Поршневой жидкостный насос. Водопровод.
презентация к уроку по физике (7 класс) на тему

Короплясова Галина Васильевна

Конспект учебного занятия

 

Предмет:   физика.

Место занятия в структуре образовательного процесса: Урок по учебному  плану.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Поршневой   жидкостный   насос Водопровод

 Номер урока: 43.

Форма урока: комбинированный урок.

Цель:  Расширить  представления учащихся  о предмете изучения  науки физики, воспитывать любознательность у учащихся. Разъяснить принцип действия поршневых жидкостных насосов, познакомить учащихся с их практическим применением.

Задачи: Ознакомить с объектом изучения.

 

Этапы урока

Время, мин.

Методы и приемы

Актуализация знаний.

5

Беседа, ответы на вопросы

Изучение  нового материала

20

Рассказ учителя, беседа, записи на доске и в тетрадях.

Показ анимации,  схемы

Формирование умений и навыков

10

Решение качественных задач, решение кроссворда,   ответы на вопросы учащихся

Подведение итогов

3

Сообщение учителя

Домашнее задание

2

Задание на доске

 

 

Поршневой   жидкостный   насос.  Водопровод.

Человечество не может существовать без воды. Вода — основ­ной элемент нашей пищи. Потребителем воды являются про­мышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. На использовании воды основано санитарно-техническое оборудова­ние жилищ (наличие ванн, душей, канализации, системы отопле­ния и др.).

Инженерные сооружения, служащие для снабжения водой на­селения, а также заводов, фабрик и т. д., называются водопро­вводом. В Челябинске  водопровод был построен еще перед  Первой мировой войной. Он состоял из восьми  водонапорных будок и 26 ответвлений к домам богатых горожан. Сегодня водопроводная система гораздо сложней, протяженность водопровода измеряется уже тысячами километров.

Воду берут из рек, водохранилищ, озер или из-под земли. Иногда воду приходится достав­лять издалека. Например, для Москвы часть воды берут из Волги по каналу длиной 128 км.

 

 

 

 

Взятая из источника вода, прежде чем по­пасть к потребителю, проходит через водоочист­ные   сооружения   (первые   такие   сооружения в нашей стране были построены в 1888 г. в Петербурге). Затем с   помощью   насосных   станций   очищенная   вода   подается   в водопроводную сеть города, на заводы, животноводческие фермы и т. д.

(НРК) Наша страна располагает огромными водными ресурсами. Велики они и в Челябинской области. Трудно не восхищаться красотами южно-уральских озер, водохранилищ, карьеров, рек. (Слайд №3). Основной водный  источник Челябинска - река Миасс. Регулируют стока реки Миасс Аргазинское и Шершневское водохранилища.

Деятельность человека является мощным фактором, влияющим на качество водных ресурсов. Влияние это может быть непосредственным (строительство ГЭС, забор воды для орошения,  и т.д.) и косвенным через другие компоненты природы (климат, почву, растительность, и т.д.). Так нерациональная вырубка лесов ведет к уменьшению водных ресурсов. Серьезной проблемой является загрязнение вод. Истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляет большую угрозу, чем их количественное истощение. Наряду со строительством мощных современных очистных сооружений, внедрением замкнутых циклов использования воды в промышленности необходимо добиваться сокращения потребления воды, прежде всего с помощью совершенствования технологий производства и сокращения потерь.

В настоящее время эти проблемы актуальны как для Челябинска, так и для Челябинской области: сохранение озер, рек, строительство современных очистных сооружений для промышленных предприятий и коммунальных служб в населенных пунктах.

Схема устройства водопровода показана на рисунке в учебнике и на плакате  (Слайд №4). С по­мощью насоса 2 вода поступает в большой бак с водой, находя­щийся в водонапорной башне. От этой башни вдоль городских улиц на глубине примерно 2,5 метра проложены трубы, от которых в каждый отдельный дом идут специальные ответвления, оканчи­вающиеся кранами. Эти краны не могут располагаться выше уровня воды в баке водонапорной башни, так как иначе вода до них доходить не будет.

 

 

Вопрос:

Почему вода до них доходить не будет? (Сообщающиеся сосуды).

