Групповое решение задач. 8 класс. Уравнение теплового баланса.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Гудова Галина Николаевна

Разработка урока по теме "Групповое решение задач. 8 класс. Уравнение теплового баланса". В разработке представлены подробная аннотация, БЛАНК с инструкциеей для работы учащихся, карточки для учащихся с подборкой разноуровневых задач и прописан ход урока. Данный урок как обобщающий проводится для закреплении тем  "Количество теплоты, необходимое для нагревания и выделяющееся при остывании", "Плавление и отвердевание кристаллических тел",  "Теплота парообразования и конденсации", "Графики тепловых процессов". Подборка задач такова, что позволяет всем учащимся показать свои знания - от начальных до высокого уровня. Карточки с задачами могут быть использованы и для проведения контрольной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovoe_reshenie_zadach_uravnenie_teplovogo_balansa.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Групповое решение задач по теме

УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА

Аннотация.

При организации закрепления полученных знаний я использую групповую работу над задачами. Класс делится на группы по 4-5 человек. (Одну и ту же карточку можно давать 2-м группам, если в классе много человек)

На группы учащихся можно делить по-разному.

  • по желанию детей,
  • разноуровневые группы по потенциалу детей,
  • одноуровневые группы  по потенциалу детей.

Первый и второй способ деления чреват тем, что вместо того, чтобы внести посильный вклад в работу своей группы, слабые учащиеся попросту спишут у сильных. Поэтому, при делении, я стараюсь учитывать пожелания детей, но все-таки группы делаю однородными по потенциалу.

В карточках представлены дифференцированные задания, каждое задание оценено соответствующим баллом.

Учащиеся получают набор заданий и БЛАНК, в котором имеется подробная инструкция, где прописаны порядок работы,  порядок оформления работы и система оценивания.

Ход работы в группах:

Вначале дети читают все задачи и оценивают свои возможности. Затем выбирают задачи, распределяют обязанности в группе, решают задачи. Если задачи решались отдельными участниками группы, то проводят обсуждение и взаимопроверку.  Оформляют бланк ответов, сдают работу.

Во время работы учитель может оказывать индивидуальную помощь группам.

Представлена подборка разноуровневых задач по теме «Уравнение теплового баланса»

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Распределение учащихся по группам
  2. Инструктаж
  3. Работа в группах. Чтение и обсуждение задания. Выбор задач для решения.
  4. Работа в группах. Решение задач.
  5. Работа в группах. Проверка и взаимопроверка.
  6. Сдача работ.
  7. Домашнее задание.

8 класс

Решение задач по теме

УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА

Бланк

Инструкция.

  1. Учащиеся решают задачи в группе. Допускается распределение задач между участниками группы.
  2. Для работы с задачами 3-6 используется справочник для нахождения постоянных величин.
  3. Решение задач оформляется следующим образом: Ответы на задачи №1 и №2 записываются в данном бланке полностью. Ответы на задачи №3-10 вначале вносятся в таблицу, затем представляется полное решение в данном бланке. Если недостаточно места, продолжение решения записывается на дополнительном бланке.
  4. Каждая задача оценивается следующим количеством баллов: 1-4 1балл, 5-6 2 балла, 7 – 3 балла, 8-10 -5 баллов. Для получения оценки «3» необходимо набрать не менее 8 баллов, оценки «4» - не менее 11 баллов, оценки «5» - не менее 15 баллов.
  5. Для получения выбранной оценки необходимо решить достаточное количество задач.

 Состав группы:

1.

2.

3.

4.

5.

ВАРИАНТ __________

Ответы:

3

4

5

6

7

8

9

10

Решение задач 3-10:

УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА

Группа № 1

  1. На что расходуется больше теплоты, на нагревание алюминиевой кастрюли или воды в ней, если их массы одинаковы? Ответ обосновать.
  2. Можно ли в медной кастрюле расплавить стальную деталь? Ответ обосновать.
  3. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 3 кг меди, взятой при температуре плавления.
  4. Определить количество теплоты, необходимое для превращения в пар 5 л воды, взятой при температуре кипения.
  5. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 3 кг меди, взятой при температуре 200С
  6. Определить количество теплоты, необходимое для превращения в пар 5 л воды, взятой при температуре 200С.
  7. В находящуюся в стакане воду массой 120 г при температуре 900С налили 100 г воды при температуре 200С. Определить температуру смеси.
  8. В 1л воды, температура которой 20°С, бросают кусок железа массой 100г, нагретого до температуры 500°. При этом температура воды повышается до 24°С и некоторое количество её обращается в пар. Определите массу обратившейся в пар воды.
  9. В калориметре находится 0,5кг воды при температуре 5. В калориметр помещают свинец и алюминий общей массой 200г и при температуре 100. Спустя некоторое время установилась температура воды в калориметре 10. Определите массы свинца и алюминия. Удельная теплоемкость свинца 125 Дж/(кгК), а алюминия 836 Дж/(кгК). теплоемкостью калориметра пренебречь.
  10. В теплоизолированном сосуде находится смесь льда и воды. Масса льда 2,1кг. После начала нагревания температура смеси оставалась постоянной в течение 11минут, а затем за 4 минуты повысилась на 20 К. Определить массу смеси, если считать, что количество теплоты, получаемое системой в единицу времени, постоянно. Удельная теплота плавления льда 330кДж/кг, а удельная теплоемкость воды 4200Дж/(кгК).

«УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА»

Группа № 2

 

  1. В каком случае горячая вода в стакане охладится больше, если в него опустить серебряную или алюминиевую ложку той же массы? Ответ обосновать.
  2. Какую максимальную температуру можно измерить спиртовым термометром? Ответ обосновать.
  3. В находящуюся в калориметре воду массой 200 г при температуре 1000С налили 300 г воды при температуре 150С. Определить температуру смеси.
  4. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 4 кг алюминия, взятого при температуре плавления.
  5. Определить количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 л воды, взятой при температуре кипения.
  6. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 4 кг алюминия, взятого при температуре 250С
  7. Определить количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 л воды, взятой при температуре 300С.
  8. В медный сосуд, нагретый до температуры 350.положили 600г льда при температуре -10.. После установления теплового равновесия в сосуде оказалось 550г льда, смешанного с водой. Найти массу сосуда. Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кгК), удельная теплоемкость меди 420 Дж/(кгК), удельная теплота плавления льда 0,33МДж/кг.
  9. Куску льда массой 2кг, находящемуся при температуре -20, сообщили количество тепла 1МДж. Определить его конечную температуру.
  10. Вода нагревалась в электрическом нагревателе от 200С до кипения в течение 12 минут. За сколько времени вся вода превратится в пар при работающем нагревателе? Удельная теплоемкость воды 4200Дж/(кгК), удельная теплота парообразования воды 2,24МДж/кг. Ответ дать в минутах.

«УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА»

Группа № 3

  1. Что эффективнее использовать в качестве грелки 2 кг песка или 2 л воды при той же температуре? Ответ обосновать.
  2. В каком состоянии находятся медь и алюминий при температуре 10000С? Ответ обосновать.
  3. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 4 кг железа, взятого при температуре плавления.
  4. Определить количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 л воды, взятой при температуре кипения.
  5. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 4 кг железа, взятого при температуре 400С
  6. Определить количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 л воды, взятой при температуре 250С.
  7. В находящуюся в ведре воду массой 4л при температуре 200С налили 2л воды при температуре 1000С. Определить температуру смеси.
  8.  Какое количество теплоты надо затратить, чтобы 1кг льда, взятого при температуре -20°С, превратить в пар? Удельная теплоёмкость льда 2100Дж/(кгК), воды – 4200Дж/(кгК), удельная теплота плавления льда 3,3105Дж/кг, удельная теплота парообразования 2,26106Дж/кг.
  9. В сосуд, содержащий 0,01кг воды при температуре 10°С, положили кусок льда, охлаждённый до-50°С, после чего температура образовавшейся ледяной массы оказалась равной -4°С. Какое количество льда было положено в сосуд? Удельная теплоёмкость воды 4200Дж/(кгК), льда – 2100Дж/(кгК), удельная теплота плавления льда 3,4105Дж/кг.
  10.  Смесь, состоящую из 5кг льда и 15кг воды при общей температуре 0°С, нужно нагреть до температуры 80°С пропусканием водяного пара с температурой 100°С. Определить необходимое количество пара.

«УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА»

Группа № 4

  1. Почему железные печи быстрее нагревают комнату, но не так быстро остаются горячими?
  2. В каком состоянии находятся вода и спирт при температуре 950С? Ответ обосновать.
  3. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг меди, взятой при температуре плавления.
  4. Определить количество теплоты, необходимое для превращения 10 л воды, взятой при температуре кипения.
  5. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг меди, взятой при температуре 200С
  6. Определить количество теплоты, необходимое для превращения 10 л воды, взятой при температуре 200С.
  7. В находящуюся в кастрюле  воду массой 2л  при температуре 400С налили 500 г воды при температуре 800С. Определить температуру смеси.
  8. В ведре находится смесь воды со снегом, масса которой равна m. Ведро внесли в комнату и сразу же начали измерять температуру смеси. В течение времени t1 температура оставалась постоянной, а затем в течение времени t2 она увеличивалась по линейному закону до величины τ, измеряемой по шкале Цельсия. Определить массу снега в ведре, когда его внесли в комнату. Теплоемкостью ведра пренебречь. Считать, что в единицу времени система получает одно и то же количества тепла.
  9. В калориметр, содержащий 1л воды при температуре 40, опускают 20г льда, имеющего температуру 0. Какая температура установится в калориметре?
  10. Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями 4м/с и 2м/с во взаимно перпендикулярных направлениях. Вычислить повышение температуры шаров в результате их неупругого соударения. Удельная теплоемкость свинца 150 Дж/(кгК).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Решение творческих задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса»

Конспект урока по теме "Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса"...

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»...

Тест. Уравнение теплового баланса (8 класс)

Тест. Уравнение теплового баланса...

Теплообмен и уравнение теплового баланса

Презентация к уроку "Количество теплоты. Уравнение теплового баланса"...

Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса.

Данный материал предусмотрен для проведения урока физики в 8 классе по теме "Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса."...