Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему
В разработке представлены полный конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.rar | 531.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашнее задание дается в виде задачи по результатам опыта, проводимого в классе.
Эксперимент ставится по материалам данной статьи из газеты «Физика в школе»,
которая есть не что иное, как полная перепечатка статьи Д. Д. Христозова из одного старого номера журнала «Квант»
Можно не изготовлять специальную ванну, а воспользоваться пластиковым контейнером с матовыми стенками размером примерно 30*20*15 см, каких сейчас в изобилии имеется в продаже для хозяйских нужд
И.Я.ПАТРАКЕЕВ,
школа № 1, п. Троицко-Печорск, Республика Коми
1. Лазерный рефрактометр
С появлением лазеров многие оптические опыты и демонстрации стали проще и нагляднее. Это относится, например, к экспериментам по дифракции, где необходимо монохроматическое излучение. Например, с помощью лазерного рефрактометра можно легко измерить скорость света в любой жидкой прозрачной среде и определить тем самым важную физическую характеристику этой среды – показатель преломления.
Лазерный рефрактометр нетрудно изготовить. Самым важным элементом прибора является, конечно же, лазер (Л), например, очень распространённый милливаттный гелий-неоновый лазер. Нужна ещё дифракционная решётка (Р). Ванну (В) для жидкости лучше всего сделать из какого-нибудь прозрачного материала, например плексигласа, и придать ей трапециевидную форму. Роль фотоприёмника в этом рефрактометре выполняет непосредственно глаз наблюдателя.
Дифракционную решётку можно закрепить на передней стенке ванны, тогда дифракционную картину удобно наблюдать на большой задней стенке-экране (Э). Чтобы наблюдаемая картина была ясной и отчётливой, стенку-экран лучше сделать матовой.
Скорость света с в вакууме и скорость света в прозрачной среде связаны с частотой излучения Разделив равенства почленно друг на друга, получаем
. (1)
Дифракционная решётка создаёт на экране картину чередующихся максимумов и минимумов освещённости. Максимумы наблюдаются в направлениях, определяемых условием: , где d – период решётки, – угол наблюдения, k = 0, 1, 2, ... – номер максимума.
Будем наблюдать за максимумом первого порядка. Тогда, положив k = 1 и приняв, что для малых углов sin tg , условия максимумов для вакуума и для данной среды запишем в виде:
где b – расстояние до 1-го максимума.
Если эти равенства разделить друг на друга и отношение /0 подставить в выражение (1), то получим рабочую формулу
. (2)
Согласно этой формуле по скорости света в вакууме c = 3 • 108 м/с и измеренным значениям b0 и b, можно найти скорость света в интересующей нас среде. Вся задача сведётся лишь к измерению расстояний b и b0. [Считаем, что скорость света в воздухе не сильно отличается от скорости света в вакууме. – Ред.] Как показывает опыт, эти расстояния оказываются достаточно большими, а значит, и точность измерений – достаточно высокая (если длина ванны l составляет 0,2–1 м).
Формулу (2) можно переписать в виде
,
где n – абсолютный показатель преломления исследуемой среды. Значит, с помощью предлагаемого прибора наряду со скоростью света в веществе можно определить и показатель преломления этого вещества.
Как известно, первые классические опыты по определению скорости света в прозрачной среде проводились очень давно – в середине XIX в. – и, конечно, с нелазерными источниками света. Опыты были довольно громоздкими, а точность измерений невысокой. Лазер же даёт возможность провести эксперимент быстро, чётко и наглядно.
Прибор можно использовать на уроке при изучении дифракционной решётки, решении экспериментальных задач и выполнении работ физического практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"
Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть". В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...
Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"
16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто приб...
Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City/ Город будущего
Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City / Город будущего Тема: «Умный город» урок N 16 в главе I «Россия – моя Родина&ra...
Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"
В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит...