтобы проверить знания у большинства учащихся ,проводится кратковременный контроль и   в этом случае  тоже оценки ставятся по желанию.

Учащимся всегда заранее говорится о виде контроля .На уроке оценивается 3-4 учащихся, но если  урок проводится в виде лекции ,но в таком случае учащиеся не получают оценок, хотя можно или нужно в старших классах  проводить   рефлексию.

При проведении лабораторных и практических работ оценивание происходит  по нескольким параметрам : умение работать с приборами, в группе  и умение составлять отчет (расчеты ,таблицы ,графики и выводы).

За контрольные работы оценка ставится за разные уровни и всегда есть возможность контрольную работу переписать в то время, которое удобно  для ученика и учителя и  тогда ,когда ученик проболел  тоже необходимо контрольную по теме написать (сдать)

Я создаю ситуацию успеха следующим образом, даю шанс всегда исправить любую оценку , и есть ученики которые некоторые темы плохо усвоили(  на примере 8 класса ), а потом проявляют  к следующей теме особый интерес.

Зачеты проводятся по большим темам (8 кл-  электричество ,10 кл.- термодинамика и электродинамика).Особо выделены учащиеся выпускных  классов ,которые   выбрали физику на ЕГЭ, для   этих учеников создана своя система контроля- подготовки к экзамену. В зависимости от класса проводятся тесты ,даются задания и по повторению и по изучаемому материалу и происходит оценивание в виде оценки, баллов ,а иногда просто для ученика слова «ты молодец!» это высшая позвала или наоборот ,можно сказать «сегодня  у тебя плохо выполнено задание» ,тоже является тем сигналом, что нужно повторить ,выучить и отработать.( примеры)

Итоговый контроль :это для выпускников 11 кл  ЕГЭ, для остальных ( для 9 классов если не выбрали ГИА) итоговые контрольные работы за год по всем темам ( но иногда за полугодие т.к повторить программный материла за год нет возможности.)

Учитель физики Атаманчук Татьяна  Борисовна.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 
  • В связи с переходом на ФГОС НОО и ФГОС  ООО второго поколения производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов учащихся 1-9 классов:

Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1-9  классов по трем направлениям:

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);

- - материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности  (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

3.1.6. Для обучащихся 2-9 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 1, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

3.1.7. При выставлении отметок учителям - предметникам руководствоваться нормами оценок, опубликованными в государственных программах по конкретному предмету. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки.

3.1.8. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 3-4 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок-1 оценка на ученика каждый месяц по каждому предмету.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

3.1.9. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, сочинения, изложения, диктанты с грамматическими  заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы выставляются только положительные оценки.

В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.

В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки ЗУН учащимися по предмету.

3.1.10. Обучающие творческие работы учащихся 2-9 кл. оцениваются одной оценкой, контрольное изложение в 2-9 кл. оценивается двойной оценкой.

Оценки за письменные работы выставляются в журнал к следующему уроку

3.1.11. Урок обобщения, зачеты, отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 60% учащихся.

3.1.12. Общешкольный график контрольных мероприятий должен строго соблюдаться.

 

3.2. Промежуточная аттестация. .

  Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов письменных работ и   устных ответов  обучающихся   и   с учетом   их фактических знаний, умений и навыков.

 

3.2.1. Решение о проведении промежуточной аттестации во 2-9 классах принимается Педагогическим советом общеобразовательного учреждения   не позднее, чем за месяц до начала промежуточной аттестации.

3.2.2. На промежуточную аттестацию могут выносится предметы учебного плана: русский язык и математика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, иностранный язык

3.2.3. Промежуточная аттестация учащихся 2-9 классов осуществляется в форме обязательных итоговых контрольных работ или тестовых работ  по предметам или диктанта или тестовых работ  по русскому языку.

3.2.4. К промежуточной аттестации допускаются учащиеся 2 - 9 классов, занимающиеся по общеобразовательным программам, освоившие общеобразовательные программы по всем предметам учебного плана и имеющие положительные годовые отметки.

3.2.5. От промежуточной аттестации 2 - 9-х классах могут быть освобождены учащиеся:

- имеющие отличные четвертные (полугодовые) и годовые отметки по русскому языку и математике;

 - заболевшие  в период аттестации при наличии справки медицинского учреждения и заявления родителей (законных представителей);

- победители и призеры  районных предметных олимпиад, конкурсов по предмету;

- находящиеся в оздоровительных учреждениях санаторного типа;

- находящихся на лечении более 4-х месяцев;

Решение об освобождении от промежуточной аттестации учащихся 2-9-х классов принимается педсоветом школы.

3.2.6. Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, не аттестуются в установленные сроки. Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке директором школы по согласованию с родителями учащегося.

            Дополнительные сроки проведения аттестации для учащихся, пропустивших промежуточную аттестацию по неуважительным причинам и состав комиссии, устанавливаются приказом директора школы.

3.2.7. Письменные экзамены проводятся по текстам администрации образовательного учреждения.

3.2.8. Промежуточная аттестация проводится по утвержденному руководителем (директором) общеобразовательного учреждения расписанию, которое вывешивается для ознакомления всех участников образовательного процесса не позднее, чем за 10 дней до начала аттестации.

 

3.3.  Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

     3.3.1. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

3.3.2. Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

3.3.3. Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

·даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система оценивания в соответствии с ФГОС на уроках английского языка»

«Система оценивания в соответствии с ФГОС на уроках английского языка»...

Система оценивания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях высоких темпов развития современного общества происходит переосмысление целей школьного образования, где на первый план выходят задачи развития личности учащихся, их интеллектуальных и твор...

Статья Система оценивания на уроках английского языка по ФГОС

даная презентация содердит рекомендации по оцениванию на уроках английского языка в соответствии с ФГОС...

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений  и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных ...

Система оценивания на уроках ИЗО. ФГОС

Система оценивания образовательных достижений на уроках ИЗО. ФГОС...

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Система оценивания на уроках искусства....