В бак водонапорной башни вода подается насосами. Это, как правило, центробежные насосы с электрическим приводом. Мы рассмотрим принцип действия другого насоса — так назы­ваемого поршневого жидкостного насоса. Изобретение насоса относится к глубокой древности. Первые поршневые насосы появились за несколько веков до н. э. в странах древней культуры. Поршневой насос был хорошо известен в древней Греции и Риме. Как свидетельствуют источники двухцилиндровый пожарный насос  изобрел  древнегреческий  механик  Ктезибий  (около  2 - 1 в.в.  до  н.э.) (Слайд №5).

Ранее мы  установили, что вода в стеклянной трубке под действием атмосферного давления поднимается за поршнем лайд №6). На этом основано действие поршневых насосов.

 (Слайд №7) Насос состоит из цилиндра, внутри которого ходит вверх и в низ плотно прилегающий к стенкам поршень – 1. В нижней части цилиндра и в самом поршне установлены клапаны – 2, открывающиеся только вверх. При движении поршня вверх вода под действием атмосферного явления входит в трубу, поднимает нижний клапан и движется за поршнем. При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем, давит на нижний клапан, и он закрывается. Одновременно под давлением воды открывается клапан внутри поршня, и вода переходит в пространство над поршнем. При последующем движении поршня вверх вместе с ним поднимается и находящаяся над ним вода, которая и выливается в отводящую трубу. Одновременно за поршнем поднимается новая порция воды, которая при последующем опусканием поршня оказывается над ним.

 

Теперь посмотрим на работу насоса с помощью анимации(Анимация).

 

 

Слайд №9 ).Задание.

Объясните работу поршневого насоса с воздушной камерой. Какую роль играет в этом насосе воздушная камера?

 

Задача.

Определите минимальное давление насоса водонапорной башни, который подает воду на 6 метров.

 

Дано:

h = 6 м.

ρ = 1000 кг/м3

g = 9,8 Н/кг

Решение:

Воспользуемся формулой для определения давления столба жидкости

p =  ρgh;

p = 1000 кг/м3 х 9,8 Н/кг х 6 м =  5880 Па.

p - ?

Задание. Решите кроссворд.

Итог урока.

 

Домашнее задание: 1)прочитать параграф 46

2)Ответить на вопросы в конце параграфа;

3)Выполнить упражнение 22 (1,2.).

 

 

Вопросы на закрепление:

1. Где и для чего используется вода?

2. Из каких элементов состоит система водоснабжения?

3. Расскажите об устройстве водопровода.

4. Почему водопроводные краны в домах не дела­ют выше уровня воды в баке водонапорной башни?

5. Одинако­вое ли давление существует в водопроводных кранах на разных этажах? От чего оно зависит?

6. Опишите принцип действия поршневого жидкостного насоса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРШНЕВОЙ ЖИДКОСТНЫЙ НАСОС. ВОДОПРОВОД .

Слайд 2

МБСКОУ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ №4.Г ЧЕЛЯБИНСК Короплясова Галина Васильевна, учитель физики и математики

Слайд 3

Вопросы на повторение 1. Как рассчитать давление на дно? 2. Как рассчитать давление атмосферы? 3. Какие существуют приборы для измерения атмосферного давления? 4. Для чего предназначены манометры? 5. Как устроен и действует металлический манометр?

Слайд 4

Водные ресурсы. Водные ресурсы-это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности. Озеро Тургояк Аргазинское водохранилище Озеро Иртяш Озеро Касарги Река Миасс

Слайд 5

Водопровод - инженерное сооружение, служащее для снабжения водой населения, а также заводов, фабрик и т. д. 1-водонапорная башня. 2-насос

Слайд 6

Поднятие воды в стеклянной трубке за поршнем под действием атмосферного давления

Слайд 7

Устройство поршневого жидкостного насоса: 2 – клапаны 1 – поршень

Слайд 8

Водяной насос Название видеофайла: m17. avi

Слайд 9

Устройство поршневого жидкостного насоса с воздушной камерой 5 – рукоятка. 1 – поршень 2 – всасывающий клапан 3 – нагнетательный клапан 4 – воздушная камера

Слайд 10

Первые насосы Двухцилиндровый поршневой пожарный насос древнегреческого механика Ктезибия (ок. 2-1 в.в. до н.э.), описанный Героном

Слайд 11

Решите кроссворд 1. 2. 3. 4. 5. д а в л е н и е м а н о м е т р п а с к а л ь а т м о с ф е р а б а р о м е т р Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности; Прибор для измерения давлений больших или меньших атмосферного; Единица размерности давления; Прибор для измерения атмосферного давления; Воздушная оболочка Земли.

