Обобщение педагогического опыта учителя физики
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему

Инновационный потенциал опыта: в данной работе представлена система методов и приёмов по самореализации личности детей, обучающихся на надомном обучении, в естественно-научном цикле предметов, имеющих ограниченные физические и интеллектуальные возможности, с низким учебным потенциалом, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии. Знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей данного контингента, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний. Индивидуализированный подход в обучении на дому, позволяет реализовать  не только идею социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями, но и создать оптимальные условия для успешного овладения им обязательного образовательного стандарта по физике. Формировать целостно-ценностное представление об окружающем мире в рамках тех возможностей, которые имеются у обучающихся данной категории.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1» города Бийска Алтайского края

Преподавание физики в рамках индивидуального обучения на дому, для учащихся с ограниченными возможностями

Крючкова Светлана Александровна,  

учитель физики

Инновационный потенциал опыта: в данной работе представлена система методов и приёмов по самореализации личности детей, обучающихся на надомном обучении, в естественно-научном цикле предметов, имеющих ограниченные физические и интеллектуальные возможности, с низким учебным потенциалом, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии. Знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей данного контингента, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний. Индивидуализированный подход в обучении на дому, позволяет реализовать  не только идею социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями, но и создать оптимальные условия для успешного овладения им обязательного образовательного стандарта по физике. Формировать целостно-ценностное представление об окружающем мире в рамках тех возможностей, которые имеются у обучающихся данной категории.

                                                          г. Бийск

                                                                2014

Содержание

  1. Наименование опыта.
  2. Условия возникновения опыта.
  3. Актуальность опыта.
  4. Теоретическая база опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Ведущая педагогическая идея.
  7. Технология опыта.
  8. Результативность.
  9. Трудоёмкость.
  10.  Адресная направленность.
  11.  Литература.

Наименование опыта

Преподавание физики в рамках индивидуального обучения на дому, для учащихся с ограниченными возможностями.

Условия возникновения опыта

        Взаимодействуя с детьми, находящимися на надомном обучении, на протяжении своей педагогической деятельности, пришла к осознанию важности и необходимости целенаправленной работы по развитию интеллектуальных, речевых, аналитических способностей учащихся, имеющих ограниченные возможности, их эмоционально-образных представлений, в ходе которой учащиеся обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике.

        В связи со специфическими особенностями работы с надомниками, индивидуализированным характером работы с ними, а также с целью формирования целостно-ценностной картины мира, наполнения ее содержанием, определила зону ближайшего развития  обучающихся, чтобы создать условия для успешной реализации стандарта образования, самореализации личности ребёнка.

        Данный педагогический опыт формировался в течение нескольких лет в условиях средней общеобразовательной школы № 1 при работе с детьми, имеющими ограниченные физические и интеллектуальные возможности, с низким учебным потенциалом, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии.

Актуальность опыта

Становление в наше время адаптивной школы, сопровождающееся ярко выраженным социально-экономическим неравенством, неизбежно ведет к тому, что выпускники разных типов школ получают различное образование. Но чтобы это образование было полноценным для всех, существует его обязательный компонент – государственный стандарт,  которым должен овладеть каждый обучающийся, в том числе и ребёнок, имеющий ограниченные возможности.  Как правило, это слабо подготовленные дети, испытывающие трудности речевого и коммуникативного характера,  у кого нет возможности посещать школу по медицинским показаниям. Цель работы с такими детьми –развивать интеллектуальные, речевые, способности учащихся, их эмоционально-образные представления, поскольку эти дети часто отстают от своих сверстников именно в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут схватить главное в учебной информации, затрудняются в операциях математического характера, обобщения, систематизации. С трудом могут сосредоточиться удерживать внимание при объяснении материала. Не могут выполнять элементарные математические действия. Кроме того, они часто лишены общения со сверстниками, что также вносит свои коррективы при изучении данного предмета.

В связи с этим у меня возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей данных обучающихся.

Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.

Цель педагогического опыта:

Создание условий для усвоения базового образовательного стандарта по физике школьниками-инвалидами и реализации личностного потенциала учащихся, имеющих ограниченные возможности и по медицинским показаниям находящихся на надомном обучении.

Задачи:

  1. Адаптировать школьника к восприятию учебного материала.
  2. Дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс на  занятии.
  3. Создавать коммуникативную среду для  развития познавательных процессов, систематизации и практического применения полученных знаний.

