Методическая разработка урока "Тепловые явления" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Бойцова Татьяна Викторовна

Методическая разработка интегрированного урока раскрывает основные научные положения темы содержит методы обобщения  знаний учащихся по данной теме, показывает взаимосвязь физики  с природой, жизнедеятельностью человека и другими науками. Содержит способы составления задач учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тепловые явления1009.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка    № 24»  городского округа  город Салават  Республики Башкортостан.

Методическая разработка урока

по физике 8 класс.

Тема: «Тепловые явления»

Учитель физики: Бойцова Татьяна Викторовна

           

                                             

г. Салават

2015 г.

План – конспект урока по физике

Тема:      Тепловые явления         (Приложение: слайд 1)

Тип урока: Интегрированный урок.

Интеграция предметов: Физика с литературой, биологией, математикой, химией, историей РБ, географией.

Цель:

  1. Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.
  2. Развить умение логического мышления, полноты и аргументированности высказываний; навыки выделения интегрированной связи физики с другими науками.
  3. Воспитать у учащихся глубокое уважение к природе, науке и друг к другу. Привить интерес к физике и расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

Классная доска, интерактивная доска, модель юрты ,стекло, бумажные салфетки, спирт,  стакан с водой, пипетки.

Эпиграф:     (Приложение: слайд 2)

                           Человек родился быть господином,

                           повелителем, царем природы, но

                          мудрость с которой он должен

                         править, не дана ему от рождения:

                        она приобретается учением.

                                               Н.И.Лобачевский.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Физика – это наука о природе. Мы с вами являемся частью природы , а следовательно законы физики должны найти в нас и вокруг нас своё проявление. Сегодня мы с вами побываем в царстве Тепла и царстве Холода. Благодаря физики мы узнаем и объясним многие явления происходящие вокруг нас, а также проследим интеграцию физики с другими науками.

  1. Физика – литература.

Начнем наше путешествие с отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».[3]

              Под голубыми небесами

              Великолепными коврами

               Блестя на Солнце, снег лежит,

               Прозрачный лес один чернеет,

               И ель сквозь иней зеленеет,

              И речка подо льдом блестит.

Вопрос: О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке? Какое это агрегатное состояние вещества?

Ответ: Кристаллизация, твердое состояние вещества.

Вопрос: Что называют кристаллизацией?

Ответ:    Переход вещества из жидкого состояния в твердое.

 3)  Физика вокруг нас. (Приложение: слайд 3)

 (На слайде фото: комната с конвекционными потоками, камин, подводный вулкан, снег, испарение с поверхности жидкости. )

Вопрос: Какие процессы вы видите на экране?

Ответ: 1.конвекция, 2.излучение, 3. Конвекция,4.  кристаллизация, 5.испарение.

Вопрос: Что называют испарением?

Ответ: Парообразование с поверхности жидкости называют испарением.

Ребята давайте  экспериментально проверим от чего зависит процесс испарения.

Исследовательское задание.

  Опыт 1

          На стекло с помощью пипетки поместите каплю воды и спирта комнатной температуры.

Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.

Ответ: Спирт испарится быстрее т.к силы сцепления между молекулами спирта меньше чем  у воды. Наблюдается зависимость от рода вещества.

Опыт 2

Капните спирт на стекло и салфетку.

Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.

Ответ:  Капля с салфетки испарилась быстрее. Чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетают из жидкости.  Наблюдается зависимость от площади поверхности.

Опыт 3

На стекло поместите каплю горячей и холодной воды.

Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.

Ответ:  Испаряется быстрее капля горячей воды. Скорость молекул выше  у горячей  воды. Наблюдается зависимость от температуры.

Опыт 4   (Видео фрагмент).

Зависимость процесса испарения от скорости ветра.

  1. Физика – биология.

Испарение и конденсация – наиболее легко регулируемые способы изменения внутренней энергии вещества.

Испарение и конденсация играют большую роль в жизнедеятельности человека и животных. Для терморегуляции организма человека важную роль играет потоотделение. Потоотделение обеспечивает постоянство температуры тела человека. За счёт испарения уменьшается внутренняя энергия. Поэтому человек  потея спасает себя от перегрева.[1]

  (Приложение: слайд 4) (На слайде условие задачи)

Решим  задачу по биофизики.

  При нормальных условиях у взрослого  человека водные потери путем потоотделения и испарения составляют 400-700 мл . Определите внутреннюю энергию выделившуюся при испарении пота. Какова масса воды может быть нагрета от  100С  до 700С  за счет энергии,  которая  была затрачена на испарение пота?  Lпота = Lводы. Удельная теплота парообразования 2,3 *106 Дж/кг.

Дано:                                  Решение:

L=2,3 *106 Дж/кг.            Q1=Lm1 ; m1 = pv   ;       Q1=L pv

 p= 1000 кг/м3                             Q1= 2,3*106 Дж*1000кг/м3*7*10-4кг=1,6*106(Дж)

 V= 700м л                           Q2=cm2(t2 –t1)    

t1= 100С                              Q1= Q2

с=4200 Дж/кг0с                 cm2(t 2–t1)= Q1

t2= 700С                               m2= Q1/ c(t2 –t1)   m2= 1,6*106Дж/4200 Дж/кг0с  

                                          *600С  = 6,4  (кг).

