Физика. 7 класс. дидактический материал.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Соколова Евгения Константиновна

считаю нужным систематизировать лабораторные, самостоятельные и контрольные работы по классам и предмету именно таким образом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl._didakt.mat-l.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс. Физика

Дидактические материалы по физике

для выполнения в  7- 11 классе

лабораторных, самостоятельных и контрольных работ

Ст.Троицкая


Содержание

Пояснительная записка

3

Лабораторные работы

4

Самостоятельные работы

18

Контрольные работы

21

Список литературы

25


Пояснительная записка

Данные дидактические материалы составлены Соколовой Евгенией Константиновной в соответствием требованиями программы А.В. Перышкина в общеобразовательных учреждениях

Создано для выполнения детьми лабораторных, самостоятельных и контрольных работ в классе на уроках физики в качестве вспомогательного материала.


Лабораторные работы

лабораторная работа по физике № 1

Тема: Определение цены деления измерительного прибора

Цели: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости

Приборы и материалы: мензурка, стакан, колба, окрашенная вода

Задание:

        рассчитать цену деления мензурки

        вычислить абсолютную погрешность измерения ∆V (равна половине цены деления)

        определить вместимость мензурки Vопыт

        с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и колбы Vопыт

        результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт  ± ∆V

Результаты

Ёмкость

Цена деления прибора

Погрешность измерения

Вместимость сосуда V

мл

м3

мл

м3

мл

м3

Мензурка

Стакан

-

Колба


лабораторная работа по физике № 2

Тема: Измерение размеров малых тел

Цели: научиться выполнять измерение способом рядов

Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох

Задание:

  1. положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
  2. разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
  3. измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
  4. определите размер (d) одной молекулы   d =

Результаты

№ опыта

Название предмета

Длина ряда

 L (мм)

Число частиц в ряду

N (шт)

Размер одной частицы d

(мм)

(м)

1

Горох

2

Пшено

3

Молекула (фотография)


лабораторная работа по физике № 3

Тема: Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

Цели: определить зависимость пути от времени при равномерном движении; измерить скорость

Приборы и материалы: трубка стеклянная  с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная

Задание:

  1. расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
  2. одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
  3. отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
  4. разделите трубку  на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
  5. измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
  6. рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
  7. сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении

Результаты

№ опыта

путь в долях от длины (s)

путь в метрах

время движения

скорость

1

1

2

½


лабораторная работа по физике № 4

Тема: Измерение массы тела на рычажных весах

Цели: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов

Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы

Задание:

  1. уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
  2. когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела

Результаты

опыта

Взвешиваемое тело

Значение разновесов, которыми было уравновешено тело

Масса тела

г

кг

1

2

3

4


лабораторная работа по физике № 5

Тема: Измерение объёма твёрдого тела

Цели: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы

Задание:

  1. запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
  2. опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
  3. запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
  4. определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т  - Vж
  5. измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
  6. определите объём V тела по формуле V = a·b·c

Результаты

Объём жидк. Vж

мл

Объём жидк.с телом Vж+т

мл

Объём тела Vт

мл

Длина a

см

Ширина

b

см

Высота c

см

Объём V

см3

Объём V

м3

1

2


лабораторная работа по физике № 6

Тема: Измерение плотности твёрдого тела

Цели: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности

Задание:

Для вычисления плотности необходимо

  1. на рычажных весах измерить массу тела m
  2. (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
  3. (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
  4. по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
  5. по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело

Результаты

опыта

Тело

Масса тела (m)

г

Объём тела (V)

см3

Плотность тела (ρ)

г/см3

Плотность тела (ρ)

кг/м3

Вещество

1

2


лабораторная работа по физике № 7

Тема: Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Цели: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка

Задание:

  1. закрепите на штативе конец спиральной пружины
  2. рядом с пружиной установите и закрепите линейку
  3. отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
  4. подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
  5. к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение  │∆ℓ│пружины
  6. по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср   по формуле  kср = F / │ ∆ℓ│

Результаты

№ опыта

m, кг

mg, Н

│∆ℓ│, м

График

kср, Н/м

1

0,1

2

0,2

3

0,3

4

0,4


лабораторная работа по физике № 8

Тема: Определение центра тяжести плоской пластины

Цели: найти точку, служащую центром тяжести пластины

Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка

Задание:

  1. зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении
  2. с помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес
  3. остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины
  4. сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки
  5. повторить опыт, подвесив пластину в другой точке
  6. убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины (пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести)

Рисунок


лабораторная работа по физике № 9

Тема: Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Цели: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов

Задание:

  1.  определите цену деления шкалы динамометра
  2.  положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку; на брусок поставьте груз
  3.  прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки; запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
  4.  к первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения; с увеличением числа грузов растет сила нормального давления
  5.  сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

Результаты

№ опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

1

1

2

2

3

3


лабораторная работа по физике № 10

Тема: Измерение давления твёрдого тела на опору

Цели: научиться определять давление твёрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы)/штангенциркуля (для тел с круглым основанием); вывести зависимость глубины погружения тела в песок от изменения давления этого тела на песок

Приборы и материалы: динамометр, линейка, штангенциркуль, брусок (желательно тяжёлый), тело с круглым дном-основанием, корытце с песком

Задание:

  1. вычислите силу тяжести бруска F
  2. измерьте размеры бруска (a, b, c), рассчитайте площадь S одной из его граней и установите на неё брусок в песочное корытце, отметив глубину погружения l
  3. для тела с круглым основанием штангенциркулем определите диаметр d основания и рассчитайте площадь S этого основания по формуле  
  4. вычислите давление p бруска (p = F/S)

Результаты

опыта

Тело

Сила тяжести

F, H

Площадь основания

S, м2

Давление

p,  Н/м2

Глубина погружения

l, см

1

1 грань

2

2 грань

3

3 грань


лабораторная работа по физике № 11

Тема: Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Цели: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела правильной и неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра и линейки

Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой, линейка, таблица плотностей, 2 тела (1 тело неправильной формы и 1 тело правильной формы)

Задание:

  1. измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда;  рассчитайте силу Архимеда по этим значениям:  FA = R  – F
  2. определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g     (g ≈ 10 H/кг).  Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
  3. измерьте размеры тела №2 и вычислите его объём. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на это тело в воде, масле и молоке

Результаты

Тело

Жидкость

Плотность жидкости ρж,кг/м3

Объём тела Vт,м3

Сила тяжести F,Н

Равнод. сил R,Н

Сила Архимеда FA,Н

1болтик

вода

2брусок

вода

масло

-

-

молоко


лабораторная работа по физике № 12

Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости

Цели: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет

Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка, окрашенная жидкость

Задание:

  1.  измерьте массу тел
  2.  рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
  3.  полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
  4.  вычислите максимальную силу Архимеда
  5.  сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
  6.  опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)

Результаты

опыта

Масса тела (m)

кг

Сила тяжести (Fт)

H

Fт = mg = 10·m

Объём вытесненной воды (V)

м3

1мл = 0,000 001 м3

Максимальная сила Архимеда (FA)

Н

FA = ρвgVт = 10 000·V

Сравните Fт  и  FA

(>, <, =)

Поведение тела

(тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)

1

Fт  …  FA

2

Fт  …  FA

3

Fт  …  FA

4

Fт  …  FA

Вывод (нужное подчеркнуть):

Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)


лабораторная работа по физике № 13

Тема: Выяснение условия равновесия рычага

Цели:   проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка

Задание:

1)  уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
2)  подвесить два груза (сила F
1 = 1Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 12 см от оси вращения

3)  выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 0,5Н); два груза (сила F2 = 1Н)
4)  вычислить отношение сил    
  и плеч               
5)  проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага    
=     

и правило моментов сил  M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)

Результаты

опыта

F1

l1

F2

l2

M1

(F1 · l1)

M2

(F2 · l2)

1

2


лабораторная работа по физике № 14

Тема: Измерение коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости

Цели: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр

Задание:

  1. закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
  2. определите динамометром вес бруска Р (Н)
  3. положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
  4. вычислите коэффициент полезного действия  наклонной плоскости
  5. измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
  6. сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона

Результаты

опыта

h, м

Р, Н

Ап, Дж

п=P·h)

s, м

F, H

Аз, Дж

з =F·s)

= (Ап/ Аз)·100%

1

2


Самостоятельная работа № 1. «Скорость»

Первый вариант 

  1. Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости:

60 км/ч; 120 м/мин

  1. Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он пройдет за 20 мин?