Теоретическая база опыта

В современной педагогике и психологии выделяют раздел, касающийся организации обучения и воспитания детей в системе специального (коррекционного) образования, в том числе и находящихся, по медицинским показаниям, на надомном обучении. Забрамная М.А, Блейхер В.М., Иастюкова Е.М отмечают, что коррекция психомоторных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья ведёт к улучшению их психического развития, которое осуществляется в значительной степени путём развития моторики, предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности.

 Это предполагает правильно организованный процесс обучения и воспитания, использование нетрадиционных подходов к планированию уроков физики с учётом индивидуальных особенностей детей-инвалидов (имеющих диагноз: детский церебральный паралич, косоглазие, нарушения речевого аппарата, задержку психического развития, эпилепсия и другое). Это  позволяет активизировать познавательную и эмоционально-волевую сферу данной категории детей и снизить  симптоматику задержки психического развития.

Основные требования в работе с детьми – надомниками заключаются в следующем:

  • познавательные задачи должны строиться на интегративной основе и способствовать развитию психических свойств, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления;
  • задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных к  частично поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приёмами познавательной деятельности, а затем – к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли, гибкости ума.

Новизна опыта

        Осуществляю работу по развитию творческих способностей на уроках физики по следующим критериям:

  • уровень тревожности;
  • пространственное воображение;
  • логическое мышление;
  • мотивация учения.
  • адаптация типового учебного, программного материала к условиям и возможностям ребёнка с обязательной реализацией базового компонента образовательного стандарта по предметам.

Ведущая педагогическая идея

        На мой взгляд, развитие творческих способностей данных учащихся является фактором их успешности и самореализации на физики. Работа не может ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений, формирования общеучебных навыков. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности.

Технология педагогического опыта

Этапы развития.

  1. Констатирующий этап – предполагает выявление стартовых возможностей индивидуальных особенностей, выбор способов работы в соответствии с этими особенностями и средств помощи ребёнку.
  2. Формирующий этап – осуществление приёмов, направленных на развитие интеллекта и творческого мышления детей, имеющих ограниченные физические и интеллектуальные возможности.
  3. Контролирующий –  анализ результатов работы после приёмов, направленных на развитие творческих способностей детей. Провожу мониторинг эффективности использования данных приёмов, качества усвоения учебного материала ребёнком в начале каждой четверти, чтобы осталось время для необходимой коррекции знаний.

Механизм развития творческих возможностей учащихся.

  1. Личностно ориентированный подход к организации учебных занятий:
  • Рациональная организация учебного материала.
  • Выделение базового учебного содержания, обязательного для усвоения.
  • Существенное сокращение монолога учителя.
  1. Познавательно-ориентирующий характер содержания обучения:
  • Систематизация познавательных действий.
  • Связь с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, включая операции логического и творческого мышления.

  1. Познавательные задачи:
  • Знакомство и наполнение содержанием новых для учащегося физических явлений.
  • Расширение коммуникативной сферы учебной деятельности на уроке.
  • Расширение объёма работы с понятиями и терминами.
  1. Специфика изучения нового материала.
  • Обращение внимания учащегося к его собственному жизненному опыту.
  • Обобщение учебного материала по плану, построенному учителем.
  • Использование обобщающих таблиц и вербальных опор.
  • Рефлексия.

5. Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке.

Методика и формы организации обучения физике слабоуспевающего школьника-надомника должна быть индивидуальной. Она должна строиться так, чтобы были учтены особенности развития этого ребёнка. Иначе стандарт образования по физике не удастся реализовать.

Стратегия работы – исходя из программы, с одной стороны, и возможностей школьника  – с другой.

1. Сведения теоретического характера, составляющие «круг знаний по…» сократим в соответствии с рекомендациями и будем поэтапно вносить их в листки контроля.

2. Для выработки прочных умений и навыков

а) определим систему приоритетов, как в теории, так и при решении задач;

б) научим школьника  работать в рамках алгоритмов;

в) примем систему щадящего контроля (оптимальный объем проверочных работ; контрольные работы по следам выполненных упражнений; пробные диктанты, предваряющие контрольные, работа с тестами, схемами-опорами и другое)

3. Сделаем системой тренировку по отысканию физических явлений в окружающем мире.

Нацеленность требований на анализ физических явлений, в том числе и изложенных в задачах, на развитие способности ориентироваться в них не случайна. Если ученик не опознает основных физических законов,  теоретическому материалу просто не на чем держаться.

Знания (теория) растут из практики и опираются на неё. Поэтому сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными компонентами – компетенциями, а потом на подготовленную почву накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учеником.

На индивидуальных занятиях в естественно – научном  цикле предметов процесс  формирования развития личности ребёнка осуществляется следующим образом: не следует требовать пересказа теории, особенно в такой отвлечённой  форме, как законы и правила, пока не сложатся необходимые умения и навыки. Дети, обучающиеся на надомном обучении,  потому и не удерживают часто в памяти формулировок законов, что не понимают их. Понятия, лежащие в основе определений, не сформированы, а без этого знание не может состояться. Когда же в ходе практической деятельности пойдёт процесс становления понятий, теоретические сведения будут усвоены как бы сами собой.

Нельзя допускать, чтобы скапливался и увеличивался в объёме неусвоенный материал. Одно и то же задание повторяется до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный уровень его выполнения. Ни в коем случае не следует увеличивать время; ученик должен не только выполнить задание, но выполнить его в определённые сроки. Временные параметры формируют функциональную грамотность, задают рабочий ритм; они стимулируют быстрое чтение задания и заставляют лучше сосредоточиться на выполнении учебной задачи.

Под контролем нужно держать не только навыки чтения, анализа задачи, но и записи данных, т.е. оформления задачи.

При этом соблюдается определённое правило. Сначала материал читается учащимся, затем учащийся рассказывает своими словами изложенную ситуацию, проговаривает, какой закон физический работает.  В случае затруднений (как правило), учитель включается в процесс.

Ответы на вопросы дают как в устной форме, так и в письменной. Они могут быть как общеразвивающего характера, так и специального учебного.

Организация учебно-воспитательного  процесса на занятии

Организация учебно-воспитательного процесса в работе с детьми-надомниками играет решающую роль в успешном обучении детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении. Отметим лишь наиболее важные моменты.

Поскольку, как уже отмечалось, дети, имеющие ограниченные физические и интеллектуальные возможности, не готовы к изучению систематического курса физики, особое значение приобретает правильно скомпонованное содержание обучения на любом этапе. В котором должно сочетаться и теоретическая часть, и решение задач, и практическая часть. Т.е. работа с физическим оборудованием, вызывающая неподдельный интерес у ребят. Желание научиться пользоваться приборами, объяснить как действует то или иное устройство.

Содержание обучения, методы и характер общения учителя с ребёнком-надомником должны располагать его к урокам физики, вызывать у него положительные эмоции и желание учиться.

Результативность

В ходе  деятельности по коррекции знаний по физике у ребят, находящимися на надомном обучении, по медицинским показаниям, обнаруживается следующее. У обучающегося снимается барьер общения, повышается коммуникативная компетентность, возрастает уровень речевой культуры,  формируется желание и умение объяснять распространенные физические явления, связанные с жизнедеятельностью человека.По результатам анкетирования, психологического обследования, психолого-педагогической диагностики, видно, что дети, обучающиеся на надомном обучении, имеющие ограниченные физические и интеллектуальные возможности, достаточно мобильны, имеют устойчивую положительную мотивацию к здоровому общению с учителем, желание учиться; они добросовестно выполняют домашнюю работу. Снижается уровень тревожности и агрессивности у таких детей. По опросам родителей видно, что дети, не посещающие школу, занимающиеся индивидуально с педагогом на дому, имеют устойчивую положительную мотивацию к  учебному процессу. Успешна и работа с данным контингентом в плане формирования основных учебных компетенций, таких как умение работать со справочной литературой, самостоятельно решать тестовые задания.

Адресная направленность

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям, работающим с детьми, находящимися, по медицинским показаниям, на надомном обучении.

Трудоёмкость

Данная система работы требует высокой профессиональной подготовки учителя, умения владеть методической подачей материала, требует упорной, кропотливой и тщательной подготовки к занятиям с детьми-надомниками.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 2001 г.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 2001 г.

3.Бондаренко С.М. Анализ психологических факторов трудности учебных заданий (обзор отечественной литературы). В кн.: психологические проблемы построения школьных учебников. Под. Ред. Граник Г.Г. М., 1978 г.

4.Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. М., 2008 г.  7.Забрамная М.А. Психодиагностика детей с нарушением в развитии. М., 2008 г.

5.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики.  М., 1981. - С.168

6.Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2004. – 136 с. – 3000 экз. – ISBN 5-9268-0055-2.

7Яковлева, О.С. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. Вопросы психологии. – 1997. - № 4. – С. 20-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя химии.

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....

Обобщение педагогического опыта учителя технологии и ИЗО

Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Обобщение педагогического опыта учителя физики

В помощь аттестующим учителям физики...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...