«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
учебно-методический материал по физике на тему

Бровкина Юлия Владимировна

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_kak_komponent_uchebnoy_deyatelnosti_dlya_sayta.pptx619.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Бровкина Юлия Владимировна , МОУ «СОШ 22 с УИОП» «Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

Слайд 2

Содержание Введение Мотивация как компонент учебной деятельности . Условия и особенности формирования учебной мотивации. Формирование мотивации на уроках физики. Заключение Используемая литература

Слайд 3

Введение Мотивация в учебной деятельности-это её главный компонент и главная проблема насущного времени. Многие дети не хотят учиться! Дать понять им необходимость получения образования, ответить на вопрос, зачем им это нужно- наиважнейшая задача родителей, учителей, государства. Только объединившись одной целью и последовательно идя к её достижению мы сможем быть уверенными в будущем поколении

Слайд 4

Мотивация как компонент учебной деятельности. Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек , владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться

Слайд 5

Структура учебной деятельности по эльконину Мотивация Учебная задача Учебные операции Контроль Оценка

Слайд 6

Мотивация-компонент уд Мотива́ция (от лат. « movere » ) — побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Потребность к обучению, в соответствии с теорией иерархии потребностей, относится к самовыражению и самореализации, то есть к потребности в развитии потенциала и навыков, чтобы стать тем, чем, по его мнению, человек способен стать.

Слайд 7

Пирамида маслоу

Слайд 8

мотивы Мотивация – это средство , которое дает возможность повысить уровень заинтересованности учеников к учебному процессу, позволяет повысить их личный научный, творческий потенциал. Мотивация представляет собой совокупность мотивов: положительных и отрицательных, которые «складываясь векторно » задают направления деятельности и развития человеческой личности

Слайд 9

мотивы Мотивы по направленности и содержанию Положительные мотивы Отрицательные мотивы Познавательный мотив Интерес в обучении. Стремление к новым знаниям и умениям – желание стать образованным и эрудированным Отсутствие какого-либо интереса к обучению в целом или отдельному предмету. Непонимание получаемой информации. Социальный мотив Обязательность образования, долг обучения, понимание значимости обучения для всего общества Отрицание правил и норм общества в отношении обязательного образования.

Слайд 10

мотивы Семейный мотив Традиции получения хорошего образования в семье, профессиональные семейные традиции (например военнослужащие, врачи…) Семейная поддержка Отсутствие хорошего (среднего или высшего) образование у родителей. Семейные трудности Коммуникативный мотив Возможность общаться со своими сверстниками, увеличение круга общения посредством повышения интеллектуального развития Отрицательное отношение к классному коллективу и преподавателю

Слайд 11

мотивы Статусный Стремление к уважению и признанию со стороны одноклассников и учителя, самоутверждение в обществе Стремление к уважению в других сферах (кроме образовательной) либо вообще отсутствие данного мотива Эстетический Получение удовольствия в обучении. Раскрытие собственных способностей и талантов Отсутствие способностей в данном предмете / в обучении

Слайд 12

мотивы Личностный Желание получить хорошую оценку Лень. Нежелание учиться и прилагать волевые усилия. Профессионально – ценностный мотив Расширение возможностей, желание поступить в достойный ВУЗ, устроиться на перспективную и интересную работу Нацеливание на профессию низкого социального уровня. Нацеливание на профессии, не требующие знаний по данному предмету.

Слайд 13

мотивы Формирование высокой суммарной мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные

Слайд 14

Условия формирования учебной мотивации Раскрытие смысла обучения перед учащимся, изменение знака его суммарной мотивации на «+» , наделение желанием учиться . 1. «Мне это нужно»

Слайд 15

Условия формирования учебной мотивации 1. «Мне это нужно» Исследование имеющихся мотивов Поиск причин отрицательных мотивов Ликвидация отрицательных мотивов частично или полностью Формирование, углубление и увеличение положительных мотивов Итог: «Мне нужно учиться!!!»

Слайд 16

Условия формирования учебной мотивации 2. «Мне это интересно » Формирование интереса к обучению Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний. Это сложная и кропотливая задача прежде всего учителя.

Слайд 17

Условия формирования учебной мотивации 2. «Мне это интересно » Увлеченное эмоциональное преподавание. Новизна учебного материала Историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывших. Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся Использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения.

Слайд 18

Условия формирования учебной мотивации 2. «Мне это интересно » 6. Обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств 7. Работа в парах, группах, соревнование (с коллегами), метод познавательных споров и игр. Показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха Индивидуальный подход. Проектная деятельность. Создание положительного микроклимата в группе

Слайд 19

Условия формирования учебной мотивации 3. «Мне это радостно!» Положительные эмоции в обучении , вера в себя Эмоции - важнейший компонент учебной мотивации. Дать ученику получить подобные эмоции через успешное решение задачи, хороший проект, положительную оценку его деятельности – главная задача учителя.

Слайд 20

Условия формирования учебной мотивации 4. «Я должен, несмотря ни на что» Чувство долга и ответственности Н еудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий . При развитии мотива достижения следует постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности.

Слайд 21

Формирование мотивации на уроках физики № Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1. «Мне это нужно» Исследование мотивации учеников, минимизация отрицательных мотиваций, путем бесед с учителем и родителями, тестированием психологов. Донесение до учащихся необходимость изучения физики как прикладной науки Применимость физики во множестве профессий Раскрытие набора положительных мотиваций, личного, социального, коллективного, образовательного и других мотивов в процессе изучения физики

Слайд 22

Формирование мотивации на уроках физики № Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1. «Мне это интересно » 1. Разноплановые уроки – стандартные уроки, лабораторные, конференции по темам. 2. Участие ребят в проведении экспериментов. Как показал опыт, именно знания, полученные «руками» откладываются лучше всего 3. Работа в группах. Ученики, решившие наиболее сложные задачи, объясняют их ученикам послабее. 4. Ведение обучающих самостоятельных работ. Учитель, раздав, индивидуальные задания, помогает ученикам решать их, при этом они не имеют возможности списать, но могут попросить учителя помочь.

Слайд 23

Формирование мотивации на уроках физики № Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1. «Мне это интересно» 5. Проекты. Ребята очень любят отступления от школьной программы, особенно если исследуется практическая применимость того или иного закона. 6. Участие в городских конференциях, семинарах олимпиадах. Приобщенность к «избранным» повышает статус ребят и дополнительно стимулирует их мотивы. 7. Применение компьютерных технологий, «мультики - анимации» внутри урока, позволяют ребятам расслабиться и получить информацию с помощью других органов чувств. 8. Связь физики с другими науками естественного цикла, а также гуманитарными.

Слайд 24

Формирование мотивации на уроках физики № Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1. «Мне это радостно» Оценки по заслугам – оценку надо заслужить! 2. Конфеты вместо оценок по праздникам- очень стимулирует к ответам 3. Награждение ребят за участие/ призовые места в олимпиадах- только публичные и под аплодисменты 4. Создание дружелюбной обстановки на уроках 5. Понимание ученика в его сложных ситуациях 6. Получение удовольствия от решенной задачи

Слайд 25

Формирование мотивации на уроках физики № Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1. «Я должен» Научить разбираться со сложными заданиями Обучение работать самостоятельно Никогда не сдаваться перед казалось-бы невыполнимыми заданиями Неудовлетворительная оценка только за недостаточный труд 5. Ответственность за собственные поступки

Слайд 26

Заключение Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения. Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Слайд 27

источники Б. Ц. Бадмаев «Психология в работе учителя. Книга 1. Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания»2000г. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика, 2000г. http://rum.prf.jcu.cz/public/mecirova/answers/Bordovskaya_N_V__Rean_A_A__Pedagogika.pdf Википедия – интернет ресурс https://ru.wikipedia.org Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) — М.: Педагогика, 1977 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций, 2002 В.Сластенин , И.Исаев , Е.Шиянов « Педагогика» http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Как создать учебную мотивацию на уроке физики?

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является низкая учебная мотивация учащихся. Как привлечь внимание школьников к теме урока? Как пробудить интерес к изучению нового м...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Обобщение опыта. "Игра,как способ формирования учебой мотивации на уроках физики"

Игровая деятельность - наиболее понятна и близка ребенку, играя, любой ученик ,а не только любитель данного учебного предмета , легко осознает поставленные учителем цели. На игровых уроках , особенно ...