Использование средств ИКТ при решении проф.задач на уроках физики
материал по физике на тему

Семёнова Жанна Ивановна

       Г.К.Селевко в своей книге «Современные образовательные технологии» определяет компьютерные или новые информационные технологии обучения, как «процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер». В моей деятельности данная технология является одной из определяющих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Пикалёво

Бокситогорского муниципального района

Ленинградской области

Международный конкурс для педагогов

«Использование средств ИКТ при решении профессиональных задач на уроках физики»

Учебный предмет «Физика»

Подготовила:

учитель физики

Семёнова Жанна Ивановна

МБОУ «СОШ №1»

г. Пикалёво

ул. Школьная, д.6

эл.адрес: js.77@yandex.ru

г. Пикалёво

2015

Главное – делайте всё с увлечением: это страшно украшает жизнь!

Л. Д. Ландау

       Г.К.Селевко в своей книге «Современные образовательные технологии» определяет компьютерные или новые информационные технологии обучения, как «процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер». В моей деятельности данная технология является одной из определяющих.

XXI век называют веком «электронного общества» и веком информационной цивилизации. В нашем обществе произошли огромные изменения. Появились новые подходы к вечным проблемам: как учить и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения учителя и ученика.

Современный образовательный процесс требует внедрение в практику новых перспективных педагогических технологий. Они способствуют развитию критического мышления учащихся, формируют творческий подход к процессу обучения, как у учителя, так и у учащихся, активизируют навыки самостоятельной  работы школьников, формируют основы функциональной грамотности обучающихся.

Обучение физике на уроках сегодня нельзя представить только виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к предмету, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Успех во многом зависит и от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, применяю на практике опыт педагогов-новаторов, осваиваю и использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, проектную деятельность, зачётную систему, элементы технологии уровневой дифференциации.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на информационно-коммуникационной технологии и рассмотреть, как происходит использование средств ИКТ при решении профессиональных задач на уроках физики.

Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не даёт учителю забывать о том, что физика – наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ, без проведения эксперимента.

Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому учителю приходится разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам.

Цели использования ИКТ на уроках физики следующие:

  • Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).
  • Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка.
  • Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.  
  • Воспитать у школьников в процессе деятельности положительное отношение к науке вообще и к физике в частности; развить интерес к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам.

Решаемые задачи при использовании ИКТ технологии:

  • Привитие навыков научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности.
  • Развитие умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.
  • Формирование умения кратко и четко формулировать свою точку зрения.
  • Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

Достижению целей способствует оборудование учебного кабинета физики, включающее:

стационарный компьютер последнего поколения с современным программным обеспечением, включенный в локальную вычислительную сеть школы и глобальную сеть Интернет; мультимедиапроектор; интерактивная доска.

Таким образом, компьютерное оборудование, установленное в учебном кабинете, является источником учебной информации, служит наглядным пособием качественно нового уровня, используется как средство диагностики и контроля на всех этапах образовательного процесса. Компьютерная техника выступает в роли рабочего инструмента, позволяющего готовить и хранить тексты и презентации, моделировать и демонстрировать физические процессы и явления, производить расчеты.

Систематическое использование компьютерного оборудования позволяет обучать физике с использованием многовариантной среды, что вызывает особый интерес у детей, делает урок более интенсивным и индивидуализированным, повышает эффективность подачи материала за счет неограниченных ресурсов.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, дают возможность эмоционально и образно подать материал, экономит время на уроке. На 65% уроках я использую мультимедийный проектор, что позволяет учащимся видеть все записи более чёткими, ясными и образцовыми.

При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий позволяет проводить локальные тестирования и диагностики; осуществлять поиск и обрабатывать информацию в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ).

            На уроке я могу:

  • использовать мультимедийные презентации, которые позволяют ученикам быстро усваивать большой объем материала, делают разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие на запоминание, материал темы долго находится в памяти ученика;
  • демонстрировать физические процессы и явления, которые невозможно поставить в обычных условиях из-за повышенной опасности или вредности, а иногда и за отсутствием нужного оборудования;
  • показывать различные виды материала: фото, плакаты, схемы, таблицы, диаграммы;
  • проводить лабораторные работы.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией, привития интереса к предмету.

Благодаря наглядности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание. В своей работе я использую как готовые обучающие интерактивные программы (все используемые образовательные диски – лицензионные), так и разрабатываю самостоятельно мультимедийные презентации для использования на уроках.

Вот некоторые примеры:

Класс

Кол-во

уроков

Информационные

ресурсы

Тема

Цель использования

ИКТ

Результат

7

класс

2

Презентация

«Физика – наука о природе»

Что изучает физика

Актуализация знаний

Повышение мотивации на 26%

Формирование устойчивого интереса к физике

7

класс

2

Презентация

«Измерение физических величин»

Физические величины и их измерение

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 17%

8

класс

2

Презентация

«Плавление и кристаллизация веществ»

Изменение агрегатных состояний вещества

Актуализация знаний, объяснение нового материала

Повышение мотивации на 15%

8

класс

3

Презентация

«Парообразование»

Изменение агрегатных состояний вещества

Объяснение нового материала, закрепление материала

Повышение мотивации на 17%, успеваемость 100%

8

класс

1

Материалы  собственного

образовательного портала «Виртуальный учитель»

Источники постоянного тока

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 18%

8

класс

1

Презентация

«Электрическая цепь и ее составные части»

Законы постоянного тока

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 21%

8 класс

1

Тренировочные задания по своим материалам, работа на компьютерах терминального класса

Законы постоянного тока

Закрепление

пройденного

Успеваемость 100%

8

класс

1

Тренировочные задания по материалам образовательного диска «Интерактивные задания 7-9 классы», работа  на компьютерах терминального класса

Постоянные магниты

Проверка знаний

Успеваемость 100%

9

класс

1

Задача с элементами моделирования физического процесса из материалов образовательного диска «Открытая физика», работа на компьютерах терминального класса

Закон сохранения импульса

Закрепление материала

Успеваемость 100%

9

класс

1

Презентация

«Механические волны»

Механические волны

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 26%

9

класс

1

Презентация

«История атома и атомного ядра»

Атомная физика

Погружение в тему (использование исторического материала)

Снятие тревожности

Развитие познавательных способностей и устойчивого интереса к физике

10

класс

1

Презентация

«Насыщенный пар»

Насыщенный пар

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 21%

10 класс

1

Презентация

«Кристаллические и аморфные тела»

Твердые тела

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 17%

10

класс

2

Лабораторная

работа из материалов образовательного диска «Физикон», работа на компьютерах терминального класса

Виды соединения проводников

Закрепление материала

Успеваемость 100%

11

класс

1

Презентация

«Радио»

Электромагнит-

ные волны

Обобщение материала и проверка знаний

Развитие познавательных способностей и устойчивого интереса к физике

11 класс

2

Презентация

«Отражение и преломление света»

Законы геометрической оптики

Объяснение нового материала

Повышение мотивации на 20%

11 класс

2

Демонстрация интерференции и дифракции из материалов образовательного диска «Открытая физика», работа на компьютерах терминального класса

Волновые свойства света

Объяснение нового материала и закрепление

Развитие познавательных способностей

11 класс

1

Презентация

«Фотоэффект»

Законы фотоэффекта

Объяснение пройденного материала

Повышение мотивации на 18%

11 класс

1

Презентация

«Мирный атом: за и против»

Проблемы и перспективы атомной энергетики

Обобщение пройденного материала

Повышение мотивации на 26%

Информационно-коммуникационные технологии невозможно представить без использования интерактивной доски. Интерактивная доска в образовательном процессе используется чаще всего как средство фронтальной работы с учащимися и предполагает тщательную подготовку к любому уроку или его фрагменту.

        Попробую сформулировать алгоритм разработки и проведения уроков с использованием интерактивной доски:

• Определение темы, цели и типа занятия с учётом межпредметных связей.

• Выбор формы проведения урока (формы могут быть самыми разными: семинары, конференции, мастер-классы, деловые игры, викторины, разминки т .д.)

• Составление структуры урока, определение этапов, на которых планируется использовать инструментарий интерактивной доски.

• Анализ целесообразности использования интерактивного оборудования на конкретном уроке в сравнении с традиционными средствами обучения.

• Подбор и разработка интерактивного дидактического материала, раздаточных материалов (если требуется)

• Составление подробного поминутного плана урока.

• Подготовка учащихся к восприятию урока с использованием интерактивного оборудования.

• Апробация урока.

• Анализ и обсуждение урока.

        При создании и демонстрации презентаций, выполненных с помощью программного обеспечения интерактивной доски и предназначенных для работы с учащимися, надо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

        Рекомендации по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:

• фон слайдов не должен быть слишком ярким;

• изображения на слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечётких или размытых иллюстраций;

• изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими чётко их видеть с любого места;

• на каждом слайде может быть размещено не более 7 – 9 объектов (рисунки и текстовые фрагменты);

• для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегружено малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

• объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

• должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

• необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде;

• надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях;

• смена слайдов должна осуществляться с помощью стилуса или управляющих кнопок;

• общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся.

При демонстрации слайдов очень важно выполнять следующие правила:

• следить, чтобы разработка была хорошо видна всем учащимся;

• сопровождать иллюстративный материал пояснением учителя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

• стремиться вовлечь в процесс восприятия, по возможности, все органы чувств: зрение, слух, осязание.

        Все перечисленные рекомендации целесообразно использовать и при организации проектной деятельности с использованием интерактивных досок.

        Являясь одним из методов развивающего обучения, проектная деятельность позволяет существенно повысить качество образовательного процесса за счёт развития творческих способностей, логического мышления учащихся. В ходе проектной деятельности учащиеся в соответствии с поставленной задачей занимаются сбором и обработкой информации, представленной в различном виде, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты.

        Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении на интеграционной основе различных предметов.

        Результатом проектной деятельности может являться проект, выполненной школьной командой, сформированной из учащихся одного или нескольких классов под руководством одного или группы учителей.

        В работе над проектом главными действующими лицами являются ученики, учителя же выступают в роли «режиссёров - консультантов».

        Существует множество различных способов классификации проектов: по ведущей деятельности, по сфере применения результатов, по используемым технологиям и др.

        Рассмотрю четыре этапа работы над проектом с использованием мультимедийных и интерактивных технологий: планирование, аналитический этап, обобщение информации и представление полученных результатов работы над проектом (презентация).

Этап 1. Планирование.

        Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения, включающего обмен мнениями, выдвижение идей, распределение задач по участникам, определение сроков и т.д. На этом этапе педагог может использовать интерактивную доску для записи всей необходимой информации, с последующим сохранением, выделением наиболее значимых идей. Для наглядного представления плана можно использовать фото или схематические изображения участников проекта, устанавливать соответствия, объединять участников, предложенные теме и подтемы в группы. При необходимости можно с помощью системы голосования провести коллективный опрос. Этот способ удобен для итогового определения темы проекта и выбора лидера группы.

Этап 2. Аналитический.

        Этот этап предполагает формулирование собственной задачи, самостоятельную исследовательскую работу учащихся, обмен информацией с другими участниками проекта, педагогами, консультантами. Учащиеся осуществляют сбор информации из различных источников и анализируют её. На этом этапе педагог может использовать интерактивную доску при проведении консультаций по поиску и выбору наиболее важных источников информации в сети Интернет, а также при заполнении интерактивного журнала всей группы или каждого представителя отдельно. Участники проекта могут в интерактивном режиме классифицировать собранный материал, строить графики и диаграммы, производить расчёты и даже организовывать видеочаты. На этом этапе интерактивная доска служит дополнительным инструментом коммуникации. Использование доски не исключает работу в компьютерном классе или библиотеке.

Этап 3. Обобщение информации.

        На этом этапе осуществляется структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений и навыков. Учащиеся обмениваются знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией, систематизируют данные. Здесь интерактивная доска может с успехом использоваться для обработки результатов анкетирования, проведения социологического опроса, дистанционного интервьюирования. На этом этапе определяется порядок представления обработанной информации, обосновываются выводы.

Этап 4. Представление полученных результатов работы (презентация).

        На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление проекта. При использовании интерактивной доски на данном этапе становится возможным достижение высокой наглядности любого иллюстративного материала. Учащиеся могут продемонстрировать проект всесторонне, начиная с этапа планирования показать логическую цепочку действий и выводов; при необходимости внести поправки непосредственно в момент выступления.

        Использование интерактивной доски наряду с другими средствами информатизации позволяет усилить учебную мотивацию учащихся, помогает эффективно использовать знания и умения в реальной жизни, в частности, в области компьютерных технологий, расширяет кругозор.

Использование компьютерной технологии в обучении физике обеспечивает личностный рост ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, данная технология рассматривается как одно из ключевых условий повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся и повышения мотивации к обучению, более эффективного использования учебного времени. Появляется возможность организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Конечно же, в рамках одного урока невозможно использовать все ресурсы и возможности ИКТ, важна система их внедрения в обучение. Эту систему может и должен построить каждый учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения. И в заключение хочется напомнить слова английской пословицы «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики

Данный материал представляет краткое описание опыта работы....

статья на тему: "Решение экспериментальных задач на уроках физики".

Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике....

Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики

Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся....

доклад "Решение экспериментальных задач на уроках физики"

Я считаю, что  решение  экспериментальных задач  при изучении физики является неотъемлемой составной  частью процесса обучения. Потому что позволяет формировать и обогащать физичес...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...