Второй вариант

  1. Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости:

90 км/ч, 180 м/мин

  1. Автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч. Какой путь он пройдет за 15 мин?

Самостоятельная работа № 2. «Плотность»

Первый вариант 

  1. Размеры стального и деревянного брусков совпадают. Какой из них имеет наибольшую массу? Почему?
  2. Определите плотность вещества, если масса куска из него объемом 20 см3 равна 4,8 г. Назовите это вещество

Второй вариант

  1. Размеры мраморного и чугунного брусков совпадают. Какой из них имеет наибольшую массу? Почему?
  2. Металлический брусок имеет объем 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла этот кусок?

Самостоятельная работа № 3. «Давление»

Первый вариант

  1. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы равна 1,5 м2 
  2. Какое давление на дно канистры оказывает находящееся в ней машинное масло, если высота его слоя 50 см.

Второй вариант

  1. Какое давление оказывает лыжник массой 60 кг на снег, если площадь каждой лыжи равна 0,15м2?
  2. Определите давление на глубине 0,6 м в ртути

Самостоятельная работа № 4. «Сообщающиеся сосуды»

Первый вариант 

  1. Нарисуйте сообщающиеся сосуды различного объёма. Опишите в чем их особенность
  2. В прессе площадь большего поршня 1500 см2, а площадь малого поршня 2 см2. На малый действует сила в 100 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем

Второй вариант

  1. Нарисуйте гидравлический пресс. Ответьте: для чего он необходим человеку?
  2. В прессе площадь большего поршня 1000 см2, а площадь малого поршня 1 см2. На малый действует сила в 400 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем

Самостоятельная работа № 5. «Работа и мощность»

Первый вариант 

  1. При помощи подъемного крана подняли груз массой 2 т. на высоту 5м. Какую работу при этом совершил кран?
  2. Определите мощность выполнения работы подъемным краном (из предыдущей задачи) за 30 мин

Второй вариант

  1. Автомобиль перевез груз массой 200 кг на расстояние 500 м. Какую работу выполнил автомобиль?
  2. Определите мощность выполнения работы автомобилем (из предыдущей задачи) за 10 мин

Самостоятельная работа № 6. «Энергия»

Первый вариант 

  1. Какой потенциальной энергией обладает человек массой 80 кг на высоте 20 м?
  2. Снаряд массой 10 кг летит в цель со скоростью 800 м/с. Какова его кинетическая энергия?

Второй вариант

  1. Какой потенциальной энергией обладает коробочка массой 40 г на высоте 0,5 м?
  2. Мотоцикл массой 100 кг разогнался из состояния покоя до 8 м/с. Какую кинетическую энергию он при этом приобрел?


Контрольная работа № 1

Первый вариант 

  1. Назовите из каких веществ состоят физические тела: дождевая капля, стакан
  2. Что такое цена деления? Определите цену деления вашей линейки. Назовите Единицу измерения длины в СИ
  3. Как изменяется объем при нагревании и охлаждении.
  4. В каком состоянии при комнатной температуре находятся вещества:  вода, сахар, воздух, спирт, кислород
  5. Проволока плотно намотана витками на карандаш, при этом 25 витков проволоки занимают расстояние 20 мм. Определите толщину проволоки.

Второй вариант

  1. Назовите из каких веществ состоят физические тела: гвоздь, ластик
  2. Что такое абсолютная погрешность? Измерьте вашу ручку с учетом погрешности. Назовите Единицу измерения массы в СИ
  3. Объясните на основе молекулярной теории, чем отличается от холодной воды горячая
  4. В каком состоянии при комнатной температуре находятся вещества: алюминий, молоко, азот, пластмасса, ртуть
  5. 45 монет сложили стопкой, высота которой стала 9 см. Чему равна толщина одной монеты?

