Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физики
материал по физике на тему

Горбачева Нина Алексеевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_30.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №1 города Лебедянь Липецкой области

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках физики

                                                                                                           

                                                                                                          выступление на заседании

кафедры ест .-матем. цикла

                                                                                                         Учитель: Горбачева Н.А.

                                                               2015г.

     Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что   здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Цель  работы учителя заключается в воспитании здоровой, развитой личности, готовой к адаптации в жизни. Все это согласуется с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в которой на одном из первых мест стоит укрепление и сохранение здоровья школьника. Здоровье сберегающие образовательные технологии  – это  совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

 В литературе существует множество определений здоровья. Так, Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровью: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ: Устав – Женева, 1968).

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна.  Школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровье сберегающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного и социального реабилитирующего пространства. Цель здоровье сберегающих образовательных  технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в  школе, сформировать у него знания ,умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.   Таким образом, главная задача реализации здоровье- сберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять. С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников.         Наиболее распространенные нарушения:      переход дороги на запрещенный сигнал светофора;  внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;  переход дороги перед близко движущимся транспортом;     нарушение правил езды на велосипеде;   игра на дороге.

Я всегда убеждаю детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. В практике моей работы сложилась определенная система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7-9 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение уроков по решению задач, викторин. Решение «транспортных» задач не  заканчивается получением числового ответа. Я всегда обсуждаю ответ с учениками, проанализировав полученный результат.

/7 класс №1. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (=117м)./

В содержание уроков физики включаю  устные и письменные задачи, упражнения, нацеленные на сохранение  здоровья обучающихся, не только физического, но и психического, духовно-нравственного и экологического. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю сама .

Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни. Например, в седьмых классах ребятам предлагаю задачи по теме :“Физика и медицина”, “Физика и сельское хозяйство”,  “Физика и спорт”, задачи об охране окружающей среды.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и  предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга здоровье сберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии  рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков.

 Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке, их средняя продолжительность – не более 10 мин.  На своих уроках я стараюсь применять не менее 3 видов преподавания и слежу за тем, чтобы они чередовались не позже чем через 10-15 мин.    На уроках  максимально использую дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, использую разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Предусматриваю на уроках оздоровительные моменты:/например, соблюдение учащимися правильной позы/   .

  И в заключении, хотелось бы отметить, что для здоровья детей большое значение имеет общий позитивный фон уроков, трансляция учителем позиции принятия каждого ребенка: создание условий для успешности учебной деятельности каждого, когда успехи ребенка сравниваются не с достижениями других детей, а с его собственными сегодня и вчера. Ценностное отношение учителя к здоровью формируется через категории счастья, радости, любви, ответственности за свою жизнь и жизнь детей.  Применение гигиенических критериев рациональной организации урока позволяет добиться того, что утомление у обучающихся наступает не ранее 40 минут, что в свою очередь, влечет за собой повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье сберегающие технологии на уроках физики».

По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор буд...

«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

здорово-сберегающие технологии на уроках физики

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

"Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физкультуры"

Самое главное у человека - это здоровье. Его надо укреплять с детства, а детство - этошкольная пора....

Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"...

Презентация на тему "Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "

Причины нарушения здоровья: Малоподвижный образ жизни,Недостаточная освещенность,Накопление отрицательных эмоций,Неправильная посадка за рабочим местом.Средства здоровье сбережения: Упражнения на форм...