Организация рациональной деятельности как способ избежания информационных перегрузок.
статья по физике на тему

Пичугова Елена Николаевна

Один из методов борьбы с информационной перегрузкой – это организация рациональной деятельности учащихся, т.е. организация осмысленной и осознанной учебной деятельности, которая является примером здоровьеформирующей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Булавина Т.В.и Пичугова Е.Н.

МОУ СОШ №1 г.Камешково

Организация рациональной деятельности как способ избежания информационных перегрузок.

 Современное общество характеризуется как среда, насыщенная информацией. Основная проблема современного человека –это  информационная перегрузка. Ежедневно каждого человека в современном обществе атакует масса самой разнообразной информации – текстовой, звуковой, визуальной, расположенной в городской среде или приходящей по e-mail. Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности её восприятия человеком.

Информационная перегрузка негативно влияет на здоровье учеников.

Влияние информационных перегрузок на здоровье учащихся

Состояние мозга

Эмоциональные симптомы

Состояние организма

Головная боль;

Тяжесть в голове;

Отторжение информации;

Отвращение к информации.

Снижение интереса к работе с информацией;

Депрессия;

Повышенная нервозность или, наоборот, апатичность.

Потеря аппетита;

Быстрая утомляемость; повышенная вялость;

Воспаление глаз;

Увеличение частоты пульса.

И наша задача – минимизировать негативное влияние перегрузок на здоровье учащихся. Один из методов борьбы с информационной перегрузкой – это организация рациональной деятельности учащихся, т.е. организация осмысленной и осознанной учебной деятельности, которая является примером здоровьеформирующей деятельности.

Она включает в себя

  • целеполагание
  • планирование
  • непосредственно деятельность
  • результат
  • самооценку результата

Оптимально реализовать эти принципы здоровьеформирующей деятельности позволяет метапредметный урок. Именно такой урок мы провели в 10-м классе по теме: «Математические модели гармонических колебаний». Цель урока: «Снижение информационных перегрузок путём организаци рациональной деятельности учащихся при составлении математических моделей гармонических колебаний».

Условия для организации рациональной деятельности учащихся на уроке:

  • Учёт индивидуальных  особенностей учащихся. Учащиеся в классе различаются как по уровню развития   как личностных, так и познавательных качеств.   В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации в классе есть: Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
             
    Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
            
    Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
            
    Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная.
  • Технология проективного обучения  Мы объединили уроки по двум сложнейшим темам сложных предметов (математика и физика) с целью снизить негативное влияние информационных перегрузкок посредством рациональной организации деятельности учащихся. Урок построен на основе деятельностного подхода и здоровьесберегающей технологии проективного обучения. Используемая технология позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством проецирования знаний на разные предметы.
  • Мотивация учащихся и создание проблемного поля. Этап мотивации и выделения проблемного поля является самым важным этапом урока, т.к. понимание мотивов и целей своей деятельности - это главное условие создания ситуации успеха, которая позволяет учащимся реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию, что ведет к снятию учебных перегрузок. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение, т.к. постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.  На уроке учащиеся были смотивированы представлением многообразия видов колебательного движения, и проблема встала в создании модели для их описания.
  • Деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности, которая была представлена на уроке в виде практической работы. Практическая  работа  состояла из информационной части «Изучение уравнения и графика гармонических колебаний при работе с текстом», и экспериментальной части по разработке двух теоретических моделей (уравнения и графика) реального колебательного процесса. При работе с текстом ученики отбирали нужную информацию, интерпретировали и  переводили её из одной знаковой формы в другую. При выполнении экспериментальной части применяли изученную информацию в новой учебной ситуации, самостоятельно составив план своей работы.
  • На уроке использовались такие активные методы обучения, как свободная беседа, создание проблемной ситуации, самостоятельная практическая работа.
  • Для снятия усталости необходимо чередование методов обучения через 10-15минут ,которое мы старались соблюдать. При этом происходило и чередование поз учащихся. А также снять излишнее напряжение и усталость нам позволила физкультминутка «Танцы функций».
  • Для рациональной деятельности учащихся на уроке необходимо такое качество, как умение работать с информацией: чёткое определять цели учебной активности; работать с различными видами информации; использовать только необходимую информацию; интерпретировать текст, переводить информацию из одной знаковой формы в другую. На уроке дети работали с различными видами информации: аудиовизуальной, печатной, знаковой, производив с ней все необходимые действия.
  • Для улучшения качества урока необходимо использовать информатизационную среду школы. На нашем уроке для наглядности использовались видеоролик, презентация, документкамера; для увеличения темпа работы использовалась интерактивная доска.
  • И, конечно, на уроке нельзя забывать про санитарно-гигиенические нормы при использовании  мультимедийных средств.

 Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий

Класс

Максимальная длительность в мин.

I – II

7 – 15

III – IV

15 – 20

V – VII

20 – 25

VIII – XI (XII)

20 – 25

В конце урока мы провели рефлексию «Маятник настроения», в результате которой узнали эмоциональное состояние учащихся и удовлетворённость их своим результатом работы. Он оказался равным   8   баллов из 10 возможных.  Это показывает, что цель урока была достигнута и  организация рациональной деятельности учащихся на уроке – это путь  к снижению перегрузок, а значит, и сохранению здоровья.

Библиографический список

  1. Еляков, А. Д Информационная перегрузка людей / А. Д. Еляков. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf (14.01.2014г.)
  2. Последствия информационной и эмоциональной перегрузки - http://kaskadpg.ru/rabota-lidera/infperegruzka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

Статья об организации проектной и  исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...

Рациональные способы организации учебной деятельности в дополнительном образовании

Чтобы научить детей учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельностиДля того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали...

«Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»

laquo;Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»...

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «РУССКОЕ СЛОВО»

Несколько лет я работаю, используя информационно-образовательную среду издательства "Русское слово". Здесь представлены некоторые формы и методы этой работы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм...