Разработка урока “ Урок одной задачи” 8 класс Учителя – Кононова Т. А. ТЕМА: “Тепловые процессы. Обобщающее повторение”
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Кононова Татьяна Анатольевна

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя.Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления.Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока

“ Урок одной задачи”

8 класс

Учителя – Кононова Т. А. , Лукьянчикова И. И.

ТЕМА: “Тепловые процессы. Обобщающее повторение”

ЦЕЛИ:

         1.  повторить и обобщить пройденные тепловые процессы: нагревание (охлаждение), плавление (отвердевание), кипение (конденсация), горение;

  1. повторить и закрепить формулы для количества теплоты, необходимого для    осуществления этих процессов;
  2. повторить и закрепить понятие КПД теплового двигателя;
  3. использование учебного содержания для формирования  следующих умений и навыков:
  • умение отвечать на вопросы;
  • владение монологической речью;
  • планирование хода выполнения учебной задачи;
  • применение знаний, умений и навыков;
  • применение использовать ПК для расчётов и построения графиков;
  • умение пользоваться справочными материалами.
  1. Повторить и закрепить навык работы с документами Word, электронным калькулятором, устройством флеш-памяти..
  2. Повторить и закрепить навыки работы с текстовыми документами.

ЗАДАЧИ:

 

Обучающие:        - обобщение и углубление полученных ранее знаний, расширение

                             навыка  решения задач, подготовка к контрольной работе;

                             - научить самостоятельно добывать знания

Воспитательные: -  воспитание личностных качеств, обеспечивающих

                             успешность исполнительской  деятельности учащихся:                            

- формирование навыка коллективной работы.

- развитие интереса к отечественной истории, воспитание патриотизма.        

Развиваюшие:     развитие логического и практического мышления как основы

                             технической деятельности.

Знания

Умения

Понятия:

  • Внутренняя энергия
  • Теплопроводность
  • Конвекция
  • Излучение
  • Кол-во теплоты
  • Уд.теплоемкость
  • Плавление
  • Конденсация
  • Тепловые двигатели
  • Текстовый документ

Формулы:

  • Кол-во теплоты при нагревании и парообразовании
  • Закон сохранения энергии при тепловых процессах
  • Устройство термоса и ДВС
  • видеть в тепловых процессах способы теплопередачи
  • объяснять устройства термоса и ДВС
  • работать с графиками плавления и отвердевания
  • находить количество теплоты
  • объяснять результаты опытов
  • составлять уравнения теплового баланса
  • умение публичного выступления
  • умения выслушивать других
  • вставлять различные символы (буквы греческого алфавита, нижние и верхние индесы)
  • создание презентаций

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Межпредметные связи: физика, информатика.

Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке: 

1) организация занятия: наглядный, практический;

2) уровень развития обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

3) форма организации деятельности обучающихся: коллективно-групповая.

Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке: 

решение проблемных ситуаций, устное изложение, ответы на вопросы, работа с таблицей, работа с компьютерной техникой.

Дидактические материалы и средства обучения

  1. Мультимедийный проектор + экран + компьютер;
  2. Карточки с условием задачи.

Раздаточный материал:

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в  котелок и поставили на газовую горелку. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что вся вода выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С. Потерями энергии на нагревание котелка пренебречь.

ПЛАН УРОКА:

                  Организационный момент –    мин.

                  Вступление: постановка целей и задач урока –     мин.

                  Повторение обозначений и формул –    мин.

                  Чтение задачи и анализ условий –    мин.

                  Решение задачи по группам –      мин.

                  Запись решения задачи на доске и в тетрадях, анализ результата –    мин.

  1.             Создание графика плавления и отвердевания кристаллических тел.
  2.             Рефлексия – 3 мин.

                  Подведение итогов и организация домашнего задания – 5 мин.

ХОД УРОКА:

1.      Учитель сообщает учащимся, что на сегодняшнем уроке они должны повторить пройденную ими тему “Тепловые явления”, формулы для расчета количества теплоты. Для этого они будут решать весь урок одну большую задачу. Но перед тем как зачитать условие, необходимо повторить все формулы и обозначения физических величин данной темы.

  1. На доске появляются презентации, созданные обучающимися заранее. Презентации относятся к теме «Тепловые явления».
  1.  Чтение задачи и анализ условия задачи (раздается на карточке каждому).

ЗАДАЧА

Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в  котел и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что вся вода выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40°С. Потерями энергии на нагревание котла пренебречь.

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ

На  доске появляются обозначения и слова, из которых учитель вместе с классом составляет схемы реакций. Затем все вместе записывают, что дано в задаче и работают со справочной литературой (необходимо найти удельную теплоемкость веществ, удельную теплоту плавления веществ)  

  1. Индивидуальная работа по группам за компьютерами*.

                  *. На группы класс разбивается заранее.

Задача разбивается на четыре части.

ЗАДАНИЯ:

  1. РАССЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ НАГРЕВАНИЯ  ЛЬДА (Q) .
  2. РАССЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА (Q) .

3.   РАССЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ НАГРЕВАНИЯ  ВОДЫ (Q).

4.      РАССЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ПАРООБРАЗОВАНИЯ  ВОДЫ (Q).

На группы класс разбивается заранее. Группы  выполняют расчёты тех  процессов презентации по которым они готовили, на компьютерах.  Для этого они открывают текстовый редактор Word. Каждое задание находится на новом листе одного документа, полностью данные задачи записаны на последнем листе этого документа.  Решение они должны набрать в документе на своей странице. Задача команды записать формулу для нахождения количества теплоты, подставить все значения и подсчитать ответ. Далее свое решение они должны скопировать и вставить на внешний носитель памяти и передать учителю. Таким образом, по окончании выполнения заданий «соберется» все решение.

5.    После того, как задачи в группах решены,  класс собирается вместе, обсуждают и проверяют решение каждой группы.  

Исходя из полученных решений, учащиеся коллективно находят ответ на вопрос задачи (РАССЧИТАТЬ МАССУ ПРИРОДНОГО ГАЗА). Далее весь класс записывает  решение задачи в тетради.

    Дано:                                                                  Решение:

   t = - 40°С                                                  

   t= 0°С                                     Q =   с m (t– t)       Q =   8,4 *10 Дж

   t= 100°С                                  Q = λ  m                            Q=  34 * 10  Дж

   m=10 кг                              Q = c m ( t – t)       Q =  42 * 10  Дж

   с= 2100 Дж/(кг°С)             Q = L m                             Q =   230 * 10 Дж

   λ = 3,4  * 10 Дж/кг                Q  = с  m (t – t)    Q =  1,923 *10Дж

  c = 4200 Дж/(кг°С)

  m = 1,5 кг                      Qпол = Q+ Q+ Q+ Q+ Q    Qпол = 109, 332 *10Дж

   с = 920 Дж/(кг°С)                              

   L = 23* 10Дж/кг                  Qзатр = (Qпол /η)100%              Qзатр= 364, 44 * 10 Дж

   η = 30%                                                                                                        

   q = 440 * 10Дж/кг                                  

                                             

                                                        m = Qзатр / q                       m =  0,83 кг

   m -?                                                            

                             

 Ответ:   m= 0.83 кг

                                         

6.      Перед учениками ставиться проблемный вопрос – для чего нужны подобные расчеты (Ответ: дают возможность определить, сколько топлива необходимо взять в экспедицию или поход).

7.   Работа в группах. Учащиеся должны построить график того процесса который они рассчитывали. Потом представители каждой группы строят общий график в презентации на доске.

8.      В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опроса:

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. теперь я могу…
  4. я приобрел…
  5. у меня получилось …
  6. урок дал мне для жизни…

9.      Учителя подводят итоги урока, напоминают учащимся, что температура кипения зависит от атмосферного давления, а давление от высоты, и в качестве домашнего задания предлагает задачу:

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика 8 класс Тепловые явления

Слайд 2

Задача Для приготовления обеда полярники взяли 10 кг льда, положили его в котел и поставили на огонь. Когда вода уже почти закипела, внимание полярников привлек белый медведь. Налюбовавшись зверем, полярники вернулись к огню и обнаружили, что вся вода выкипела. Определите, сколько было израсходовано природного газа, если КПД нагревателя 30%. Температура воздуха - 40  С. Потерями энергии на нагревание котла пренебречь.

Слайд 3

Задача Решение: = ( - ) = 8,4 * Дж = λ =34* Дж = ( - ) =42* Дж = L = 19,23 * Дж Q пол = + + + Q пол = 10 3 , 63 * Дж Q затр = ( Q пол /  )100 % Q затр = 345, 4 * Дж = Q затр / q = 0,785 кг Дано: = - 40  С = 0  С = 100  С =10 кг = 2100 Дж/(кг  С ) λ = 3,4 * Дж/кг = 4200 Дж/(кг  С ) L = 23* Дж/кг η = 30 % = 0,3 q = 440 * Дж/кг = ?

Слайд 4

График плавления и отвердевания 0 t, 0 C 100 t, мин - 40

Слайд 5

Рефлексивный опрос было интересно… ___________________________________ _____________________________________________________ было трудно…________________________________________ _____________________________________________________ теперь я могу…_______________________________________ _____________________________________________________ я приобрел…__________________________________________ ______________________________________________________ у меня получилось …___________________________________ ______________________________________________________ урок дал мне для жизни …_______________________________ ______________________________________________________

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экономики. 11 класс. Учитель: Мальков С.В. Тема: «Поведение фирмы в условиях монополии».

показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;раскрыть приемы анализа условия максимизации прибыли фирмой – монополистом;формировать умения чтен...

Урок одной задачи. Урок по геометрии в 9 классе, включающий все пройденные темы.

Одна и та же задача решается различными способами группами ребят. Каждая группа может воспользоваться только теми теоремами, которые разрешено данной группе использовать....

Урок в 7 классе Учитель: Беляева Т.А. Тема 1: The World Teenagers\' Competition Тема урока- Учимся описывать людей Разработка урока

Цели урока: совершенствование навыков монологической речи по теме «Описание человека»; закрепление материала по теме «Словообразование: суффиксы прилагательных»;тренировка навыков орфографии....

Конспект урока «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»

Как сказал философ (Хевеши) «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Надеюсь, что к концу урока будет нам и  счастье и г...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное. Обобщающее повторение"

Данная разработка урока позволяет достичь следующих целей:  образовательные: • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: Метод координат. Урок одной задачи.

Изложение несколько спонтанного, но интересного урока....

Кроссворд для 8 класса по физике на тему: "Тепловые процессы"

Дополнительный материал для отработки темы по физике в 8 классе: "Тепловые процессы"...