Обобщение педагогического опыта учителя физики
статья по физике по теме

Ченцова Галина Николаевна

В помощь аттестующим учителям физики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательного интереса учащихся при изучении темы « Первоначальные сведения о строении вещества » 7 класс учитель МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучение отдельных предметоа » Г.Н.Ченцова

Слайд 2

Значение темы и ее место в курсе физики 7 класса На первом году изучения физики учащиеся знакомятся с физическими явлениями, методом научного познания, происходит формирование основных физических понятий. Начинают приобретать определенные умения наблюдать явления, объяснять их на основе приобретенных знаний и субъективного опыта учащихся, формируют практические навыки в выполнении лабораторных работ и экспериментальных заданий. Урок по теме « Вещество. Строение вещества» стоит у самого истока изучения курса физики. Это первый урок в теме «Первоначальные сведения строения вещества». На знаниях данной темы базируется почти весь дальнейший материал. Физика как наука, которая изучает физические явления, законы, описывающие эти явления, а также свойства материи – вещества, должна объяснить, почему же различные вещества проявляют свои свойства поразному , если даже внешние условия одинаковые. Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

Слайд 3

. Психолого-педагогические особенности учащихся 7 класса Внимание ученика Познавательный интерес к уроку Содержание урока использование разнообразных методов проведения урока с учетом потребности данного возраста в общении Демонстрация, эксперимент, лабораторная работа Видеоматериалы, презентация, анимация процессов Самостоятельная работа учащихся Нестандартные формы уроков

Слайд 4

Поурочное планирование темы

Слайд 5

Ожидаемые результаты освоения темы

Слайд 6

Методы и технологии, используемые в образовательном процессе Для учения с увлечением

Слайд 7

Икт на уроках физики

Слайд 8

Используемые ресурсы икт http://www.phyzika.ru http://class-fizika.narod.ru http://elkin52.narod.ru http://www.afportal.ru http://www.fizika.ru http://elementy.ru http://it-n.ru www. physics. ru

Слайд 9

Система деятельности

Слайд 10

План-конспект урока Уровень учащихся: 7 класс Тема урока: Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. Место урока в теме: Урок первый Тип урока: Урок «открытия» новых знаний. Метод : исследовательский форма : групповая Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование. Дидактические материалы: презентация, интернет-сайт « класс!ная физика».

Слайд 11

Цели урока Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной экспериментальной работы учащихся. Познакомить учащихся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины.

Слайд 12

Планируемые результаты обучения Метапредметные : овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения строения вещества и молекулы и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез с помощью опытов: ≪Изменение объема жидкости при нагревании≫, ≪Тепловое расширение металлического шарика≫, ≪Смешивание сахара и воды≫, ≪Смешивание гороха и манной крупы≫, ≪Растворение кристалликов марганцовки в воде≫; уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между моделями (модель броуновского движения, молекулы воды, кислорода) и реальными объектами. Личностные: сформировать познавательный интерес к предмету, убежденность в познаваемости природы, самостоятельность в приобретении практических умений Общие предметные: понимать природу физических явлений: расширение тел при нагревании, растворении марганцовки в воде; применять знания о строении вещества и молекулы на практике; развивать теоретическое мышление на основе умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели, выдвигать гипотезы ≪строение молекулы≫, ≪делимость вещества≫, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Частные предметные: понимать, что такое молекула, броуновское движение, объяснять броуновское движение, использовать знания о дискретности вещества в повседневной жизни.

Слайд 13

Оборудование компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование

Слайд 14

В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины. Мною выбрана групповая форма проведения урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента. На сегодняшний день современный урок не мыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности. Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой урок – исследование, существенная особенность которого - самостоятельное получение знаний учащимися.

Слайд 15

Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению знаниями физики, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока.

Слайд 16

Этапы деятельности учеников на уроке № Этапы урока Время Виды деятельности 1 Организационный момент 2 мин Приветствие 2 Проверка домашнего задания. Актуализация знаний 8 мин Кратковременная самостоятельная работа с использованием метода взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. 3 Этап целепологания и мотивации 3 мин Постановка перед школьниками учебной проблемы 4 Этап «открытия» новых знаний 15 мин Распределение задач между группами Учащиеся самостоятельно выполняют физический эксперимент, решая промежуточные задания, делая выводы. Обсуждение результатов опытов Просмотр интерактивных слайдов и анимации. Теоретические выводы 5 Первичная проверка понимания и закрепления новых знаний 7 мин З акрепление первичных умений и применение их для решения качественных задач практического содержания 6 Подведение итогов урока Домашнее задание 3 мин Обобщение полученных знаний 7 Рефлексия: 2 мин Анализ и самоанализ учащихся:

Слайд 17

Организационный момент Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Эмоциональный настрой учащихся на предстоящее занятие.

Слайд 18

Проверка домашнего задания Актуализация знаний

Слайд 20

этап Целепологание и мотивации На этом этапе я использую эврестическую беседу с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу. Подвести детей к самостоятельной постановке темы и учебной задачи

Слайд 21

Этап «открытия» новых знаний В соответствии с методикой работы в малых группах содержание обучения было представлено в такой форме, что давало возможность каждому участнику группы внести свой вклад в решение поставленных перед ними задач . Применялись учащимися научные методы исследования: наблюдение, сопоставление, анализ, гипотеза, теоретический вывод следствий.. Их экспериментальная проверка. Мною на экспериментальном этапе урока, был использован принцип доступности и посильности знаний т. к. группы работали с заданиями различной степени трудности. Принцип научности являлся также ведущим, ведь основная деятельность учащихся – это исследование. Каждый этап работы завершался подведением результатов. Познавательная активность школьников обеспечивалась индивидуальной работой в ходе выступления и эксперимента . На уроке поддерживалась благоприятная система общения и хороший микроклимат за счет опытов, и взаимопомощи

Слайд 22

Этап «открытия» новых знаний Экспериментальное задания Первая группа Карточка №1 Оборудование: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка. Ход работы: 1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? 2. Бросьте в стакан чистой водой несколько крупинок марганцовокислого калия (Будьте осторожны ! Не до конца растворенные кристаллы или крепкий раствор этого вещества вызывают ожог!) Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько раз его капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах . Ответьте на вопросы: Сохранилось ли основное свойство вещества -цвет- при уменьшении концентрации раствора? Можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовокислого калия еще осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане? Вспомнив размеры кристалликов , брошенных вами в воду , можете ли вы сказать что -либо в размерах частиц вещества?

Слайд 24

Этап «открытия» новых знаний Экспериментальное задания Вторая группа Карточка №2 Оборудование: 1. Два стакана с водой по 100 мл, мензурка 2.Стакан с теплой водой (100мл), стакан с сахаром (100мл), мензурка. Ход работы: 1. Смешайте равные объемы воды по 100 мл воды. Наблюдайте, что произойдет. Каков будет убьем полученной смеси? 2. Налейте в мензурку 100 мл воды и добавьте 100мл сахара. Что вы наблюдаете? Каков будет обьем полученной смеси? Объясните наблюдаемые явления.

Слайд 26

Этап «открытия» новых знаний Экспериментальное задания Трения группа Карточка №3 (Работа выполняется на демонстрационном столе) Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой , маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка. Ход работы: 1. Положите подставку на держатель штатива , поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку. 2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут , после чего сообщите учителю об окончании опыта ; спиртовка понадобиться группе №4 . 3. Обсудите результаты опыта

Слайд 28

Этап «открытия» новых знаний Экспериментальное задания Четвертая группа Карточка №4 Оборудование: штатив с кольцом, шарик, пинцет, спитровка Ход работы: 1. Проверьте, легко ли проходит шарик в кольцо. 2. Возьмите шарик за край пинцетом и с разрешения учителя подержите ее около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли шарик теперь в кольцо? 3. Подождите, пока шарик охладиться . Повторите попытку . Как вы можете объяснить результаты опыта?

Слайд 30

Этап «открытия» новых знаний Экспериментальное задания Пятая группа Карточка №5 Оборудование: 1. надувной шарик, медицинский шприц. 2. Фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон Ход работы: 1. Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём? 2. Сожмите шарик руками как можно сильнее. Что вы можете сказать о изменении объёма воздуха? 2. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильней. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение) о строении газов. Капните из пипетки одеколон или спирт на фильтровальную бумагу. Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном. Ответьте на вопросы: Куда исчез одеколон или спирт? Мгновенно ли он исчез? Видели ли вы, как он исчез? Где сейчас одеколон? Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?

Слайд 32

Этап «открытия» новых знаний Экспериментальное задания Шестая группа Карточка №6 Оборудование: машинное масло, пипетка, тарелка с водой. Ход работы: Налейте в тарелку воды и на её поверхность капните масло. Когда капля растечётся, измерьте диаметр плёнки линейкой, положив её на края тарелки. Рассчитайте площадь капли по формуле S=6 , 28R Объём капли масла можно измерить с помощью аптечной мензурки. Зная объём и площадь рассчитайте толщину плёнки (то есть размер частицы) по формуле: d = v / s Какое число вы получили ? Что вы можете сказать о размере частицы?

Слайд 34

Обсуждение результатов опыта Метод эвристической беседы при обсуждении результатов эксперимента позволил создать условия для проявления познавательной активности, самореализации и самоутверждения обучающихся; создать атмосферу, раскрывающую субъектный опыт учащихся; стимулировать школьников к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы с целью уточнения, опровержения. В ходе беседы в качестве иллюстрации к объяснению материала используются интерактивные слайды.

Слайд 35

Обсуждение результатов опыта Одна капля воды содержит столько же молекул, сколько таких капель в Черном море

Слайд 36

Обсуждение результатов опыта Вывод: Жидкости при нагревании расширяются.

Слайд 37

Обсуждение результатов опыта Вывод: Вещества состоят из отдельных , мельчайших частиц, разделённых промежутками.

Слайд 38

Этап «открытия» новых знаний Полученные в ходе физического эксперимента знания позволили учащимся проверить гипотезу Демокрита и сформировать представление о строении вещества. Сформулированные обобщения и выводы учащиеся фиксируют в тетради.

Слайд 39

Этап «открытия» новых знаний Броуновское движение

Слайд 40

Этап «открытия» новых знаний атом -наименьшая частица вещества , не делящаяся при химических превращениях Демонстрируется таблица Менделеева

Слайд 41

Этап проверки и закрепления новых знаний На этапе закрепления нового материала учащиеся работали с качественными задачами практического содержания. Такая форма существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал, на основе которого идет осмысление нового.

Слайд 42

Этап проверки и закрепления новых знаний

Слайд 43

Выводы Следует отметить , что в ходе урока дети были активны, креативны , творчески подходили к выполнению заданий. Завершающим этапом была оценка учителем и детьми результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является не просто повторением материала, изученного в классе, но и углублением его. Домашнее задание составлено с учетом принципа дифференциации знаний



Предварительный просмотр:

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"

Развитие мышления и познавательных способностей является одним из важнейших заданий, которые стоят перед учителем физики. Способности человека формируются и развиваются под воздействием условий жизни и деятельности. В психическом развитии ребенка ведущая роль принадлежит учебе и воспитанию.

Умственное развитие человека связано с накопленными знаниями как необходимым условием мышления и фондом приемов умственной деятельности, то есть умственных операций, с помощью которых усваиваются знания. Следовательно, чтобы учеба содействовала развитию мышления учеников, нужно вооружать учеников не только системой знаний, но и системой приемов умственной деятельности, то есть формировать в них умственные операции, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выявления общего, отдельного и особенного, абстрагирование, обобщение, умение делать умозаключения.

Большую роль в развитии мышления играет процесс формирования физических понятий, в котором принимают участие разнообразные приемы мышления.

В процессе учебы необходимо формировать у учеников как теоретическое, так и практическое мышление. Стоит помнить, что для научного мышления характерны:

  • четкое формулирование цели исследования;
  • разработка гипотезы (научного предвидения);
  • разработка методики исследования;
  • определение основных этапов исследования;
  • проведение собственных исследований;
  • анализ полученных результатов;
  • формулирование выводов.

Для формирования у учеников научного мышления необходимо:

  • раскрывать ученикам логику научных исследований, показывать, как ученые пришли к теоретическим или экспериментальным открытиям;
  • привлекать учеников к развитию учебных проблем;
  • привлекать учеников к выявлению причинно-следственных связей, объяснения явлений и свойств тел;
  • формировать умение делать умозаключения по индукции и дедукции.

Развитию мышления способствует формирование у учеников обобщенных умений (умений наблюдать, ставить опыты, систематизировать и обобщать знание, объяснять и предусматривать явления, исходя из физических теорий). Важную роль играет осмысление мотивов обучения, позитивное отношение к учебе и интерес к предмету.

Составной частью развития мышления является развитие творческих способностей учеников. Творческие способности - это способность понять необходимость и возможность создания нового, сформулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для формулировки гипотезы, подтвердить или отбросить ее, искать и найти решение проблемы и в результате создать новый оригинальный продукт (научное открытие, изобретение, решение задачи и тому подобное).

Творческий процесс имеет субъективную сторону, которая выражается в переживании процесса. Это нужно учитывать в учебном процессе и организовывать его так, чтобы ученики становились в положение первооткрывателей. Творческие способности развиваются в процессе деятельности, поэтому нужно искать пути и средства организации творческой деятельности учеников в процессе учебы.

Составной частью творческих способностей является теоретическое мышление и познавательная активность. Этому способствуют эвристические беседы, проблемное изложение материала, организация дискуссий, выполнения лабораторных работ творческого характера и развязывания творческих задач.

Цель педагогической деятельности: развивать творческую и познавательную активность учащихся на уроках физики средствами информационных технологий, используя перспективные результаты передового педагогического опыта.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить:

а) роль современных компьютерных технологий на уроках физики;

б) возможности использования компьютерных технологий на разных этапах обучения;

в) возможности использования ИКТ при проведении интегрированных уроков.

 2. Разработать наглядно-иллюстративный  и  дидактический  материал,  позволяющий  организовать   уроки с использованием  ИКТ;

3.Разработать  уроки   физики с использованием современных компьютерных технологий.

       4.Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

        5.Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

       6.На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.

Таким образом, основной моей  задачей является - принять ученика таким, какой он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться.

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

  • проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно – коммуникационную и Интернет - технологию;
  • игровые;
  • проектную технологию.

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий при изучении физии в основной и старшей школе для развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

В своей работе я использую технические средства кабинета физики (компьютер,  принтер, мультимедийный проектор и экран, интерактивную доску, Интернет).

          На протяжении нескольких лет, работая как в среднем, так и в старшем звене, я проводила уроки с использованием ИКТ разных типов. В результате пришла к выводу, что такие уроки можно разделить на несколько групп:

Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем

Преимущества урока с использованием презентаций очевидны. Нам всем хорошо знакомы слова: «Покажи мне – и я увижу, расскажи мне – и я услышу, дай мне сделать самому – и я научусь». Результаты исследований показали, что если ребенок только услышит некоторую информацию, то он ее запомнит в объеме 25%,  если он ее только увидит – то объем памяти будет содержать 33% информации, если и увидит, и услышит, то запомнит 50% от нового материала, а если получит информацию при активных действиях, то объем памяти будет равен 75%.

             Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

       Преимущество представления информации в виде презентации над   информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
         Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point не требует специальной подготовки и больших затрат. При этом учащиеся работают индивидуально или учитель использует компьютер, соединенный с демонстрационным экраном.

Программа Notebook позволяет учащимся работать в самой презентации: заполнять таблицы, сравнивать, сопоставлять, перемещая объекты.

          Презентация позволяет  иллюстрировать рассказ, сделать урок более   организованным, наглядным, интересным, мобильным.  На данных уроках используется презентации, созданные учителем в соответствии с поставленными целями и ходом урока. Презентация не только ориентирует учащихся на основные этапы урока и делает урок более наглядным и информативным, но и помогает в выполнении заданий в ходе урока.

Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки).

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.

Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).

Кроме того, что данный вид учебной деятельности  формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому учащиеся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации

Этот урок требует предварительной подготовки. Класс делится на   творческие группы, каждая из которых готовит презентацию, где отражает информацию о путешественнике, цели и итоги его путешествия, значение открытия. Учитель рекомендует необходимую для работы литературу. Также ему целесообразно контролировать и ход подготовительной работы. Ценность созданных учащися презентаций и в том, что они являются продуктом совестного творчества, и в том, что в ходе урока они помогают воспринимать  материал более активно. Некоторые презентации, созданные школьниками, настолько интересны, грамотны, информативны, что могут использоваться учителем в его дальнейшей работе, на уроках, внеклассных мероприятиях.       

Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий.

      На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны. В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий

Интегрированные уроки. Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и обрабатывают информацию. Применение метапредметных связей позволяет  "протянуть смысловые нити от одного предмета к другому … преодолеть их разобщенность". Через метапредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях человека.

Каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет в той или иной степени дискретный набор сведений из определенной области знаний и уже по этой причине не может претендовать на системное описание действительности. Вполне понятно, что в таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи.

 Интегрирование знаний позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность, проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его на уровне общих закономерностей, ведущих идей учебного предмета, использовать материал способом дальнейшего познания.

При планировании интегрированного урока важно подобрать материал, который учит мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений.  Для этого необходимо, чтобы учащиеся взглянули на вещи заново, как на непривычные для них. С этой целью они проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогию, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, делают выводы, полученные из наблюдений над одним явлением и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции.

Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой  из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы. На таких занятиях  более широко используются ИКТ-технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word,  Power  Point, Exel).

Такой тип урока, по моим наблюдениям, очень интересен всем учащимся. Учащиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что их ждет смена видов деятельности, совместное творчество, создание проектов. Зачастую, учащиеся уходят с таких уроков только с оценками 4 и 5, хорошим запасом знаний.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, большой информативной емкостью материала.

Закономерности интегрированного урока заключаются в следующем:

-    урок подчинен авторскому замыслу;

- этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

-  связанность структуры урока достигается последовательностью, но не исключена и параллельная связь.

           Мною совместно с учителем биологии были созданы двухчасовые интегрированные уроки: «Орган зрения как оптическая система», «Звук и орган слуха» (приложение 2).

          Уроки с использованием интерактивной доски.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски.

Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В связи с этим интерактивная доска является одним из средств применения важнейшего из принципов обучения – наглядности.

Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных: на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Она помогает донести информацию до каждого в классе. Визуальные средства обучения способствуют развитию творческой активности, увлечению предметом, создают наилучшие условия для овладения математическими навыками, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках. Визуализация информации позволяет развивать правополушарное мышление, а для тех обучаемых, которые заведомо отдают предпочтение образной информации, является просто необходимой .

Интерактивная доска как визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Учитель и ученик могут наносить на интерактивную доску дополнительные знаки, рисунки, надписи; сохранять или удалять их. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам обеспечивает эффективное усвоение учащимися учебного материала. Интерактивная доска помогает не только видеть изображения, но и управлять ими с помощью панели инструментов. Одновременное использование нескольких кнопок панели инструментов вооружает учителя мощным средством, позволяющим организовать практическую деятельность учащихся. Подобные приемы повышают динамику учебного процесса, делают урок эмоционально насыщенным, что является неоспоримым средством оптимизации учебного процесса.

Интерактивная доска - это монитор с возможностью ввода данных в компьютер непосредственно с рабочей поверхности доски. Она соединяет в себе возможности компьютера, видеопроектора и тактильно-интерактивные функции пользователя (учителя, учащихся). Ее интерактивность заключается в возможности реагировать на действия пользователя, совершаемые на ее поверхности.

   

              Уроки компьютерного тестирования.

        Такие занятия позволяют  быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме.

Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.

          Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

          В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения  учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным  составляет основу информационной компетентности учащегося.

Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

          Использование виртуальных лабораторий

          Особого внимания заслуживает работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями. Благодаря им учащиеся могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования, что стимулирует развитие их творческого мышления, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике.

             Применение ИКТ во внеурочной деятельности

      Применение ИКТ во внеурочной деятельности даёт возможность обеспечить каждому ученику собственную траекторию развития, организовать его познавательную деятельность, использовать компьютер и его возможности, системы дистанционного обучения различного уровня для развития коммуникативности учащихся.

Мною организована работа кружка  по физике «Квант». Программа кружка имеет практическую направленность и в частности использование компьютеров при освоении датчиков по физике.

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
  • межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
  • уроки лекции с просмотром различных сюжетов;  
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
  • урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
  • уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

Методы, используемые на урока: лекция, поисковые (учебно – исследовательская   деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.

ИКТ расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Наличие большого набора информационных объектов позволяет учителю представить учащимся изучаемые физические объекты и процессы во всем многообразии их проявлений и свойств, четко определить их место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире. Разнообразие информационных объектов способствует расширению и углублению знаний учащихся.

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От  понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех  в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда — и физического выживания в условиях современного информационного общества.

Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, - это умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем). Новые задачи в обучении предполагают изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменения в содержании и организации материала; в использование адекватных современных технологий. Известно, что использование ИКТ легко адаптирует и модернизирует традиционные виды учебной деятельности к применению информационных носителей и мультимедийных проектов.

Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому, чтобы поддерживать интерес к физике, необходимо искать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учеников. В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.[11]

В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют широкие возможности и для самостоятельного изучения физики.

Основу такой деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.

Применяя ИКТ, учащиеся

  • приобретают навыки самостоятельного поиска информации;
  • оптимально используют персональный компьютер как обучающее средство;
  • развивают свой познавательный интерес (через тягу современного школьника к компьютеру).

У них формируется убеждение, что достижения современной техники неотделимы от науки физики.

Эффективность применения информационных технологий в значительной степени определяется тем, как организована самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Совершенно очевидно, что в  процессе обучения на базе ИКТ роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Самостоятельная работа школьников на всех основных этапах по-прежнему координируется преподавателем посредством выбора способов организации среды обучения, создания виртуального рабочего места учащегося.

В 7 классе при изучении физики возможно формирование предметной информационной компетентности на элементарном уровне:

  • самостоятельно изучать материал по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов (например, правила взвешивания на рычажных весах, трение в природе и технике);
  • составлять вопросы к рисункам, схемам, опытам (например, объем тела неправильной формы, бочка Паскаля, схема работы домкрата);
  • готовить домашние задания, используя анимации (например, давление воздуха, закон Гука, закон Паскаля);
  • готовить сообщения, мини исследования по материалам Интернета (например, «От опытных фактов — к научной гипотезе»: урок -исследование);
  • осуществлять информационный поиск (например, составлять монографию Архимеда);
  • делать тематическую подборку в Интернете рисунков, открытий ученого, применения данного закона или явления в практике (например, «Устройство каких приборов основано на существовании атмосферного давления?»)

Использование данной технологии способствует развитию личности ребенка. У него формируется устойчивое умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и обрабатывать ее, активизируется познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера ребенка. Таким образом, ИКТ помогает объединить знания в единую динамичную систему, уйти от массовости, усредненности, нивелировки образования.

Во время крутых  общественных поворотов, перестройки или смены экономических систем, востребованность в людях умных, знающих, интеллектуально развитых, способных быстро ориентироваться в новых процессах, резко увеличивается. Подготовить, обучить и воспитать таких людей  призвана современная школа. Одна из главных ее задач  – развивать у учащихся психологические инструменты познания, с помощью которых они смогут «учить себя», формировать научное мировоззрение на основе комплексных знаний о природе  и социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В условиях увеличения объема научной информации, совершенствования учебных программ возникает острая необходимость в систематизации, обобщении, повышении уровня качества знаний учащихся. Ведущие педагоги Скаткин М.Н., Занков Л.В., Кириллова Г.Д.  считают, что для повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса необходимым является развитие познавательного интереса, формирование положительной мотивации учения, интерес к изучаемому предмету. Все это может быть достигнуто с помощью ИКТ технологий.

Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что на возраст, соответствующий 5-6 классам, приходится максимум сензитивного периода для развития функциональной системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира.  В течение значительного времени современный ребенок оказывается погруженным в виртуальный мир, свойства которого, вообще говоря, не совпадают со свойствами реального физического мира. Именно поэтому в то время, когда ребенок начинает чувствовать себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать возможность осваивать реальный физический мир - мир вещей и явлений. Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания основных явлений.

Почему этому сравнительно легко научиться на примерах физики? Потому, что законы физики наиболее простые и наиболее общие законы природы. Они лежат в основе всех более сложных природных явлений. А еще только физическое явление можно изучить на уроке фактически. Это обусловлено именно спецификой физики:

  • во-первых, протекание физического явления не требует больших промежутков времени и, значит, терпеливого и кропотливого (и часто скучного и однообразного) наблюдения (известно, что дети всегда были нетерпеливы, им результат нужен «прямо сейчас»);
  • во-вторых, физические явления легко воспроизвести (попробуйте это сделать с соответствующими явлениями на уроках географии и биологии!);
  • в-третьих, закономерности протекания явления, влияние на его протекание различных факторов может установить сам ребенок, многократно воспроизводя опыт и видоизменяя его условия;
  • в-четвертых, ребенок оперирует конкретными объектами, учится мыслить конкретно. Это создает условия для постепенного перехода к развитию абстрактного мышления.

Использование ИКТ на уроках и в вне даёт мне возможность:

  • повышать внутреннюю мотивацию к образованию;
  • сочетать традиционные и активные формы и методы обучения;
  • развивать личностные качества;
  • повышать качество обучения;
  • развивать творческие способности учащихся.

Моя педагогическая деятельность строиться на принципах доступности, культуросообразности, взаимного интереса, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, естественности, сотрудничества.

       Для осуществления данных принципов я:

  • создаю атмосферу поиска на уроках;
  • выстраиваю диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру ученика  занимает значимое место;
  • провоцирую появление вопросов и желание найти ответы;
  • выстраиваю доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности;
  • учитываю интересы и мотивацию учащихся;
  • даю учащимся право в принятии значимых решений.            

     

Рассмотрение физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.

В своей деятельности я стараюсь разрабатывать содержание, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, и развить уже имеющиеся способности.

В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности  школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на  искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

На уроках дети учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать.  Причём включаются в эту деятельность все ученики класса.

Таким образом, практическая направленность при изучение предмета физики, постоянная опора на жизненный опыт учащихся, постановка качественного эксперимента, разработка систем заданий, стимулирующих познавательную активность, создание условий для самоопределения и самореализации – успешное изучение и усвоение физики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя химии.

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся "....

Обобщение педагогического опыта учителя технологии и ИЗО

Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Обобщение педагогического опыта учителя физики

Инновационный потенциал опыта: в данной работе представлена система методов и приёмов по самореализации личности детей, обучающихся на надомном обучении, в естественно-научном цикле предметов, имеющих...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...