Разработка открытого урока по теме "Работа"
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Ежегодно в нашей школе проводится День открытых дверей для родителей. Это большой праздник к которому готовятся ученики и учителя, чтобы продемонстрировать родителям достижения каждого ребенка. Урок по теме "Работа" в 7 классе проведен в рамках данного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_rabota.doc110 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_po_teme_rabota.ppt554 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик

Разработка урока по физике в 7 классе по теме

«Работа»

  Учитель физики

  МАОУ СОШ №8 им. Ц. Л. Куникова

    Мерхалева Елена Юрьевна

Геленджик, 2016 год

Дата: 8 апреля 2016 года.

Класс: 7в

Тема урока: «Механическая работа»

Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.  

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать  у учащихся  научное понятие механической работы;
  • познакомить учащихся с формулой для вычисления  работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
  • вспомнить некоторые виды сил, исследовать их на предмет совершения работы.

Развивающие:

  • развивать навыки осмысленного чтения, самостоятельной работы;
  • развивать умение анализировать учебный материал;
  • способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитательные

  • воспитать умения и навыки коллективной работы;
  • воспитать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, приборы для проведения демонстрационного эксперимента:

  • Лоток 1: линейка, физическое тело известной массы (груз массой 100 г).
  • Лоток 2: демонстрационная пружина, динамометр, физическое тело (груз).
  • Лоток 3:  линейка, динамометр, деревянный брусок.
  • Лоток 4: сосуд с водой, деревянный брусок известного объема.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

ЭПИГРАФ:

Великая радость, - работа,
В полях, за станком, за 
столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом!
В.Я. Брюсов

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.  Оцените свое рабочее место.

         Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

  1. Мотивация. Сообщение темы урока.

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать и исследовать для себя всё вокруг неизведанное и значит, нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? (процесс получения какого – либо продукта, различные действия человека, механизма, профессия и т.д.)

Термин «работа» встречается в жизни очень часто, но мы вкладываем в него  такой  широкий смысл,  что он теряет всякую определенность.

Понятие работы в физике несколько иное, а какое вы узнаете из сегодняшнего урока.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела физики «Работа и мощность. Энергия»

Тема урока «Механическая работа». Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Цель урока: сформировать научное понятие механическая работа.

  1. Коллективная работа учащихся с текстом из учебника.

Откройте учебник на странице 164, §55, ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Дайте определение понятия «механическая работа».
  2. Запишите формулу, для расчета механической работы.
  3. Напишите единицу измерения механической работы.
  4. Запишите условия, при которых работа не совершается.
  5. Запишите, в каких случаях работа положительна, отрицательна.

Ребята заполняют таблицу 1,  см. Приложение 1.

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сравнить со слайдом), исправьте ошибки. Как вы думаете почему они были допущены? Что было самым сложным в вашей работе?

  1. Групповая работа.

Ребята, вопросы в таблице № 4 и 5 мы подробно рассмотрим на следующем уроке, а сейчас, ответьте: о какой силе идет речь, когда мы вычисляем механическую работу? Любая ли сила может совершить работу?

Для ответа разобьемся на группы. Задача: в течение 5 минут выполнить экспериментальное задание и заполнить пустые строки карточки. См. Приложение 2.

             По истечение времени представители групп по очереди высказывают свою точку зрения, делают выводы, происходит обсуждение, во время которого учащиеся заполняют таблицу 2 приложения1, сравниваем с информацией на слайде.

  1. Закрепление.

Ответьте на вопросы (фронтально):

                   В каких случаях совершается механическая работа

  1. Мальчик влезает на дерево
  2. Ученик отвечает у доски
  3. Штангист поднял и держит на плечах тяжелую штангу
  4. Перышко падает на землю
  5. Автомобиль останавливается после выключения двигателя
  6. Воздушный шар поднимается вверх
  7. Вода в стакане давит на стенки сосуда.
  8. Заяц убегает от волка

  1. Подведение итогов урока.
  1. О чем мы говорили сегодня на уроке? (О понятии «механическая работа»)
  2. Что нового вы узнали сегодня? (Определение, единицы измерения, формула, условия совершения работы, понятия «положительная» и «отрицательная» работа и т.д.)
  3. Какой материал повторили? (Силы.)
  4. Выполняли ли вы сегодня механическую работу, на каком этапе урока, почему?
  1. Дома: п. 55, упражнение 30 (1,2 – устно), задание 1 или 2 стр. 167 (по желанию на дополнительную оценку).


        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДАТА___________ТЕМА УРОКА____________________________________

1

Определение механической работы

2

Расчетная формула.

3

Единица измерения механической работы.

4

Условия, при которых работа не совершается.

5

Запишите, в каких случаях работа                                  положительна  

                                   отрицательна

        

Виды сил и работа.