Контрольная работа № 2

Первый вариант 

  1. Автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч. Какой путь он пройдет за 15 мин?
  2. Выразите 0, 4т, 200г в кг и 10000см3 в м3 
  3. Металлический брусок имеет объем 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла этот кусок?
  4. Чему равна сила тяжести слона, если его масса 2 т?
  5. Покажите на рисунке силу тяжести, действующую на кубик, подвешенный на нити

Второй вариант

  1. Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он пройдет за 20 мин?
  2. Выразите 0, 02 т, 4000 г в кг и 100 дм3 в м3
  3. Определите плотность вещества, если масса куска из него объемом 20 см3 равна 4,8 г. Назовите это вещество
  4. Чему равен ваш Вес?
  5. Покажите на рисунке вес на шарике,  подвешенном на пружине

Контрольная работа № 3

Первый вариант 

  1. Какое давление оказывает лыжник массой 60 кг на снег, если площадь каждой лыжи равна 0,15м2?
  2. Какое давление на дно канистры оказывает находящееся в ней машинное масло, если высота его слоя 50 см.
  3. Нарисуйте гидравлический пресс. Ответьте: для чего он необходим человеку?
  4. В прессе площадь большего поршня 1000 см2, а площадь малого поршня 1 см2. На малый действует сила в 400 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем
  5. Мраморный шарик объемом 20 см3 уронили в реку. С какой силой он выталкивается из воды?

Второй вариант

  1. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы равна 1,5 м2
  2. Определите давление на глубине 0,6 м в ртути
  3. Нарисуйте сообщающиеся сосуды различного объёма. Опишите в чем их особенность
  4. В прессе площадь большего поршня 1500 см2, а площадь малого поршня 2 см2. На малый действует сила в 100 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем
  5. С какой силой выталкивается керосином кусок стекла объёмом  10 см3?

Контрольная работа № 4

Первый вариант 

  1. Автомобиль перевез груз массой 200 кг на расстояние 500 м. Какую работу выполнил автомобиль? Определите мощность за 30 мин
  2. Опишите устройство клина
  3. Сколько работы выполнит человек при КПД 40%, если он потратил энергии 200 МДж?
  4. Какой потенциальной энергией обладает коробочка массой 40 г на высоте 0,5 м?
  5. Мотоцикл массой 100 кг разогнался из состояния покоя до 8 м/с. Какую кинетическую энергию он при этом приобрел?

Второй вариант

  1. При помощи подъемного крана подняли груз массой 2 т. на высоту 5м. Какую работу при этом совершил кран? Определите мощность за 10 мин
  2. Опишите устройство ворота
  3. Определить КПД автомобиля, если из затраченных им 300 МДж, в полезную работу преобразовалось только60 МДж?
  4. Какой потенциальной энергией обладает человек массой 80 кг на высоте 20 м?
  5. Снаряд массой 10 кг летит в цель со скоростью 800 м/с. Какова его кинетическая энергия?

Список литературы

Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ А.В.Перышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007. – 192 с.: ил.

Перышкин А.В. Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» (М.: Дрофа): 7-9-й кл. / А.В. Пёрышкин; Сост. Г.А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 269 с.

Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина, С.А. Громова, Н.А.Родиной. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005.-304 с.

Астахова Т.В. физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей, 2014.-64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 9 класс. Дидактический материал для урока и контрольные работы

Контрольные работы в 9 классе я стараюсь проводить с использованием материалов ГИА и ЕГЭ по математике, вот что из этого получается....

Наречие.7 класс.Дидактический материал

Наречие.Дидактический материал для учителя...

Школьный тур олимпиады по биологии. 7 класс. Дидактический материал.

Школьный тур олимпиады с  прошлого года организуют по единым заданиям от оргкомитета района. Публикую вариант заданий для 7 класса с ответами. Эти задания учащиеся Невского района СПб решали в 20...

Геометрия 10 класс дидактический материал

Контрольные и самостоятельные работы по геометрии 10 класс...

5 класс Дидактический материал по математике

Дидактический материал по УМК С.М. Никольского...

Теория и практические задания по подготовке к ОГЭ по русскому языку 8-9 класс (дидактический материал из второй книги «Колыбельная», главы первой из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана в переводе Светланы Козловой)

Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана) На одинокой осине под окнами начали желтеть листья. Д...