Q -?  m2-?                           Ответ: Q1= 1,6*106Дж     m=6,4  кг.

     

Вывод: Изучив  явление  испарения  вы узнали  как  важен этот процесс для организма человека.

  1. Физика- история РБ

(Приложение: слайд 5) ( На слайде варежки, шуба, варежки, термос, юрта)

Вопрос: Какая физическая особенность связывает все эти тела?

Ответ:  Способность сохранять тепло.

Рассмотрим проявление тепловых явлений на примере изучения  летнего жилища  башкир – юрта. (Демонстрируется модель юрты.)

     (Приложение: слайд 6) (На слайде  виды юрт).

В 17-18веке летнее жилище кочующих башкир была войлочная юрта со сборным деревянным каркасом.

  Тюркского типа  (полусферического).

Монгольского типа (коническая).        

Вход в юрту  закрывается  кошмой, а наверху имеется отверстие.

Диаметр  средней юрты составляет 5-6  метров, высотой примерно 3  метра.  

Вопрос 1: Почему юрта изготавливалась из войлока, а не из другого материала?  

Ответ:   Так как войлок обладает  плохой теплопроводностью то внутри юрты  сохраняется тепло.

Вопрос 2: Для чего в верхней  части юрты располагается отверстие?

Ответ:    Дым от очага поднимается вверх за счет конвекции т. к теплые струи воздуха вытесняются холодными.

(Приложение: слайд 7) (На слайде представлены некоторые физические величины связанные с юртой.)

Составьте задачи по этим данным.  (Приложение: слайд 8) (Составленные задачи.)

Определите массу воздуха в юрте  (полусферической ,конической) объемом  57 м3 и 85м3, плотность воздуха принять равной 1 кг/ м3. Ответ:    m1=57 кг, m2=85 кг.

 Определите количество теплоты, которое потребуется на нагревание воздуха в юрте от  -250с до +250с. Удельная теплоёмкость воздуха  1000 Дж/кг0с  . Ответ:   Q1=2850 кДж; Q2= Ответ:   Q1=2850 кДж; Q2= 4250 кДж.

Определите массу сухих дров, необходимых для обогрева юрты. Удельная теплота сгорания топлива равна 48*105Дж/кг. Ответ: Ответ: m1=0,5кг; m2= 0,9кг.

Задачи решаются учащимися самостоятельно. Затем на доску выводятся слайды с решением.

Учащиеся меняются тетрадями для взаимопроверки.

Вывод: Удивительно мудро сконструирована юрта для жизни людей.  

5)Физика – география.

Ребята мы с вами продолжаем  наше   путешествие в царство Тепла. Живем мы на планете Земля.  

Вопрос :  Если у Земли тепловая защита?

 Ответ:    Да. Атмосфера.

(Приложение: слайд 9) (На слайде строение атмосферы Земли.)

Земная поверхность окружена воздушной оболочкой – атмосферой, которая простирается над ней примерно на 2000км, т.е высота атмосферы составляет около 1/2 радиуса Земли. Атмосфера Земли распределяется на три слоя: тропосферу, стратосферу, ионосферу (мезосферу, термосферу, экзосферу). В  тропосфере, содержится до 80% массы атмосферы. Атмосфера защищает Землю от прямых солнечных лучей и перегрева днем, а ночь сохраняет тепло вокруг Земли.[2]

          6) Физика – химия. (Приложение: слайд 10) (химический состав планет).

Процентное соотношение в земной атмосфере газов .влаги и пыли подвержено изменениям во времени. Эти изменения обусловлены природными процессами и хозяйственной деятельностью человека. В земной атмосфере имеется  атмосферная пыль.

 Атмосферная пыль  - это мельчайшие взвешенные в воздухе частицы. Она способствует конденсации водяных паров , а следовательно, и образованию осадков, рассеивает солнечное излучение, защищая Землю от перегрева.  

Вывод: Строение атмосферы и хим. состав играют огромную роль для живых организмов и растений на нашей планете.[2]

7)  Составление блок – схемы взаимосвязи физики с другими науками.

(Приложение: слайд 11)  ( физика с литературой, математикой ,биологией, историей РБ, географией, химией).

8) Подведение итогов и рефлексия:

 Путешествуя по царству Тепла и   царству Холода  какие физические явления мы повторили и закрепили?

Чему на уроке вы научились?

 Знания из каких наук вам пригодились сегодня на уроке?

(Приложение: слайд 12)

Вергилий: «Счастлив  тот  кто познал причины явлений.»

9)  Домашнее задание: Параграф 1-24 повторить основные формулы и понятия. Приведите примеры проявления тепловых явлений в технике.


10.Используемая литература:

1.Зорин Н.И.Элективный курс «Элементы биофизики». -М .: ВАКО,2007.-160с. 

2.Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11классы.-М.:ВАКО,2009.-144с.

3.Пушкин А.С. Стихотворения. -У.: Башкирское книжное издательство,1986.-248с.

4. images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...