Вопросы

Силы

Сила тяжести

Сила упругости

Архимедова сила

Сила тяги

1

Может ли совершить механическую работу?

3

Что вы знаете об этой силе? (Буквенное обозначение, единицы измерения, расчетная формула, направление)

4

Как определить механическую работу в данном случае?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа.

Оборудование: линейка, физическое тело известной массы (груз массой 100 г).

Инструкция: возьмите тело и бросьте с парты на пол. Ответьте на вопросы.

Вопросы.

  1. Выполняется ли в этом случае механическая работа?

  1. Какая сила выполняет механическую работу?

  1. Что вы знаете об этой силе? (Буквенное обозначение, единицы измерения, расчетная формула, направление)

  1. Как определить механическую работу в данном случае?

2 группа.

Оборудование: демонстрационная пружина, динамометр, физическое тело (груз).

Инструкция: подвесьте тело на пружину. Растяните пружину и отпустите, наблюдайте за процессом. В момент сжатия пружины:

Вопросы.

  1. Выполняется ли механическая работа?

  1. Какая сила выполняет механическую работу?

  1. Что вы знаете об этой силе? (Буквенное обозначение, единицы измерения, расчетная формула, направление)

  1. Как определить механическую работу в данном случае?

3 группа.

Оборудование: сосуд с водой, деревянный брусок известного объема, которое всплывает в воде.

Инструкция: опустите тело в воду на некоторую глубину, наблюдайте за происходящим процессом.

Вопросы.

  1. Выполняется ли механическая работа?

  1. Какая сила выполняет механическую работу?

  1. Что вы знаете об этой силе? (Буквенное обозначение, единицы измерения, расчетная формула, направление)

  1. Как определить механическую работу в данном случае?

4 группа.

Оборудование: линейка, динамометр, деревянный брусок.

Инструкция: положите деревянный брусок на стол, прицепив к нему динамометр, и тяните по столу.

Вопросы.

  1. Выполняется ли механическая работа?

  1. Какая сила выполняет механическую работу?

  1. Что вы знаете об этой силе? (Буквенное обозначение, единицы измерения, расчетная формула, направление)

  1. Как определить механическую работу в данном случае?

Таблица. Виды сил и работа.

Вопросы

Силы

Сила тяжести

Сила упругости

Архимедова сила

Сила тяги

1

Может ли совершить механическую работу?

3

Что вы знаете об этой силе? (Буквенное обозначение, единицы измерения, расчетная формула, направление)

4

Как определить механическую работу в данном случае?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Работа» Учитель физики МАОУ СОШ №8 им. Ц. Л. Куникова Мерхалева Елена Юрьевна 2016 год

Слайд 2

ЗАКОНЫ УРОКА Не выкрикивать! Быть терпеливым! Дать возможность высказаться своим товарищам! Уважать друг друга.

Слайд 3

Великая радость, - работа, В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета, - Все счастье земли – за трудом! В.Я. Брюсов Работа ЦЕЛЬ: сформировать научное понятие механической работы

Слайд 4

1 Определение 2 Расчетная формула 3 Единица измерения механической работы 4 Условия, при которых работа не совершается (А=0) 5 Запишите, в каких случаях работа положительна отрицательна ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА. § 55 на странице 164!

Слайд 5

1 Определение Механическая работа – это скалярная физическая величина пропорциональная действующей силе и перемещению тела. 2 Расчетная формула. A=F*S 3 Единица измерения [А]= 1Дж 4 Условия, при которых работа не совершается. А=0, если F =0 или s =0, F ׀ s 5 Запишите, в каких случаях работа положительна A>0 , если F s отрицательна A<0 , если F s МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд 6

№ Вопросы Силы Сила тяжести Сила упругости Архимедова сила Сила тяги 1 Может ли сила совершить механическую работу? 3 Что вы знаете об этой силе? 4 Как определить механическую работу в данном случае?

Слайд 7

№ Вопросы Силы Сила тяжести Сила упругости Архимедова сила Сила тяги 1 Может ли сила совершить работу? Да Да Да Да 2 Что вы знаете об этой силе? [F]=1Н F=mg Направлена к Земле [F]=1Н F= k Δ l Направлена к положению равновесия [F]=1Н F= ρgv Направлена к поверхности жидкости [F]=1Н Сонаправлена с изменением скорости тела. 3 Как определить работу? А= mg s А= k Δ l s А= ρ gv s А= F s

Слайд 8

Какие силы совершают работу? 1.Камень падает на землю. 2. Спортсмен поднимает штангу. 3.Автомобиль останавливается после выключения двигателя. 4.Воздушный шар поднимается вверх. 5. Снаряд перемещается при выстреле из пружинного пистолета?

Слайд 9

Дома: п. 55, упражнение 30 (1,2 – у)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...