Слайд 12

Вопросы на закрепление: 1.Для чего предназначены насосы? 2. Какие бывают насосы? 3.Какое явление лежит в основе работы поршневого насоса? 4. Почему необходимо бережно относиться к водным ресурсам?

Слайд 13

Домашнее задание: 1 Прочитать параграф 46 2 ответить на вопросы в конце параграфа 3 выполнить упражнение 22( 1, 2)

Слайд 14

Использованная литература: 1.Большая Советская энциклопедия. Том 29.Москва. Издательство «Б.С.Э.»1954г. 2. «Челябинск. История моего города»Издательство ЧГПУ, 1999г. 3. «Физика 7»С.В.Громов, Н.А.Родина. Москва. «Просвещение»2000 г. 4. « Природа России» Герасимова Н.П. Москва. «Просвещение»2003 г 5. «Энциклопедический словарь юного техника», Сост. Б.В. Зубков, С.В.Чумаков, Москва, «Педагогика», 1987г.



Подписи к слайдам:

ПОРШНЕВОЙ ЖИДКОСТНЫЙ НАСОС.ВОДОПРОВОД
.
МБСКОУ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ №4.Г ЧЕЛЯБИНСК
Короплясова Галина Васильевна, учитель физики и математики
Вопросы на повторение
1. Как рассчитать давление на дно?2. Как рассчитать давление атмосферы?3. Какие существуют приборы для измерения атмосферного давления?4. Для чего предназначены манометры?5. Как устроен и действует металлический манометр?
Водные ресурсы.
Водные ресурсы-это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.
Озеро Тургояк
Аргазинское водохранилище
Озеро Иртяш
Озеро Касарги
Река Миасс
Водопровод - инженерное сооружение,служащее для снабжения водой населения, а также заводов, фабрик и т. д.
1-водонапорная башня.
2-насос
Поднятие воды в стеклянной трубке за поршнем под действием атмосферного давления
Устройство поршневого жидкостного насоса:
2 – клапаны
1 – поршень
Водяной насос
Название видеофайла: m17.avi
Устройство поршневого жидкостного насоса с воздушной камерой
5 – рукоятка.
1 – поршень
2 – всасывающий клапан
3 – нагнетательный клапан
4 – воздушная камера
Первые насосы
Двухцилиндровый поршневой пожарный насос древнегреческого механика Ктезибия (ок. 2-1 в.в. до н.э.), описанный Героном
Решите кроссворд
1.
2.
3.
4.
5.
д
а
в
л
е
н
и
е
м
а
н
о
м
е
т
р
п
а
с
к
а
л
ь
а
т
м
о
с
ф
е
р
а
б
а
р
о
м
е
т
р
Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности;Прибор для измерения давлений больших или меньших атмосферного;Единица размерности давления;Прибор для измерения атмосферного давления;Воздушная оболочка Земли.
Вопросы на закрепление:
1.Для чего предназначены насосы?2. Какие бывают насосы?3.Какое явление лежит в основе работы поршневого насоса?4. Почему необходимо бережно относиться к водным ресурсам?
Домашнее задание:
1 Прочитать параграф 462 ответить на вопросы в конце параграфа3 выполнить упражнение 22( 1, 2)
Использованная литература:
1.Большая Советская энциклопедия. Том 29.Москва. Издательство «Б.С.Э.»1954г.2. «Челябинск. История моего города»Издательство ЧГПУ, 1999г.3. «Физика 7»С.В.Громов, Н.А.Родина. Москва. «Просвещение»2000 г.4. « Природа России» Герасимова Н.П. Москва. «Просвещение»2003 г 5. «Энциклопедический словарь юного техника», Сост. Б.В. Зубков, С.В.Чумаков, Москва, «Педагогика», 1987г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Водопровод. Поршневой жидкостный насос"

Представлена подробная разработка урока в 7м классе по теме "Водопровод. Поршневой жидкостный насос"Презентацию к уроку можно скачать с моего персонального сайта в сети....

Поршневой жидкостный насос

урок физики в 7 классе...

Разработка урока Поршневой жидкостный насос

Задачи:- обучающие: направить деятельность учащихся на углубление и систематизацию знаний о жидкостных насосах;- развивающие: способствовать развитию умения анализировать, выдвигать предположени...

Урок "Поршневой жидкостный насос

Цель  урока: учащиеся должны усвоить устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса....

Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос

Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос...

Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос

Презентация Гидравлический пресс, поршневой жидкостный насос...